Потребность в социальном познании

Человек не может развиваться с социальной точки зрения, если у него не будет развита потребность в соци­альном познании, т.е. в познании политических, экономиче­ских, исторических и других процессов, происходящих в обще­стве. Удовлетворив потребность в социальном познании, чело­век самостоятельно может анализировать процессы в обществе и делать свои выводы. Многочисленные акции протеста, сооб­щения о которых приходят из разных стран, свидетельствуют именно о том, что у людей развита потребность в социальном познании. Можно сказать, что чем больше познаний человек

11.4. Потребность в социальном познании

будет иметь, тем более благоприятно он будет чувствовать себя в обществе.

Специфика социального (гуманитарного) познания прояв­ляется в нескольких моментах:

1. Предмет социального познания — мир человека, а не просто вещь как таковая. Это значит, что данный предмет имеет субъ­ективное измерение, в него включен человек как «автор и ис­полнитель своей собственной драмы», которую он же и позна­ет. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социаль­ными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и сти­хийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реа­лизуют определенные цели и т.д. Обычно это прежде всего субъект-субъектное познание.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процес­сы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный инте­рес - динамика, а не статика, ибо общество практически ли­шено стационарных, неизменных состояний. Поэтому глав­ный принцип его исследования на всех уровнях — историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании.

3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на ос­нове конкретно-общего, закономерного.

4. Социальное познание — всегда ценностно-смысловое освое­ние и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие.

5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.д.) и «субъективны­ми» (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политиче­ские, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и проч. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социаль­ного исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

 

 

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

6. В социальном познании важное значение имеет процедура по­нимания как приобщение к смыслам человеческой деятельно­сти и как смыслообразование.

7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письмен­ные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники (материальные остатки прошлого). Иными слова­ми, здесь происходит отражение отражения: социальная ре­альность предстает в текстах, в знаково-символических выра­жениях.

8. Весьма сложным и опосредованным является характер взаимо­связи объекта и субъекта социального познания. Здесь связь с социальной реальностью обычно происходит через источни­ки — исторические и археологические. Если естественные нау­ки нацелены на веши, их свойства и отношения, то гуманитар­ные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присущи значение, смысл, ценность. Тексто­вая природа социального познания — характерная его черта.

9. Особенностью социального познания является его преиму­щественная ориентация на «качественную окраску событий». Явления исследуются со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-матема­тического цикла.

10. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроско­пом, ни химическими реактивами, ни тем более сложным на­учным оборудованием. Все это должна заменить сила абстрак­ции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов.

11. В социальном познании исключительно важную роль играют «хорошая» философия и верный метод. Только их глубокое знание и грамотное применение позволяет адекватно постичь сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его формы и принципы, их пронизанность ценностно-мировоз­зренческими компонентами и их влияние на результаты по­знания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога (немыслимого без постановки и разрешения противо­речий-проблем) и т.д.

11.5. Научное познание и его особенности

Познавательный процесс не ограничивается способностью сознания отражать мир. Этот процесс включает творческий созидательный потенциал, основанный на продуктивном во­ображении, интуиции, фантазии, обусловленной социокуль­турным опытом, как индивидуальным, так и коллективным. Рассматривая механизм освоения бытия в мире, следует при­нимать во внимание его социокультурную обусловленность, помня о принципе конкретности истины и абстрактном харак­тере познания, тяготеющего к определенному схематизму и формализации; так, в философских концепциях потребность в познании сводит частное к общему и в общем видит отражение частных проявлений бытия. Кроме того, следует учитывать традиционную рациональную направленность гносеологии, вследствие чего из ее поля зрения выпадают сферы внерацио-нального или ненаучного знания (практическое знание обы­денного, мифологического и религиозного сознания).

В результате сложилась проблемная ситуация. Поскольку гносеология «закрывает глаза» на внерациональную реаль­ность, то на ее поле вырастают ложные спекуляции, включая оккультное постижение бытия, паранормальное и медиатив­ное познание, приумножающие такие недуги «больного разу­ма», как крайний эмпиризм, панрационализм, эклектику, ме­ханицизм, софистику и т.д.1 Из этого вовсе не следует необхо­димость объявить внерациональное знание вне «закона» или повесить на него ярлык неполноценности. Направления ино-научного освоения бытия надо не клеймить, а изучать и не де­лать вид, что их нет, ибо «их не должно быть». В противном слу­чае существенно сократится гносеологическое пространство философии, а в сфере инонаучного, внерационального знания бал будут править невежество и эмоции. Не следует поддавать­ся высказыванию: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (это касается вненаучного познания). Рассуж­дая таким образом, мы не сможем принять теорию относитель­ности А. Эйнштейна, которую он получил иррациональным путем.

1 См.: Природа и дух: мир философских проблем. Кн. 2: Виды и формы освое­ния бытия. СПб., 1995.

 

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2709;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.