Потребность в социальном познании
Человек не может развиваться с социальной точки зрения, если у него не будет развита потребность в социальном познании, т.е. в познании политических, экономических, исторических и других процессов, происходящих в обществе. Удовлетворив потребность в социальном познании, человек самостоятельно может анализировать процессы в обществе и делать свои выводы. Многочисленные акции протеста, сообщения о которых приходят из разных стран, свидетельствуют именно о том, что у людей развита потребность в социальном познании. Можно сказать, что чем больше познаний человек
11.4. Потребность в социальном познании
будет иметь, тем более благоприятно он будет чувствовать себя в обществе.
Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в нескольких моментах:
1. Предмет социального познания — мир человека, а не просто вещь как таковая. Это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как «автор и исполнитель своей собственной драмы», которую он же и познает. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели и т.д. Обычно это прежде всего субъект-субъектное познание.
2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес - динамика, а не статика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях — историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании.
3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-общего, закономерного.
4. Социальное познание — всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие.
5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.д.) и «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и проч. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
6. В социальном познании важное значение имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.
7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники (материальные остатки прошлого). Иными словами, здесь происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символических выражениях.
8. Весьма сложным и опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания. Здесь связь с социальной реальностью обычно происходит через источники — исторические и археологические. Если естественные науки нацелены на веши, их свойства и отношения, то гуманитарные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присущи значение, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания — характерная его черта.
9. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на «качественную окраску событий». Явления исследуются со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла.
10. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложным научным оборудованием. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов.
11. В социальном познании исключительно важную роль играют «хорошая» философия и верный метод. Только их глубокое знание и грамотное применение позволяет адекватно постичь сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его формы и принципы, их пронизанность ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты познания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога (немыслимого без постановки и разрешения противоречий-проблем) и т.д.
11.5. Научное познание и его особенности
Познавательный процесс не ограничивается способностью сознания отражать мир. Этот процесс включает творческий созидательный потенциал, основанный на продуктивном воображении, интуиции, фантазии, обусловленной социокультурным опытом, как индивидуальным, так и коллективным. Рассматривая механизм освоения бытия в мире, следует принимать во внимание его социокультурную обусловленность, помня о принципе конкретности истины и абстрактном характере познания, тяготеющего к определенному схематизму и формализации; так, в философских концепциях потребность в познании сводит частное к общему и в общем видит отражение частных проявлений бытия. Кроме того, следует учитывать традиционную рациональную направленность гносеологии, вследствие чего из ее поля зрения выпадают сферы внерацио-нального или ненаучного знания (практическое знание обыденного, мифологического и религиозного сознания).
В результате сложилась проблемная ситуация. Поскольку гносеология «закрывает глаза» на внерациональную реальность, то на ее поле вырастают ложные спекуляции, включая оккультное постижение бытия, паранормальное и медиативное познание, приумножающие такие недуги «больного разума», как крайний эмпиризм, панрационализм, эклектику, механицизм, софистику и т.д.1 Из этого вовсе не следует необходимость объявить внерациональное знание вне «закона» или повесить на него ярлык неполноценности. Направления ино-научного освоения бытия надо не клеймить, а изучать и не делать вид, что их нет, ибо «их не должно быть». В противном случае существенно сократится гносеологическое пространство философии, а в сфере инонаучного, внерационального знания бал будут править невежество и эмоции. Не следует поддаваться высказыванию: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (это касается вненаучного познания). Рассуждая таким образом, мы не сможем принять теорию относительности А. Эйнштейна, которую он получил иррациональным путем.
1 См.: Природа и дух: мир философских проблем. Кн. 2: Виды и формы освоения бытия. СПб., 1995.
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2725;