Потребность в образовании
Структура систем образования в современном мире имеет наряду с национальными традиционными чертами ряд общих характеристик:
о гуманистический характер образовательного процесса, его ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей;
о светский характер образования в государственных учебных заведениях всех уровней и всех видов;
о общедоступность и в большинстве стран обязательность массового начального и среднего школьного образования. Понятие образования имеет два значения. Во-первых, образован ие — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. В понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умение критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности человека и общении человека с ему подобными.
Во-вторых, образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта.
Суть образования в том, что оно как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Образование относительно стабильно только в своих материальных объектах — учебных зданиях, пособиях, орудиях труда, лабораторном и ином оборудовании, а в остальном образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое.
Внешняя цель образования как социального института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретных историче-
1.7. Потребность в образовании
ских условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. В современном меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве знания, умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильные соответствия истине, реальным вещам, происходящим процессам, качественным преобразованиям. Меняются техника и технология, совершенствуется связь, электроника проникает во все сферы жизни. Современный человек должен быть не просто «держателем» знаний, но их активным творческим пользователем. У человека появляется потребность в необходимости постоянно обновлять свои знания, научиться владеть методами и способами образовательного самосовершенствования, уметь устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действий. Сегодня жизнь в социуме резко изменилась и среди требований к современной личности на первое место вышел общеразвиваюиций эффект образования.
Внутренняя целевая направленность образования поэтому заключается не только в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, но и в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности. Образование и воспитание — органическая целостность и единство. Однако они различны по существу, содержанию, механизмам и не всегда совпадают по конечному результату. Воспитание в своих целях непременно использует содержание и механизмы образования, также и образование привлекает воспитание в целях повышения качества образования.
Сегодня, когда образование обретает насущную потребность и черты процесса становления каждого индивида в качестве интегрированного члена общества, обучение становится основным и самым эффективным механизмом образовательно-воспитательного становления личности.
Важнейшая социальная функция образования — создание личности, соответствующей социальным требованиям. «Строительным материалом образования является мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство на-
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
копленного человечеством опыта»1. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев, кто приобрел много знаний и, кроме того, умеет быстро и верно принимать решения, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Выделение естественных наук в самостоятельную область, активное их развитие накануне Промышленной революции XVIII в. и становление техносферы способствовали формированию классического рационализма как системы правил, алгоритмов и эталонов материальной и духовной деятельности, базирующихся на жестких логических и причинно-следственных связях и отношениях. В этот период рационализм превратился в единственную форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Начиная с эпохи Просвещения образование стало пониматься в узком смысле: не как обретение универсального знания, дающего основу для занятий любым видом творческой деятельности, а как система определенного круга сведений и профессиональных навыков, составляющих предмет одной из многочисленных дисциплин. К основным принципам просвещенческой системы образования относятся сциентизм (ориентация на науку), дифференциация знания в преподавании (урок, лекции), ступенчатость подготовки (класс, курс), монологизм и авторитарность (доминанта преподавательского голоса), утилитарность (польза). Творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX в. к антропогенной цивилизации будущего приводит к изменению ценностных ориентиров во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества — политике, экономике, науке, культуре, образовании. Сегодня наступает новая формация образования. Ученые едины во мнении, что должна произойти смена основного смыслового знака образования «рационализм» на знак «культура». Идеалом современного типа образования выступает формирование в человеке целостного
СтоляренкоЛД., Самыгин С.И. Психология и педагогика. Ростов н/Д, 2003. С. 395.
11.7. Потребность в образовании
мира культуры в его гармоничной организации, что связано с развитием ценностного, а не только сциентистского (ориентация на науку) мышления и ответственного сознания личности. В то же время сегодня можно констатировать доминирование потребности в знании.
Признаки рационально-просвещенческой парадигмы образования, сформировавшейся в эпоху индустриальной культуры, проявляются: в узкопредметной дифференциации знания и культуры, в параллельном (без органической связи и единства) существовании естественно-научной и гуманитарно-культурной форм знания; в том, что из трех видов духовной предметности — знания, ценности, проекты — только первый находит должное отражение в процессе образования.
Однако «обучающая концепция образования, апеллирующая главным образом к разуму учащихся и озабоченная "наполнением" их интеллекта все новыми и новыми научными фактами, понятиями, категориями, правилами, принципами, теориями и законами, полностью и, можно предположить, бесповоротно изживает себя»1.
Современное состояние культурного сознания и понимание образования как постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни, как обретение внутренней формы человека вступает в противоречие со сциентистским, технократическим характером образования. Актуализируются проблемы перехода от сугубо рационального, репродуктив-но-информационного, узкопредметного — к творческому, культурно-личностному, к межпредметной интеграции, синтетическим формам знания и метапредметам, которые сочетают содержание и методы как научно-рационального, так и гуманитарного характера. В синтетической культуре информационной эпохи востребованы индивиды-«универсалы», широко мыслящие, владеющие языками разных дисциплин и культурных кодов, способные при необходимости к смене направления и содержания своей деятельности. Именно универсальные знания, преодолевающие преграду разобщенности и закрыто-
' Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М., 1997. С. 71.
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
сти отдельныхдисциплин, заключают в себе возможность формирования таких свойств.
В связи с активным развитием компьютерных систем и систем телекоммуникации бурно развиваются системы дистанционного образования. Основная идея дистанционного образования, заключающаяся в получении обучающимся учебной информации в виде, соответствующем его индивидуальным склонностям, способам восприятия и мышления, в получении ответов на интересующие его вопросы на высоком научном уровне, реально может реализоваться только в компьютерной и телекоммуникационной среде. Реальное обеспечение полноценного дистанционного обучения представляет собой сложную и пока нерешенную проблему. В идеале дистанционное образование способно совмещать различные формы организации обучения, начиная с самостоятельных занятий в гипертекстовой среде электронного учебника и заканчивая диалогом с опытным преподавателем или специалистом в данной предметной области. Информационные технологии, включая интернет и гипертекст, и телекоммуникации делают это возможным за счет обеспечения быстродействия сетей и коммуникаций, наличия огромных массивов памяти, в том числе массивов памяти персональных компьютеров.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 6746;