Этносы и их составляющие

Этносы — сравнительно большие группы лю­дей, живущих на той или иной территории, специфическим образом присваивающих окружающую природу с целью обес-

' Брошей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 2007. С. 55.

печения себя необходимыми для жизни продуктами, характе­ризующихся только им свойственными стереотипами поведе­ния. Присвоение природы, потребность выживания обуслов­ливают постоянное воспроизводство численности этноса, что служит основанием для деления каждого из них на такие соци­ально-демографические группы, как дети, молодежь, зрелое поколение, старики.

Род в архаическом обществе соединял и производство средств жизни, и воспроизводство самой жизни.

Племя составляли два рода. Род был самостоятельной соци­альной единицей, но племя позволяло более эффективно кон­курировать ему с другими родами по поводу прежде всего при-сваемого ландшафта.

Народность — форма этноса, возникновение которой связа­но со становлением цивилизации. Основу народности состав­ляли не родственные, а территориальные связи. Присвоение внешней территории выходило на первый план по сравнению с присвоением внутренней территории. Народность предпола­гала определенные формы публичной государственной власти, пришедшей на смену личной власти родовых старейшин и пле­менных вождей. В духовной жизни на смену мифологическому сознанию приходили более развитые системы религиозного типа. Народность — характерная форма существования этноса в традиционных обществах.

Нация — форма этноса, появившаяся в Новое время. В ста­новлении нации важную роль играли урбанизация, развитие национальных столиц. В разных странах эти процессы шли и идут до сих пор неравномерно.

Выявление различий, желание сохранить свою неповтори­мую индивидуальность заставило народы задуматься над исто­ками и смыслом своей самобытности, углубляясь в анализ соб­ственных исторических корней и производя переоценку при­вычных добродетелей, ценностей и идеалов, веками и даже тысячелетиями господствовавших в их общественном созна­нии, укоренившихся в социальной психологии и поддержи­вающих их менталитет.

Рост национального самосознания закономерно сопровож­дался двумя идеологическими процессами — усилением пат­риотизма и оформлением национализма.

 

Глава 10. Этнические потребности человека

Патриотизм зародился еще в период существования пер­вобытных родов, племен, общин и у античных народов. В Средневековье патриотизм разных народов окрашивался в религиозные цвета, ибо религиозная идеология была тогда гос­подствующей формой общественного сознания. Патриотизм в значительной мере помог самоопределению народов (в форме наций) в Новое время, когда изменилась внутренняя и внеш­няя ситуация, упростился поиск ими новой роли и места среди соседей в своих регионах и в мире в целом.

Национализм был той особой формой, в которую облеклись исторически конкретная идеология и соответственно социаль­ная психология нации — принципиально нового типа этноса, характерного для новоевропейской цивилизации. С известной долей условности можно сказать, что национализм вырос из патриотизма, поскольку многое заимствовал у него, в частно­сти такие ценности, как гордость за свой народ и героические страницы его истории, стремление отстаивать свободу родины и независимость от посягательств извне, представления о са­мобытности, самоценности, «непохожести», уникальности каж­дой нации, что позволяло в этот период оценивать его в целом положительно.

В Новое и Новейшее время для основных этнических под­разделений характерно, с одной стороны, сокращение их чис­ла, с другой — повышение среди народов мира удельного веса крупных образований этого типа и увеличение их численно­сти. В наше время возрастает взаимодействие общностей, чему немало способствуют средства массовой информации. Проис­ходит усиление удельного веса тех элементов культуры, кото­рые в той или иной мере распространены по всему земному ша­ру, т.е. приобретают общепланетарный характер. Основными точками формирования таких элементов культуры стали го­рода, а технико-экономической основой для их появления послужило промышленное развитие. Важная роль в распро­странении элементов промышленно-городской культуры при­надлежит проницаемости национальных перегородок в гло­бальных масштабах.

Особенно наглядно процессы интернационализации про­ступают в материальной культуре, прежде всего в широком распространении как в сфере производства, так и сбыта разно-

10.4. Этносы и их составляющие

образных промышленно стандартизованных изделий — от станков и автомашин до повседневно-бытовых аксессуаров (одежда, обувь, мебель, пища и т.п.). Все более интернацио­нальный характер приобретают и стереотипы повседневного поведения, например рукопожатия, правила уличного движе­ния и т.п. Интеграционные тенденции проявились и в сфере духовной культуры благодаря развитию средств массовой ком­муникации, в первую очередь различных способов тиражиро­вания книг, фильмов, распространению интернета, а также проведению международных фестивалей искусств, контактам между деятелями культуры разных стран и т.д. Вследствие это­го применяются в глобальных масштабах одни и те же элемен­ты духовной культуры — от произведений искусства и художе­ственной литературы до таких повсеместно принятых развле­чений, как массовые зрелища, спорт, туризм.

Этническая картина мира, присущая каждому традицион­ному социуму, структурирует все аспекты бытия и динамиче­ским образом соотносит с человеком, живущим и действую­щим в мире. В обществе всегда живут традиции, унаследован­ные от ушедших поколений, и в то же время происходит становление новых традиций, представляющих собой квинт­эссенцию опыта сегодняшнего дня — опыта, из которого будут черпать знания новые поколения. Сохранившиеся от прошло­го традиции являются важными функционирующими компо­нентами каждого жизнедействующего общества, причем про­цесс возникновения новых традиций нельзя привязывать к ги­бели старых традиций, поскольку между новыми и старыми традициями могут существовать органические связи, в резуль­тате чего некоторые традиции, появившиеся в далеком про­шлом, вообще долго не исчезают, а в соответствии с новым об­щественным бытием обогащаются и развиваются как по содер­жанию, так и по форме.

Понятие «традиция» тесно связано с понятием «обычай». Подчас их даже отождествляют. Однако, хотя это однопоряд-ковые понятия, они все же далеко не идентичны. Одним из компонентов традиций являются обряды (ритуалы), высту­пающие эффективным средством социального регулирова­ния, — стереотипные формы массового поведения, выражаю­щегося в повторении стандартизованных действий. Смысл

Глава 10. Этнические потребности человека

10.4. Этносы и их составляющие

ритуала заключен не в самих составляющих его движениях, а в том, что они символизируют (обозначают). В силу своего сим волического характера обрядовые действия лишены непо­средственной целесообразности, но в конечном счете такие действия выполняют ряд немаловажных для этноса функций. Прежде всего ритуал играет роль механизма регуляции внутри-этнических связей. К числу важнейших аспектов этой роли относятся: кооперирование деятельности индивидов посред­ством их включения в систему социальных институтов; под­держание определенной иерархии социальных статусов; ус­тановление психологических сопереживаний, групповой со­лидарности; снятие возникающих в повседневном общении людей эмоциональных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, наступление по­ловой зрелости, вступление в брак, смерть) и поведенческих ак­тов индивидов как форма их социальной оценки и контроля и т.д. Ритуал также выполняет функцию воспроизводства этни­ческой специфики жизненного уклада и форм общения людей1.

Рассматривая этнические функции культуры, следует четко отграничивать собственно традиции, передаваемые устно или путем непосредственного наблюдения, от культурной преем­ственности, обеспечиваемой письменностью. Если письмен­ная информация может существовать определенное время не­зависимо от человеческого сознания, то устно-зрительные тра­диции непременно предполагают постоянное их сохранение в живой памяти людей. Устно-зрительные традиции требуют не­посредственных межличностных контактов, а письменная ин­формация может осуществляться и без таких контактов и в этом смысле имеет «опосредованный» характер. Наиболее «эт-ничный» слой культуры в узком смысле слова определяет­ся двумя основными параметрами — надиндивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традици­онностью, повторяемостью).

Наиболее характерные свойства этноса непосредственно сосредоточены в бытовой культуре, при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь обыденное сознание, обиходный язык и традиционная составляющая бытовой культуры. При

Бромлей Ю.В. Указ соч. С. 134.

 

всей многогранности своей внутренней структуры культу­ра каждой этнической общности представляет определенную целостность, состоящую из множества взаимопроникающих систем и подсистем. Именно поэтому культура этноса способ­на сопротивляться внешним воздействиям и самовосстанавли­ваться, когда какая-то ее часть оказывается разрушенной1.

Этнические потребности человека играют особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом. Основу их со­ставляют три ведущие биологически обусловленные потребно­сти:

о в самосохранении;

о в продлении рода (формой выражения этой потребности явля­ется сексуальное влечение);

о в сохранении вида (формами выражения этой потребности вы­ступают материнский инстинкт защиты потомства, само­пожертвование во имя других представителей своего этноса и др.).

Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечи­вая существование вида. У человека названные потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение. При этом лишь проявление, действие всех этих трех потребностей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Раз­рушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разру­шению этноса.

Это означает, что если у человека размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потреб­ность в самосохранении не может обеспечить высокую энерге­тику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельно­сти, а потому и достаточный уровень его жизни.

Этнические потребности обладают значительной устойчи­востью и силой; они регулируются соответствующими норма­ми их удовлетворения. В тех случаях, когда эти нормы оказыва­ются под угрозой, отрицаются или кто-то покушается за­менить их другими, этнические потребности обостряются, актуализируются и даже могут превратиться в доминирующие именно в своем этническом качестве.

1 Бромлей Ю.В. Указ. соч. С. 141.

Глава 10. Этнические потребности человека








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3013;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.