В начальных классах
Термин «конструирование» произошел от латинского «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование - это продуктивный вид деятельности. В процессе конструирования дети создают конструкции и модели из строительных материалов, деталей конструкторов, бумаги и картона, различного природного материала, бросовых материалов. Л.А. Парамонова отмечает важную особенность детского конструирования - «в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности...» [50]. С этой точки зрения конструирование можно рассматривать как деятельность, в процессе которой формируется способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, различных моделей, технологий и др.).
Следовательно, конструктивная деятельность - это творческая деятельность, так как в педагогический процесс здесь включается активное мышление ученика.
Выделяют [22] два типа конструирования: художественное и техническое. Техническое конструирование (в типовой программе – «Техническое моделирование») включает изготовление макетов и действующих моделей. В художественном конструировании дети, создавая образы из бумаги, ткани, природных материалов, отображают не столько его структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь такими средствами выразительности как цвет, фактура, форма, объем, размер и др.
Л.А. Парамонова [50] в своих исследованиях показала, что дети с дошкольного возраста осваивают различные виды детского конструирования.
Конструирование по образцу (разработано Ф. Фребелем) - детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование не развивает творческих способностей, но это один из важных этапов обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой воспроизведения построек, учатся в точности соблюдать требования дизайн спецификации и др. Обследование образцов на данном этапе обучения помогает детям овладевать обобщенными способами анализа - умение определить в любом предмете основные и отделочные детали, их пространственное расположение, главные и второстепенные признаки и т.д.
Несомненным достоинством данного вида конструирования является возможность строгого контроля и объективной оценки на уроке. На таких уроках целесообразно обучать детей планированию предстоящей деятельности, поскольку единообразие работ допускает единого для всех плана работы.
Конструирование по модели (разработано А.Н. Миреновой) - детям в качестве образца предъявляют модель - образец какого-нибудь изделия, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной бумагой). Эту модель необходимо воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Постановка таких задач, как установил А.Р. Лурия, является эффективным средством развития мышления у детей. Данный вид деятельности требует хорошего пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Например, мысленно развернуть какую-нибудь фигуру, форму и представить, как она будет выглядеть. С этой целью можно предложить изготовление подставки для кисти, салфетки, снежинки или сборку из разверток макетов домов, сборку конструкций из готовых геометрических форм и др.
Конструирование по условиям (предложено Н.Н. Поддъяковым) - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. К примеру, детям дают задание построить мост определенной ширины для пешеходов или транспорта, гараж для грузовых или легковых машин. Задачи такого конструирования носят проблемный характер и формируют у детей умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Данная форма организации в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (разработано С. Леоно Лоренсо и В.В. Холмовской) - из деталей строительного материала воссоздаются внешние отдельные функциональные особенности реальных объектов. В данном виде конструирования создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, так как конструирование по чертежам и схемам имеет в своей основе моделирующий характер.
Конструирование по замыслу - здесь ребенок сам решает, что и как строить. Этот вид конструирования обладает большими возможностями для развертывания творчества детей. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, уметь находить новые способы конструирования, подбирать конструктивные материалы.
Конструирование по теме - детям предлагают общую тематику конструкций, а они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, сами выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации такого конструирования - актуализация имеющихся знаний и умений.
Каркасное конструирование - предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. Организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала. Реализовать идею каркасного конструирования позволяют конструкторы «Квадро», «Лего» и др.
Детское конструирование отличается от взрослого нечеткостью и неустойчивостью замысла - дети начинают создавать один объект, а получают совсем другой и довольствуются этим; поспешностью исполнительской части деятельности и излишней увлеченностью ею, а замыслу уделяется крайне мало внимания; нечеткостью представлений о последовательности действий и неумением их планировать; неумением предварительно анализировать задачу, результаты труда детей несут только субъективную новизну. И, тем не менее, оно включает такие элементы профессионального конструирования как обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, определение последовательности изготовления изделия, набор необходимых материалов и инструментов.
Важным моментом конструирования является тот факт, что в процессе работы детям постоянно приходится решать самые разнообразные конструкторские задачи. Решение таких задач активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию зачатков технического и технологического мышления.
Выделяют 4 вида конструкторских задач [19].
Задачи на моделирование. Элементарная форма конструкторско-технических задач. Некоторые этапы таких задач носят творческий характер. К примеру, элементарный случай – сборка по натуральному образцу или расчлененной схеме, более сложная задача – сборка по нерасчлененному образцу или по план-схеме.
Задачи, требующие доработки, доконструирования отсутствующего звена какой-то конструкции. В дошкольном и младшем школьном возрасте конструирование отсутствующего звена должно быть не сложным, таким, чтобы ребенок легко вышел к единственно правильному решению. Эти задачи включают в процесс деятельности творческие элементы. Например, задачи по выполнению отделки изделий.
Задачи на переконструирование. В процессе решения таких задач в техническое устройство вносят некоторые конструктивные изменения. Достаточно сложные, эти задачи требуют переосмысления объекта, рассмотрения его под иным углом зрения. Решение таких задач требует более глубокой технической подготовки, более глубоких знаний по конструированию. Например, задачи на переконструирование из плоских геометрических фигур (Танграмм, Волшебный круг).
Собственно-конструкторские задачи или задачи на конструирование. Самый сложный вид конструкторских задач. Такой вид задач дается детям на заключительных этапах освоения образовательного модуля в рамках проектной деятельности.
Анализ содержания конструкторских задач позволяет сделать вывод, что все четыре вида конструкторских задач могут решаться детьми уже в дошкольном возрасте, что подтверждено исследованиями Л.И. Венгера [8, 9].
Таким образом, трудовое воспитание, осуществляемое на занятиях по конструированию должно стать, как считала Н.К. Крупская, мощным средством всестороннего развития и гражданского воспитания. Тогда трудовая деятельность будет оказывать сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, волевых сторон и качеств личности.
В младшем школьном возрасте дети конструируют в основном макеты технических объектов, игрушки, сувениры простейших конструкций, в процессе, которого у них формируются начальные политехнические знания и умения, трудовая и технологическая культура. Занимаясь конструированием, дети сравнивают предметы по разным признакам, обобщают их в группы, соотносят свою работу с образцом, выделяют особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, обращают внимание на то, что соединение различных деталей превращает их в нечто совершенно новое, логически рассуждают и делают выводы.
Таким образом, в процессе конструирования в начальных классах у учащихся формируются элементарные конструкторские знания и умения, интенсивно развиваются творческие способности ребенка. Творческие способности непосредственно связаны с таким психическим процессом как воображение. Воображение всегда имеет какой-нибудь продукт (рисунок, конструкцию, сочиненную историю), в котором ребенок непосредственно выражает свое отношение к окружающему. Эти качества необходимо учитывать в художественном конструировании.
Художественное конструирование
Художественное конструирование понимается гораздо шире, чем простое украшение предмета. Художник - конструктор - это человек, сочетающий в себе и художественные и технические способности. На уроках художественного конструирования учитель знакомит учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, показывает на примерах, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих предметов. Красота вещей и их сочетаний друг с другом определяется некоторыми закономерностями. Знание таких закономерностей составляет элементарную эстетическую грамотность.
Классификация признаков предметов, определяющих их эстетическую ценность, достаточно подробно рассмотрена Г.П. Калининой и изложена в методических рекомендациях по организации конструкторской деятельности школьников [29]. Автор выделяет следующие средства выразительности предметов, создаваемых человеком:
форма - для передачи художественных достоинств формы предметов используют такие средства как изящество контуров, симметрия и асимметрия, размер, объем, красоту материала из которого они сделаны;
цвет имеет решающее значение в создании отделки любых изделий. Используя разные цветовые оттенки, мастер предает свое настроение и отношение к предмету;
композиция (процесс создания гармоничного произведения) опирается на органичность и целостность внешней формы предмета. Чем больше декор подчеркивает форму предмета, тем лучше он сочетается с формой этого предмета. Это означает, что созданная композиция настолько цельна, что каждый ее элемент органично составляет единое целое;
соподчиненность - в сложной композиции все части органично связаны в единое целое, при выпадении одной из частей изделие будет выглядеть как несколько самостоятельных отдельных элементов, соподчинение частей композиции связано с симметрией, пропорциональностью;
ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в отделке изделий, способствующий ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия;
Важным средством изображения является масштабность, пластичность, рельеф и др.
А.Б. Салтыков [59], рассматривая закономерности, которыми определяется красота вещей, отмечал, что красота никогда не должна мешать назначению вещи, препятствовать его употреблению. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми. В красивой вещи не только форма должна соответствовать назначению, но отдельные части также должны отвечать своей формой назначению. Примеры такого сочетания приведены А.Б. Салтыковым в книге «Самое близкое искусство» [там же].
Разные материалы имеют разные характерные ему свойства: текстурные - твердость, строение, цвет и фактурные - гладкость, шероховатость поверхности. В художественном конструировании эти особенности должны быть ярко выражены.
Одним из обязательных условий создания предметов - связь формы с технологическими способами ее обработки. С каждым новым витком в развитии техники и производства, расширяются возможности извлекать из материалов природы неведомые прежде качества.
Г.П. Калинина [29], исследуя процесс развития детского конструирования, изучила проблему особенностей восприятия человеком художественных объектов. Автор акцентирует внимание на том, что художественные произведения воспринимаются человеком не по отдельным признакам, а комплексно. Поэтому, чтобы мастеру обратить внимание зрителя на какие-то особенности создаваемого им изделия необходимо учитывать художественно-конструкторские свойства предметов и способы их сочетаний. Г.П. Калинина выделила несколько групп, которые объединяют следующие сочетания признаков: сочетания цвета и формы, сочетание материала и формы, сочетание форм, сочетание формы и назначения.
Наиболее часто в отделке изделий используют орнамент. Орнамент является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства, орнамент существовать не может. Дело в том, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, т.е. создаются не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Поэтому произведениями искусства здесь являются сами орнаментированные предметы, обладающие определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.
Орнаментальность - это своеобразное отражение действительности. В орнаменте, в отличие от живописи, мотив может повторяться несколько раз. Это связано с тем, что орнамент декорирует поверхность предметов имеющих определенную форму, где декорируемая поверхность течет бесконечно и этому течению подчиняется строение декора.
Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека. Потребности эти состоят в том, чтобы при помощи орнамента развить и обогатить художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно-образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях узора всегда бывает заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность их сочетаний, те чувства, которые хотел выразить мастер. Так прямой горизонтальной линией обозначали в древности поверхность земли, а горизонтальной волнистой - воду, вертикальной волнистой - дождь и грозу, треугольником - горы, солнце и луну изображали в виде круга, многоугольника, венец сруба дома изображали в виде ромбов с продленными сторонами или пересеченными диагоналями - и т.д.
По способам создания мотивов орнамента выделяют геометрический - орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических форм и изобразительный - мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Изобразительный, в свою очередь, делят на: фитоморфный - состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов; зооморфный - состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых; антропоморфный - состоящий из чередования изображений человеческих фигур.
История возникновения мотивов орнамента тесно связана с эволюцией предметной среды человека. Как поясняет Анри де Моран «...все когда бы то ни было вышедшее из рук человека, в последствии послужило орнаментальным мотивом» [1]. Таким образом, в качестве орнаментального мотива использовались не только изображения людей, зверей, птиц, растений, но и неодушевленные предметы.
Задача конструирования мотивов не сложных для исполнения и понятных для зрителя решается средствами стилизации. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого, так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных иногда малопривлекательных деталей в образе. В стилизованных изображениях могут отсутствовать одна или несколько деталей, мастер может изменить цвет, данный природой изображаемому предмету, выделить контуром контрастного цвета форму предмета, добавить чуждые природе изображаемого предмета детали.
Конструирование стилизованного изображения подчиняется законам сочетания выразительных средств.
Создавая орнамент, художник не пытается изобразить какие-то предметы, а, в первую очередь, старается вызвать определенное отношение к данному предмету. Орнамент может сделать предмет более нарядным и более строгим, может подчеркнуть будничное или праздничное его предназначение.
Чтобы распределить декор на поверхности изделия необходимо разделить ее на части. Разделение украшаемых поверхностей осуществляют с помощью прямых или кривых линий и их производных - квадрата, прямоугольника и, соответственно, круга, спирали и др. Орнаментируя какую-то часть предмета, художник старается выделить именно ее, чтобы заставить наше зрение уделить ей при восприятии особое внимание.
Таким образом, по способам конструирования орнамента, выделяют орнамент, законченный, бесконечный; орнамент в полосе, круге, четырехугольнике, многоугольнике; ленточный; сетчатый; украшающий часть предмета.
Наиболее полно законы построения орнамента освещены А.С. Максяшиным в книге«Уральский орнамент: традиции и современность» [65].
Вещи, создаваемые детьми в процессе художественного конструирования должны быть насыщены чувством и смыслом, иметь свое назначение и нравиться им.
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 2525;