Билет № 23
1) Народы времени Авраама. Мир, в котором проходили жизнь, странствование и деятельность Авраама, теперь не является для нас загадкой благодаря археологии. Мир времен Авраама был неспокойным, жизнь в нем была напряженной. После 2000 г. до Р. X. на протяжении веков он непрерывно менялся. И нам стоит познакомиться с этим миром, и тогда историческая правдивость Ветхого Завета и вера Авраама, которому пришлось беспрестанно скитаться по этой земле, вызовут еще большее изумление.
О шумерах и аккадцах-семитах мы уже говорили. Теперь перейдем к амореям — народу, который часто упоминается в Ветхом Завете, так как он обитал в Палестине, главным образом, в Иордании. Бесценное собрание текстов заклинаний (Execration Texts), обнаруженных в Египте, оторые датируются 1925-1875 гг. до Р. X., вместе с другой серией текстов — надписей на глиняных статуях, датирующихся 2-й половиной XIX в. до Р. X., в изобилии снабжает нас названиями городов и именами вождей племени амореев, продвигавшихся на юг Сирии и северо-восток Галилеи. Оттуда они отправились в Иорданию и Палестину. Известно, что израильтяне во время исхода из Египта одержали в Иордании победу над аморейскими царями Сигоном и Огом (Числ. 21, 21-35), а также сражались с амореями в Палестине (Нав. 10 глава). В одном замечательном египетском тексте рассказывается о некоем Синухете, египетском вельможе, который бежал в область, где обитали амореи, и жил у аморейского вождя, образ жизни которого напоминал то, что мы знаем о жизни Авраама, Лавана и Иакова.
Другой народ, упоминающийся в Ветхом Завете в связи с эпохой Авраама, — это хурриты, которых часто отождествляют с хорреями (Быт. 14, 6). Этот народ, происходящий с берегов Черного моря (с юга Кавказа), начал заселять окрестности реки Тигр около 2400-2000 гг. до Р.Х. Потом он продвинулся в северную Месопотамию и основал могущественные царства, как, например, царство Митанни. В знаменитом древнем хурритском городе Нузи было обнаружено множество надписей, ранее сокрытых под земляными холмами. Они открыли перед нами мир, обычаи которого были похожи на те, какие соблюдал Авраам.
Хетты, или «хеттеяне», 46 раз упоминаются в Священном Писании. Этот народ уже существовал во времена Авраама. Они пришли из Европы (хетты относились к индоевропейским племенам) и поселились в Малой Азии, примерно в ста километрах от Анкары, близ современного Богазкёя. Там они смешались с неиндоевропейским по происхождению племенем хатти и от него получили наименование хеттов. Нет точных сведений о том, говорится ли в Ветхом Завете о первых из них (хатти) или о вторых (хеттах). Во всяком случае, мы читаем, что Авраам купил пещеру для семейного погребения у Ефрона Хеттеянина (Быт. 23, 8-16). Весьма вероятно, как утверждают археологи, что в данном случае речь идет об одном из древних хеттов. Согласно надписям и текстам на глиняных табличках, обнаруженных в Малой Азии (они известны как «каппадокийские документы»), хетты около 2000 г. до Р. X. уже вели торговлю с ассирийцами. Ассирийские надписи, равно как и прочие письменные свидетельства, обнаруженные в Малой Азии, указывают на то, что хетты были великим народом. Сегодня благодаря археологии мы многое знаем об их культуре. В крупных американских университетах хеттский язык является предметом специальных исследований.
Имена ветхозаветных патриархов и их родственников сопоставимы с тождественными им или одинаковыми именами, которые имеют тот же корень и встречаются в хеттских письменных памятниках или текстах из Месопотамии и Египта периода с XX по XVIII вв. до Р. X., а в некоторых случаях и более позднего времени. Так, имя Аврам сопоставимо с именем Ава(м)рам, встречающимся на глиняных табличках из Дильбата; имя Авраам — с именем Абурахан, встречающимся в так называемых «текстах заклинаний»; имя Иаков — с именем Якубиль; Завулон — с Завилану египетских и старовавилонских источников; имя Асир — с именем Асра, а имя (Мари)-Ямина из текстов города Мари, как принято считать, соответствует библейскому Вениамин. Все эти, сходные с библейскими, имена встречаются в период с XIX по XVII вв. до Р. X.
Кроме того, благодаря тем 30 тысячам табличек, что были найдены в городе Мари, мы узнали многое о хурритах, амореях и других народах, нам стали известны имена исторических лиц, названия городов и обычаи времен ветхозаветных патриархов. Оказывается, среди амореев в особенности были популярны имена, похожие на имя Иаков и Исаак. Имя собственное «Нахор» как название города встречается в «каппадокийских документах», в письменных памятниках из Мари и в позднейших ассирийских текстах. Город Нахор входил в провинцию Харран. Нам известны из текстов названия многих других городов этой области, и в некоторых случаях эти же названия употребляются как имя человека в Священном Писании. Например, это имеет место в случае с именами Серух и Фара. Поэтому археолог Олбрайт и сказал о 15-20-й главах книги Бытия, что «исторический скептицизм в данном случае не имеет под собой никакой почвы» и что «на стоявший перед нами вопрос об историчности преданий о ветхозаветных патриархах дан окончательный ответ».
2) Иудея в составе эллинистических государств. Начался этот период с завоевания Александром Македонским земель персидской державы Ахеменидов, в состав которой входила и Иудея 334 года. Поражение Дария III. 333 год – открытая дорога в Сирию и Финикию. 332 года захват Египта. 331 год захват Вавилонии. Иудеи безразлично отнеслись к гибели Ахеменидской державы и вполне благожелательно встретили в 332 г. до Р.Х. Александра Македонского, который разрешил иудеям сохранить их старые законы, т.е. полную автономию и «ограждение» от внешнего мира.
Как раз к эллинистическому времени относится построение самарянского храма, раскопанные остатки которого представляют собой квадратное сооружение с округлыми углами. Вход в храм находился в одном из углов, а Святое святых — в противоположном углу. Вдоль внутреннего периметра, по углам и посередине каждой из сторон, находились ниши.
После битвы при Ипсе в 301 г. до Р.Х., которой завершилась борьба преемников Александра — диадохов, Палестину захватил правитель Египта Птолемей Лаг, включивший ее в состав своей державы, однако в 200 г. до Р.Х. Антиох III включил страну в состав державы Селевкидов.
В период правления Селевкидов в Палестине происходила интенсивная эллинистическая урбанизация. Постоянные контакты с эллинистическим миром (торговые пути) способствовали внедрению более передовой агротехники, содействовали развитию ремесел и товарно-денежного хозяйства в Палестине. Все эти явления в меньшей степени затрагивали Иудею, однако приобщение всей страны к эллинистическому миру породило сдвиги также и в структуре иудейской гражданско-храмовой общины.
Она имела самоуправление, возглавляемое наследственным первосвященником и герусией («советом старейшин») всего народа, на самом деле состоявшей из знати. Первосвященник был не только руководителем общины, но и представителем центральной власти, ответственным за сбор налогов и внесение их в царскую казну. Завоевав Палестину, Антиох III предоставил общине налоговые льготы: члены герусии, священники и храмовые служители были полностью освобождены от всех налогов, а остальные получили освобождение на три года с последующим уменьшением налогов на одну треть.
Ухудшение же положения иудеев было связано со следующими обстоятельствами. В державе Селевкидов цари стремились установить династический культ, заявив о происхождении Селевкидов от бога Аполлона: они основывали святилища царя и цариц, устанавливали особые жреческие должности. Со временем этот же культ они пытались насадить и в Иудее, что и привело вначале к Маккавейским войнам, а впоследствии — к независимости Иудеи.
Начало же Маккавейских войн было спровоцировано событиями 168 г. до Р.Х., когда Антиох IV Эпифан осадил Александрию. Но вмешались римляне: римский посол прибыл в Египет и предъявил Антиоху требование немедленно уйти из Египта; посол, разговаривая с царем, начертил на песке круг, внутри которого оказался Антиох, и потребовал, чтобы тот дал ответ прежде, чем переступит черту. Антиох не решился на конфликт с римлянами — он вывел войска из Египта.
Остаток своего правления Антиох IV посвятил укреплению власти в тех областях, которые еще оставались в составе его державы. Он отказался от политики Антиоха III, поддерживавшего местные самоуправляющиеся организации, и начал усиленную эллинизацию всех областей царства в целях создания единой политической системы и единой религии. Тогда в Иерусалиме, на восточном склоне Западного холма (Верхний город), был основан греческий полис, названный в честь Антиоха IV Антиохией. В 167 г. до Р.Х. Антиох IV разрушил стены Иерусалима и соорудил цитадель для гарнизона (Акра), от которой, по свидетельству Н. Авигада, не осталось археологических следов: Акра была захвачена и полностью уничтожена Симоном Маккавеем в 141 г. до Р.Х. Эдикт Антиоха IV (167 до Р.Х.) под угрозой смертной казни запретил соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношение по Закону Моисееву; Иерусалимский Храм был превращен в храм Зевса Олимпийского, свитки Священного Писания сожжены. Столь непривычная для эллинистических царей практика религиозных гонений вытекает из самой сущности конфликта в Иудее: поскольку главным в нем была борьба за и против «ограждения» от внешнего мира, то реакцией Антиоха IV стала попытка уничтожения этого «ограждения».
Характером развернувшейся в Иудее борьбы объясняется также мученичество за веру: многие погибли, пассивно сопротивляясь проведению в жизнь эдикта Антиоха Четвертого. Другие откликнулись на призыв Маттафии из священнического рода Хасмонеев активно бороться. Это положило начало восстанию (166-142 до Р.Х.), известному как Маккавейская война. Интересной археологической иллюстрацией этого времени является раскопанная в 1931 г. В. Олбрайтом и О. Селлерсом крепость Беф-Цур, переходившая из рук в руки при борьбе Маккавеев с Селевкидами. Найдены остатки неоднократных разрушений, хорошо датируемых благодаря множеству (около 300) селевкидских монет, из которых около 120 — с именами Антиоха IV Эпифана и Антиоха V Эвпатора.
Действия повстанцев, основной базой которых явилась Иудея, были настолько успешными, что в 164 г. до Р.Х. Антиох IV обратился к ним с посланием, в котором потребовал прекращения вооруженных выступлений, обещав, что тем повстанцам, которые вернутся домой, будет гарантирована амнистия и что иудеи смогут употреблять свою пищу и хранить свои законы, как и прежде. Послание явилось официальным отказом от религиозных гонений и обещанием восстановить автономию иудейской общины. Однако повстанцы отвергли предложение царя.
Осуществлению цели Хасмонеев — достижению полной независимости — способствовали два обстоятельства. Первое — поддержка повстанцев Римом, заключившим в 161 г. до Р.Х. договор с Иудой Маккавеем о взаимной помощи в случае войны, что явилось признанием повстанцев самостоятельной политической силой. Второе — начавшаяся после смерти Антиоха IV борьба в державе Селевкидов за престол, в ходе которой претенденты искали у повстанцев поддержки, предоставляя им взамен весьма существенные привилегии — в рамках сохранения
Иудеи в составе Селевкидской державы. Однако эта держава на глазах распадалась, и Хасмонеи, особенно Симон, возглавивший борьбу после гибели Иуды и его брата Ионафана, все настойчивее добивались полной независимости, начав уже чеканить собственную монету. В 142 г. до Р.Х. сирийский царь Деметрий II освободил Иудею от уплаты всех налогов и предложил заключить мир с ней — фактически как с равной стороной.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 454;