Билет № 25. 1) Разрушение Содома и Гоморры
1) Разрушение Содома и Гоморры. У богодухновенного Моисея сказано, что, когда двое из трех ангелов, которым оказал гостеприимство патриарх Авраам, пришли в Содом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город (Быт. 19, 1). Археолог Фри пишет, что исследования показали: у ворот палестинских городов действительно были каменные скамьи, или сиденья, пристроенные к стене. На этих скамьях сидели те, кто ожидал прихода близких, или те, кому хотелось обсудить какое-либо дело или заключить соглашение, — это было место встреч, споров по различным вопросам и торговых сделок. В ходе раскопок в Телль-эн-Насбехе (1926-1935) на месте бывшей библейской пограничной крепости Мицпа, проводившихся под руководством В.Ф.Бейда, были обнаружены ворота, в которых «вытесан» ряд каменных скамей. (О Мицпе говорится в еврейском тексте книги Бытия (31, 49); она находилась примерно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима.) Народ сидел на этих скамьях и решал свои торговые и общественные дела. У ворот было заключено соглашение о браке Руфи и Вооза (Руфь 4, 1-2). У ворот ждал Давид вестей о своем сыне Авессаломе (2 Цар. 18, 24, 33). У ворот произносили свои пророчества пророки Израиля. По этой причине двери, или ворота городов, упоминаются в Ветхом Завете часто. «Археологические исследования, — как пишет профессор Фри, — снабдили нас множеством сведений о величине и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета и пролили свет на то, сколь важную роль играли они в жизни людей на Ближнем Востоке».
Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники — жители Содома — напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попытались выломать двери его дома, навалившись на них все разом, но ничего из этого не вышло (Быт. 19, 9). Раскопки в Палестине предоставили интересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери и как они охранялись, и подтвердили сообщение Писания. Когда археологи М.Г. Кайл и В.Ф.Олбрайт провели раскопки в местечке Телль-Бейт-Мирсим (в 1926-1930 гг.) и (позже) в древнем библейском поселении Давире (20 км к юго-западу от Хеврона), они обнаружили в слое, относящемся к середине бронзового века (2100-1600 гг. до Р. X.), следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своем месте очень большой засов, по которому можно было судить, какими прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. Вслое, относящемся к раннему «второму» железному веку (900-600 гг. до Р. X.), попадались многочисленные дома и множество дверей, но довольно редкой находкой в этом слое был дверной засов. Это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей оставляли арочные проемы или завешивали вход в дом тканью. В период с 900 по 600 гг. до Р. X. правили цари Израиля и Иудеи, и потому в эту эпоху существовала сильная центральная власть. А в древние времена, во дни Авраама и Лота (2000 г. до Р. X.), такая власть отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким образом, тяжелая дверь дома Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени.
За эпизодом с двумя ангелами в доме Лота и жителями Содома в книге Бытия следует рассказ о разрушении Содома и Гоморры. Говорится о том, что Бог разрушил эти погрязшие в разврате города и всю округу, пролив с неба дождем огонь и серу. Согласно указанию Священного Писания Содом и Гоморра были двумя из пяти важнейших городов своей области (Быт. 14, 6). С точки зрения профессора Фри, указанием на место, где когда-то стояли эти пять городов, являются русла пяти рек с южной стороны Мертвого моря. По-видимому, продолжает Фри, каждая из этих рек снабжала водой один из городов. Кроме того, в результате археологических исследований южного побережья Мертвого моря, в частности, соседнего местечка под названием Баб-эд-Дра, где, по-видимому, располагалось языческое капище жителей Содома и Гоморры, были обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что около 2000 г. до Р. X. культурная традиция здесь внезапно оборвалась. Последние исследования такого рода, проведенные Нельсоном Глюком, показали, что и в Иордании примерно в 2000 г. до Р. X. имело место внезапное прекращение культурной традиции. Глюк относит этот феномен к эпохе Авраама.
По замечанию профессора Китчен, мы, тем не менее, по крайней мере, на данный момент не можем назвать точное время разрушения городов долины Содома и Гоморры, происшедшего вследствие сильного землетрясения или страшного пожара, так как их развалины, очевидно, скрыты водами Мертвого моря, а близлежащее поселение Баб-эд-Дра, возможно, было разрушено еще в XXI веке до Р. X., то есть до гибели Содома и Гоморры. Когда-то воды, которые погребли Содом и Гоморру, были не столь глубоки. Но со временем вода прибывала, так как с севера в Мертвое море впадает Иордан, в то время как с юга из моря ничего не вытекает. В 1892 г. доктор археологии Кайл заметил небольшой остров у северного берега Мертвого моря. Позже вода поднялась и скрыла его. В 1924 г., проплывая на лодке над ушедшей под воду сушей, Кайл обнаружил, что толща воды над ней измеряется несколькими метрами.
С точки зрения археологии, на сегодняшний день к тому, что было сказано выше о гибели Содома и Гоморры, трудно что-либо прибавить. Однако некоторые сведения из области других наук (геологии, филологии) мы все же сообщим, поскольку событие это стало почвой для скептических и атеистических рассуждений. В публикациях фантастического свойства ставилась под сомнение историческая достоверность Священного Писания в данном вопросе. Один советский ученый даже утверждал, что эти города были уничтожены с помощью атомной энергии, так как в этой области будто бы находился склад атомного оружия знеземных цивилизаций!
Известно, что древние греки называли Мертвое море «Асфальтовым озером». Под названием Мертвое море оно впервые фигурирует у Павсания. Сведения об этом море встречаются, кроме Павсания, у Страбона, у Диодора Сицилийского и у иудейского историка Иосифа Флавия, который часто говорит о «Смоляном море». Арабы называют его сейчас Бахр Лут, что означает море Лота. Кроме того, «греки настойчиво говорят о ядовитых испарениях, наполнявших все окрестности этого моря. Арабы рассказывают, что уже очень много лет ни одна птица не может долететь до его противоположного берега. Совершая полет над озером, птицы через некоторое время внезапно падали вниз мертвыми».
Известно, что то место, где Иордан впадает в Мертвое море, находится на 388-400 м ниже уровня моря. Если учесть, что глубина Мертвого моря составляет 400 м, то дно его по отношению к уровню Средиземного моря окажется на глубине 800 м! В то время как в обычной морской воде содержится 3,3-4 % соли, воды Мертвого моря содержат 30 % твердых примесей, из которых 25 % составляет хлористый натрий, то есть поваренная соль. Берега Мертвого моря лишены растительности, вдоль взморья тянутся «пространства кристаллизовавшейся соли», и вдобавок к невыносимой жаре «воздух насыщен резким, едким запахом» серы. Финикийский жрец Санхунйатон в своей «Древней истории» пишет: «Долина Сиддимус (то есть Сиддим) опустилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно безжизненно, являя собой картину наказания и смерти, которые постигают грешников».
Геологическое строение этой местности имеет одну особенность: вокруг Мертвого моря вдоль его берегов расположены пласты минеральных солей. Один из таких пластов имеет 45 м в толщину и протяженность 6 миль. Над ним расположен пласт серы, который может загореться от одной спички. В этом районе заметны следы горения нефти и битума (асфальта); видно также, что давным-давно здесь имел место разлом геологических слоев. Вся долина Мертвого моря сейсмически неустойчива и подвержена землетрясениям. Когда-то под Содомом было нефтяное месторождение с неисчерпаемым запасом природного газа. По-видимому, газ и нефть вследствие землетрясения вырвались наружу и воспламенились, произошел чудовищный взрыв, обрушивший сверху на города долины Сиддим горящую серу и смолу. Все это, смешанное с солью из пластовых отложений Мертвого моря, выпало с высоты, словно дождь, по всей долине. Произошло то, о чем говорится в книге Бытия: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Это событие должно было случиться в период между 2000 и 1900 гг. до Р. X., то есть в дни Авраама и Лота. Так или иначе, Священное Писание подчеркивает, что разрушение двух погрязших в грехе городов было карой Божией и чудом, то есть сверхъестественным явлением, произведенным всемогущим Богом в тот момент, когда Тому было угодно и каким Ему было угодно способом. Ведь Бог, как Творец мира, мог употребить законы творения, установленные Им Самим, а мог даже упразднить их на какое-то мгновение, чтобы исполнить божественный замысел спасения человека.
2) Период Плена Вавилонского. 597 г. до Р.Х. 556 г. царь Вавилона Небонид, библ. - Новуходоносор. Поклонялся богу луны Сина – культ арамейских племен. Рядовые иудее входил в состав военных полков. Высокое положение в государстве – Ахикар (Ахиахар) из книги Товит.
Итак, в Нововавилонском царстве отношение к пленным было практически таким же, как и в Ассирии: пленные иудеи были поселены на «царских землях» вдоль канала Ховар, а знатные иудеи были приняты во дворец — сейчас даже найдены архивы придворной школы для детей пленных аристократов.
В сообщении об истукане на поле Деире (ср.: Дан. 3,1) долгое время не было понятно, что означает это на поле Деире? Деир, или Дур, было обычным обозначением крепости в Междуречье. Таким образом, речь могла идти об обширной городской площади внутри самого Вавилона. Таких площадей было две: одна на севере города, а другая — перед огромным храмом Эсагилой. Скорее всего, идол был поставлен именно на площади Эсагилы. Над площадью господствовал храм белого цвета с вычерненным цоколем и голубыми зубцами, стоявший среди зелени, в глубине двора, обнесенного массивной стеной. По сторонам ворот возвышались башни, как у врат Иштар. Вход в храм находился прямо против площади, и посетитель сразу мог увидеть в глубине ниши, против входа, идола. Он был поставлен так, чтобы первые лучи в день весеннего равноденствия могли упасть прямо на лицо. Изваяние было позолоченным.
Остатков самой статуи не сохранилось, но все же археология дает о ней представление. Найденные в Вавилоне печати с посвятительными надписями IX в. до Р.Х. описывают Бел-Мардука в длинном одеянии, украшенном звездами; на шее у него ожерелье, уши необыкновенно велики (у древних вавилонян именно уши считались вместилищем разума и духа). На голове Мардука высокий головной убор с короной из перьев. В правой опущенной руке он держит топор, в левой — символы власти: жезл и кольцо. Ноги Мардука погружены в первозданный океан. Рядом с ним стоит дракон Вавилона.
Для библеистов XIX в. большой проблемой было то, что до 1853 г. имя Валтасара, упоминавшегося в Книге пророка Даниила, не было найдено в Вавилонских таблицах и Набонид считался последним вавилонским царем. Но в 1853 г. найдена была надпись на угловом камне храма, построенного Набонидом в Уре: «Да не согрешу я, Набонид, царь вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына». И выяснилось, что Набонид значительную часть жизни прожил вне Вавилона, которым правил Валтасар. Поэтому Даниил и фигурирует в своей Книге как третий властелин в царстве (ср.: Дан.5,29).
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 475;