Билет № 27
1) Период плена египетского и исход. Для библейской археологии важен тот факт, что во время Нового Царства, т.е. во время плена Египетского, рабовладение в государственном, царском и храмовом хозяйствах достигло широких масштабов. Здесь основным источником рабской силы были победоносные войны и дань людьми из покоренных стран.
Две хронологии исхода. Существует 2 предположительных хронологии: ранняя и поздняя. Они каждая по-своему могут быть аргументированы и соотносятся с текстом Священного Писания. В пользу каждой хронологии есть свои данные.
Предмет | Ранняя датировка | Поздняя датировка |
Переселение в Египет | при гиксосах | при гиксосах |
Пребывание в Египте | около 250 лет; т. к. 430 лет = в Египте + до этого в Ханаане: Исх. 12:40: по LXX: «Времени же, в которое сыны Из-раилевы обитали в земле Египетской и зем-ле Ханионе кой, было четыреста тридцать лет ». по Самаритянскому Пятикнижию: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в земле Ханаане кой и в земле Египетской, было четыреста тридцать лет». | 430 лет. Исх. 12:40: по МТ: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». по 4QExodc: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в земле Египетской, было четыреста тридцать лет». |
Исход из Египта | вскоре после изгнания гиксосов: 1) при Яхмосе I, ~1550 г. 2) при Тутмосе I, ~ 1450 г. 3) при Аменофисе 2, ~1420 г. | значительно позже изгнания гиксосов: Рамзес II, ~1250. |
Яхмос 1 | вариант 1) изгнал гиксосов, основатель 18 династии, Татиан, 1550-позже | нет |
Тутмос 1 | вариант 2) управлял Египтом 1501-1447 или 14821428, | нет |
завоевал Палестину, Сирию Феофил Антиохийский, ссылается на Мане-фона | ||
Аменофис 2 | вариант 3) до 1420 или до 1401 - при нем исход | |
Сети 1 | нет соответствия | угнетатель |
Рамзес 2 | нет соответствия | исход 1292-1225 |
Аменхотеп 2 | нет соответствия | исход 1225-1215 или 1234- 1225 |
Пифом и Рамзес | строительство могло начаться ранее: Рамзес 2 уничтожал имена предшественников и писал свое имя | строительство городов Пифом и Рамзес |
Гай, Арад, южное Заи-орданье | ? | ? |
Иерихон | разрушен ~1550? мог быть разрушен в случае 1) и 2) с 1400 г до 800 г до РХ нет следов обитания (К. Кеньон) | не был разрушен, т. к. к моменту вхождения евреев в Палестину уже находился в развалинах |
Стелла Мернептаха: | к 1229 г до Р. Х. Израиль жил в Ханаане. Да. | Может быть. |
Лахис: Рамзес 3 -1186-1120 - разрушение | могло быть разрушение вследствие нестроения периода Судей | Разрушение как результат завоевания |
Завоеванные сразу: Лахис, Вефиль, Давир, Асор сейчас датируют разрушение XIII-XII веками | возможно — позднее разрушение, когда израильтяне основали там новые поселения (запрет на это был только для Иерихона). | Соответствие |
Возникшие позже города: городки от южной Галилеи до Негева: появляются c кон XIII до XI вв. маленькие неогра-жденные, без капищей, без дворцов | да, соответствие | да, соответствие |
Период Судей | 450 лет: 1. данные самой кн. Судей, 2. Деян. 13:19-20: «И, истребив семь народов в земле Ханаанс кой, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до проро- ка Самуила.» (ап. Павел в антиохийской сина- гоге). 350 лет: Суд.11:26 читаем: егда вселися Израиль во Есевоне и в пределех его... и во всех градех у Иордана, триста лет. Так говорит Иеффай царю аммонитскому, назначая 300-летний период для эпохи с Моисея (Валак, царь моавит-ский, упоминается в 25 ст.) до своего времени. Это счисление, очевидно, не совпадает с вышеприведенной датой, потому что сюда входит правление Иисуса Навина (25 лет по Флавию. Antiqu. V. I. 23) и всех предыдущих до Иеф-фая судей (должно было получиться 350 лет, если начать счет со смерти Моисея). | 220 лет 3Цар.6:1: «и бысть в четыреде-сятное и в четверосотное лето исхода сынов Израилевых из Египта, в лето четвертое, в месяц вторый, царствующу царю Соломону над Израилем и созда храм Господеви». По этой дате назначается 440-летний (по нынешнему еврейскому тексту 480 лет) период для всей эпохи с ис хода до 4-го года правления Соломона. Если следовать этой дате (даже по еврейскому тексту) и отнять от этой цифры 40 лет странствования по пустыне, 25 лет правления Иисуса Навина, 40 лет первосв. Илия, 40 лет правления Саула, 40 лет Давида и три года Соломона, всего 188 лет, то на эпоху судей останется лишь 220 лет. |
История Моисея. Ключевой фигурой Исхода является Моисей. Его имя носит явный отпечаток египетского происхождения (ср. Тутмос, Ахмос, Амасис), хотя возможны и другие объяснения, в любом случае, гипотетические:
"Этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных форм евр. глагола masah, "вытаскиваю" — срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2, 10, — либо из коптск. mose, "дитя", входящего в ряд теофорных имен". Кроме того, сокращенная форма имени Моисея (msy или msw) часто встречается в документах Нового Царства.
Невозможно пройти мимо близкого сходства между историей рождения Моисея и его чудесного спасения в корзинке с историей не менее необычного рождения царя Саргона Великого, основавшего семитскую династию в Аккаде ок. 2 360 г. до Р. Х.: "Я Саргон, могущественный царь, царь Аккада. Моя мать была жрицей Эниту, я не знал отца. Моя мать зачала и родила меня тайно. Она положила меняв маленький ящик из тростника, запечатав крышку смолой. Она пустила меня плыть по реке... Река унесла меня и принесла к Акке, водоносу. Акка, водонос, принял меня и воспитал, как своего сына... " Там же говорится, как позже Саргон стал садовником у Акки.
Интересно, что рассказ об этом найден на табличке из знаменитой Ниневийской библиотеки, собранной ассирийским царем Ашурбанипалом, царствовавшим в 668 — 627 гг. до Р. Х., то есть около 1 700 лет спустя после Саргона Аккадского. В течение этого времени предание бережно передавалось, и никто не ставит под сомнение историчности личности Саргона. Что же касается рассказа о корзинке в реке, то нужно помнить, что и Египет, и Месопотамия (Аккад), при всей их удаленности друг от друга, были речными цивилизациями. Так что в рассказе о найденном в реке ребенке — такое же соотношение правды и вымысла, сколько в современных часто встречающихся случаях, когда родители подбрасывают на пороги детских домов неугодных детей. Так что, сходство истории рождения Моисея с историей рождения Саргона "само по себе не доказывает вымышленности повествования Книги Исхода".
Казни египетские. Казни египетские — это 10 необычных явлений, поразивших Египет перед самым исходов евреев из Египта (Исх. 7:14 - 11:10, 12:29 - 32): превращение воды в кровь в Ниле и во всех водохранилищах Египта, изведение жаб, покрывших всю землю Египта, появление кинним — москитов / мошек (по Филону, Оригену и современным исследованиям) или вшей, по Иосифу Флавию, пер. Онеклоса, Самар. Пятикнижию, Сир, Арабр). появление множества песьих мух, вызывавших укушением различные болезни, мор на скот, болезни на людях — воспаления и нарывы, молнии и град, погубившие все, что было в море — от человека до скота, нашествие саранчи, истребившей уцелевшую после града растительность, трехдневная тьма, покрывшая землю египетскую, истребление первенцев египетских.
В казнях можно усмотреть некоторую последовательность в увеличении их силы и последствий для египтян. Первые казни (вода в кровь, жабы и москиты) не причиняли существенного вреда и должны были стать для фараона сигналом, предупредить его о дальнейшей опасности. 3 - 6 казни были более опасны, причем они не поражали евреев, находящихся в земле Гесем. Следующие казни были очень опасны, нанося удар по благосостоянию Египта.
Особенность казней в том, что, на первый взгляд, они были связаны с естественными явлениями, свойственными долине Нила и обусловленными климатом этой страны: превращение воды в кровь в Ниле — является аналогией естественного, ежегодно происходящего окрашивания нильской воды во время разлива, изведение жаб напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся из-за влажности почвы вследствие разлива реки, появление кинним можно поставить в соотвествие с обилием на Востоке разного рода насекомых, то же, мор скота напоминает случающиеся в Египте эпидемии, болезни на людях — также эпидемия, молнии и град — сильные грозы, нашествие саранчи иногда имело место, трехдневная тьма — песок, поднятый восточным суховеем.
Но при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни от них существенно отличались, как видно из библейского повествования: они начинались и заканчивались не сами собой, а по слову Моисея, взмаху его жезла или в заранее назначенные моменты, из их сфер была исключена область Гесем, в которой жили евреи, естественные факторы если и присутствовали в казнях, но действовали с чрезвычайной силой:
1. вода в кровь: это событие отличалось от ежегодного окрашивания воды в Ниле: оно произошло не во время разлива Нила, т. к. см. 9:31 - 32: «Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние», к тому же разлив не мог совпасть с суховеем, вода Нила не просто окрашивалась, а именно превращал ась в кровь — так толкуют блаж. Феодорит Киррский (Вопросы на кн. Исх.), Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский (Толк. на Иоанна, VI, 53) — поэтому ее действие было разрушительным и все рыбы вымерли, в кровь превратились не только воды Нила, но и все водохранилища.
2. жабы: появились не во время разлива Нила, по взмаху жезла Аарона они устремились в города, дома, на домашнюю утварь и на людей, а не в свои обычные места обитания.
3. при некотором сходстве с естественными явлениями казни непременно содержали в себесверхъестественный, чудесный элемент. Только сверхъестественным образом можно объяснить трехдневную тьму в Египтеи поражение всех первенцев.
То, что в некоторых казнях орудием божественного наказания стали естественные явления египетской земли, проявившиеся с необычной силой (жабы, мошки и т. д.), вполне объяснимо с учетом цели этих казней: обнаружить перед фараоном могущество и превосходство Ягве, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и убедить его отпустить евреев. Но могущество Ягве лучше всего могло быть показано египтянам именно в тех бедствиях, которые представляли из себя казни. Бедствия обнаружили, что Ягве повелевает всеми силами природы и в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние, сокрушить силу и значение египетских богов («и над богами египетскими произведу суд» Исх.12,12): Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоествлялся в Осирисе, а позднее в Сераписе. Поражение вод Нила было не только бедствием для народа, но и унижением связанного с ним божества. Жабы были символом богини Гекет, почитавшейся у египтян; послание моровой язвы на животных было ударом по культу бога Аписа; трехдневная тьма означала победу Ягве над богом Солнца Ра — верховным божеством Египта. Казни могли, поэтому, иметь не только ободряющее значение для евреев, но и — вразумляющее для египтян.
2) Разделение Царства (Израиль). Период Разделенных царств был временем подъема материальной культуры израильтян и иудеев — это прекрасно иллюстрируют археологические находки 1950-1990-х гг., причем основную часть находок дало Северное царство, являвшееся наследником государственных, культурных и производственных, но не духовных традиций царства Соломонова.
В ремесленном производстве имела место порайонная специализация: металлургия меди, производство благовоний, ткацкое и красильное дело. Развитие специализированного ремесла и торговли, интенсивное строительство крепостей способствовали новому расцвету городской жизни. Водная система при Ахаве.
Первые раскопки в столице Израильского царства, Самарии, проводились экспедицией Гарвардского университета (США) в 1908-1910 годах. Экспедиция британских археологов работала там с 1931-го по 1935 г., Дж. Кроуфут в 1938 г., К. Кеньон и Е. Сукеник — в 1942 году. Раскопки города хотя и велись в значительных масштабах, однако охватили лишь часть царского акрополя. Остальной город затронут ими лишь в незначительной мере. Но и эта вскрытая площадь дала возможность заключить, что степень планирования и строительной активности на акрополе беспрецедентна в архитектурной истории страны, за исключением, может быть, Соломонова строительства в Иерусалиме. Для строительства был избран холм с пологим склоном, высотой 350-430 м над уровнем моря. Но первоначально застроили лишь часть холма шириной девяносто метров, и вся она вошла в состав царской резиденции. В застройке царской резиденции выделены два строительных периода.
О степени влияния соседних народов на израильтян, по крайней мере на их эстетические пристрастия, свидетельствует финикийская резьба, найденная в 1938 г. Дж. Кроуфутом в доме, который может быть идентифицирован как дом из слоновой кости, построенный Ахавом (см.: 3 Цар. 22, 39). Большинство изделий — мелкие плакетки с барельефами, сочетающимися с инкрустацией цветными камнями, пастой, золотой фольгой, ляпис-лазурью, наконец, с разделяющими эти украшения узкими перегородками («перегородчатая техника»). Среди изобразительных мотивов — стилизованные растения (пальметки, волюты, древо жизни, розетки), сфинкс, лев, набрасывающийся на быка, корова с теленком, наиболее сложный — египетские мифологические сцены (рис. 61 представляет египетского бога Ха).
На одном из предметов дворца в Самарии сохранилась надпись на древнееврейском языке, позволяющая предположить, что предмет этот был привезен в Самарию из Ассирии.
Как известно, Иеровоамом I были учреждены два культовых центра — Дан на севере и Вефиль на юге. Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распространенной и у других семитских народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества. Иеровоам, видимо, стремился с помощью золотого тельца выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгелъягу («телец Ягу»), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии. В различных языческих изображениях фигура быка служит подножием для самого божества, поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать лишь престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Культовый центр в Дане был раскопан в 1960-1970-е гг. А. Бираном. КIX в. до Р.Х. относится огромная высота, на которой находилось святилище с алтарями, антропоморфные статуэтки, рогатый жертвенник с бронзовыми орудиями и совками. Следует отметить, что жертвенник, вероятно, был осквернен: один рог его сломан, а два других — повреждены. Так как разрушение святилища датируется VIII в. до Р.Х.
Ярким археологическим свидетельством деградации духовной жизни в Израиле является тот факт, что после многовекового перерыва в IX-VIII вв. до Р.Х. в Мегиддо опять строят храмы Ваала и Астарты, более того, опять появляются кувшины с костями детей, сожженных на тофетах. Так как с высотами Ваала у ханаанеев сосуществовали обычно ашеры — рощи Астарты, в которых процветала культовая проституция, можно предположить, что подобное было и при израильских высотах, как и говорит Священное Писание. Интересно, что в допленные времена термин Ваал (Баалъ) («Господь») прилагался и к Богу Израилеву, что также говорит о религиозном синкретизме тех времен и указывает на причину осуждения практики служения Богу Израилеву не в Храме Иерусалимском, а на высотах: израильтяне и иудеи, воспринявшиефиникийскую (ханаанейскую) цивилизацию и культуру во всех ее частностях (письменность, искусство, государственное устройство и т.д.), очень скоро отождествили Бога Израилева (Бааль) с языческим Ваалом и стали совершать ему такое же служение, как и ханаанеи,— с тофетами и ашерами.
Хорошо зафиксирована библейской археологией история различных союзов и войн Израильского царства, приведшая в конечном итоге к его падению.
Падение Самарии в 722 г. До Р.Х.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 559;