Билет № 28
1) Фараон книги Исход. Моисей стоял во главе народа Божия в период исхода израильтян из Египта и в продолжение всего странствования по пустыне. Своим именем Моисей обязан дочери египетского фараона, которая вынула его из реки (Исх. 2, 5-10). Одни исследователи связывают имя Моисея с древнеегипетским глаголом mes, что означает «вынимать», другие — со словом mes, которое встречается в именах египетских фараонов (Thot-mes, Ah-mes, Ra-mes, или Rameses, или Рамзес и т. д.). После множества предложенных толкований этого слова общепринятым стало объяснение, принадлежащее археологу У. Олбрайту: имя Моисей — чисто египетское и происходит от древнеегипетского Mase Один из фактов, имеющих отношение к вопросу о притеснениях Израиля в Египте, который некоторые исследователи склонны подвергать сомнению, — использование израильтянами соломы для производства кирпича. В Священном Писании говорится, что фараон, с целью притеснить израильтян, приказал не снабжать их соломой, как это было прежде, но повелел, чтобы они сами занялись сбором соломы. Таким образом, израильтяне были вынуждены обходить египетские поля в поисках жнива (которое остается после уборки хлеба) вместо соломы, которую они использовали при производстве кирпича, причем ежедневная норма его выработки осталась прежней (Исх. 5, 7-13).
Некоторые склонны сомневаться в достоверности этого свидетельства, полагая, что в ту эпоху солома крайне редко использовалась для изготовления кирпичей и что нильский ил обладает достаточной вязкостью и нет необходимости прибегать к использованию каких бы то ни было дополнительных материалов для придания кирпичу прочности. Археологические находки позволили прояснить и эту проблему: в одном древнеегипетском тексте — папирусе Анастаси — излагается жалоба некоего сановника, которому поручили построить здания в приграничном регионе Египта (вероятно, в зоне современного Суэцкого канала). Египтянин жалуется на то, что не может приступить к работе ввиду, как он выражается, «отсутствия необходимого материала. Нет людей, чтобы изготовлять кирпичи, и нет соломы в этой провинции». Древний папирус с очевидностью доказывает, что этот управляющий строительством был не в состоянии осуществлять работы из-за отсутствия необходимой
ДЛЯ изготовления кирпичей СОЛОМЫ Археолог Дж. П. Фри утверждает, что наличие соломы в стенной кирпичной кладке древнеегипетских храмов доказано. То же самое констатирует и египтолог Джон Уилсон из Чикагского университета. Кроме того, американский химик Эдвард Г. Ачесон на основании проведенных опытов и наблюдений пришел к заключению, что ил перерабатывается лучше, если в него добавить определенное количество органических веществ. Поэтому значение того факта, что в Египте были найдены несколько кирпичей, не содержащих соломы, неоправданно преувеличено теми исследователями, которые оспаривают достоверность исторических свидетельств Ветхого Завета. Как считает Фри, это говорит лишь о том, что использовалась настолько незначительная часть соломы, что ее невозможно было выявить; либо, продолжает он, при изготовлении этих кирпичей брали воду, настоянную в течение нескольких часов на соломе, или же для изготовления кирпичей действительно не была использована солома, что, однако, стоило производителям этих кирпичей больших затрат труда и времени. Так или иначе, но Священное Писание оказывается точным и в данном случае.
Но кто же из египетских фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времени исхода Израиля из Египта? В тексте Ветхого Завета не упоминаются их имена. По этому поводу существует множество самых разных мнений, равным образом как и в связи с вопросом о времени исхода. Если согласиться с датой падения Иерихона около 1400 г. до Р. X., то тогда египетским фараоном-притеснителем следует считать Тутмоса III, который управлял Древним Египтом в течение 54 лет (1501-1447 гг. или 1482-1428 гг. до Р. X.), был одним из самых могущественных правителей (а возможно, и самым могущественным) в истории Древнего Египта и был прозван впоследствии «Наполеоном Древнего Египта». Если же в качестве фараона-угнетателя признать Тутмоса III, то тогда фараоном во времена исхода был Аменофис II (1447-1420 гг. или 1428-1401 гг. до Р. X.). Сторонники другой точки зрения полагают, что фараоном-угнетателем был Рамзес II (1292-1225 гг. до Р. X.), а фараоном исхода был его наследник Мернефта (Мернепта, или Мернептах, 1225-1215 гг. или 1234-1225 гг. до Р. X.).
К сожалению, наши знания относительно этого вопроса, несмотря на все достижения археологической науки, являются пока недостаточными. Поэтому мы можем пока определить время исхода лишь приблизительно, как, впрочем, и имена фараонов, один из которых притеснял израильтян, а другой управлял страной во времена их исхода. В конце 1995 г. появилось сообщение о том, что неподалеку от Луксора был найден ряд захоронений членов семьи Рамзеса II. Это открытие, которое археологи считают одним из самых значительных в XX в., по-новому освещает шестидесятисемилетнее правление (1279-1213/1212 гг. до Р. X.) великого фараона Рамзеса II, умершего в возрасте девяноста двух лет. Найденная гробница включает 67 помещений, в которых захоронены 50 из 52 сыновей Рамзеса II, и является самой большой гробницей из всех обнаруженных когда-либо на территории Египта. Этот археологический памятник уникален по величине и ценности. Хотя это и не царское захоронение, каждое из погребальных помещений занимает площадь до 80 кв. м. В прошлом только в гробнице фараона Сети I, отца Рамзеса II, было найдено помещение подобных размеров. Археологи питают надежду, что исследование археологических находок некрополя поможет ответить на вопрос, кто был фараоном во времена исхода. Французский археолог Пьер Кортэжьяни, сотрудник Французского института восточной археологии в Каире, проявляет большую сдержанность в отношении тайн, которые раскрывает гробница сыновей Рамзеса II. Он заявил: «Вероятность того, что могут быть обнаружены свидетельства о Моисее, существует, поскольку никому еще до конца не довелось разгадать всего, что скрывается в египетской пустыне». Итак, нам следует еще подождать.
2) Период Царей (Давид и Соломон). Золотой век. Величайшим и замечательнейшим периодом истории Израиля было время до и после 1000 года до Р.Х. Именно в этот период жили Саул, Давид и Соломон, создавшие израильское государство, которое стремительно обрело немалую силу и значимость.
Существует немало археологических свидетельств, говорящих о принятии «нового курса» и процветании государства в этот период. После падения Силома около 1050 года Израиль оказался в очень бедственном положении, когда гарнизоны филистимлян закрепились в горной части страны (см., к примеру, 1 Цар. 10:5; 13:3), а евреи стали служить в филистимской армии (1 Цар. 14:21). Величайшая заслуга Саула состояла в том, что он смог изгнать филистимлян с гор. Давид же настолько ослабил их позиции и уменьшил их владения, что они уже никогда не рассматривались израильтянами в качестве серьезного врага. Превосходная керамика филистимлян с ее грациозными лебедями и изящными формами уже не изготавливалась. Материальная культура долин стала все больше походить на культуру гор, что указывало на смещение центра политической и экономической жизни.
Мы можем составить определенное представление о жизни израильского земледельца в этот период по небольшой дощечке из мягкого известняка, найденной среди руин Газера в 1908 году. Вероятно, она использовалась для упражнений неким школьником, жившим в правление царя Соломона в X веке, — на дощечке видны следы повторявшегося несколько раз соскабливания старых письмен. Последний текст остался цел. В нем ритмически перечисляются сельскохозяйственные сезоны, что, возможно, должно служить целям их запоминания. Согласно древнееврейскому календарю год начинался в середине сентября. Первые два месяца (сентябрь—ноябрь) уходили на сбор урожая маслин; следующие два (ноябрь—январь) на посев зерновых; следующие два (январь—март) на посадку поздних культур. Лен собирался в марте—апреле; ячмень — в апреле—мае; пшеница — в мае— июне. Два месяца июнь—август, согласно календарю, были посвящены подрезке виноградников, хотя мы также знаем о том, что в это же время земледельцы занимались молотьбой. В последний месяц (август—сентябрь) земледельцы занимались сбором летних плодов: фиг, винограда и гранатов.
Правление Саула (около 1020-1000 г. до Р.Х.). Единственные прямые археологические свидетельства о времени правления Саула были обнаружены в ходе раскопок его столицы в Гиве (англ. Gibeah или Gibeah of Saul), развалины которой находятся на месте нынешнего холма Тель эль-Фул (Tell el-Ful).
Этот холм располагается на высоте 800 м над уровнем моря и в трех милях к северу от Иерусалима, у главной дороги на север, к Вефилю, Силому и Сихему (что соответствует описанию Гивы в Суд. 19:11-13).
Раскопки здесь производились впервые в 1868 году Ч. Уарреном (C. Warren) по инициативе Палестинского исследовательского фонда (The Palestine Exploration Fund). Самые важные раскопки проводились в 1922-23 и в 1933 годах У. Ф. Олбрайтом (W. F. Albright), представителя Американской школы ближневосточных исследований (The American School of Oriental Research). Были обнаружены 5 период заселения этого места, от XII века до Р. Х. до времен римского владычества.
Маленькое поселение существовало здесь в течение XII века, но было разрушено, вероятно, в результате междоусобицы (ср. Суд. 20). В конце XI века до Р. Х. здесь была построена крепость прямоугольной формы 35 на 53 м. Крепость была окружена двойной стеной-казематом, сложенной из грубо отесанных камней, пространство между которыми заполнялось мелкими камнями и осколками; по углам стояли 4 мощные башни. Некоторые комнаты в каземате использовались как хранилища. У. Ф. Олбрайт считал, что крепость была построена Саулом, но другие ученые предполагают, что она была построена филистямлянами и потом завоевана Саулом.
Крепость-дворец имела не менее двух этажей. Семья Саула жила на втором этаже. Находки, сделанные в крепости, свидетельствуют о простоте жизни ее обитателей. Здесь были обнаружены два наиболее характерных для того времени вида оружия — бронзовые наконечники стрел и камни для пращи. Были найдены также разнообразные глиняные сосуды, включая кухонную посуду (большое количество грубых закопченных горшков для готовки пищи, небольших мисок и тарелок); интересно, что вся керамика исключительно функциональна и лишена украшений. Самыми изящными изделиями были небольшие черные полированные кувшины для благовоний и масла и кувшины розового или желтовато-коричневого цвета, которые в ряде случаев украшались круговыми полосками красного или коричневого цвета. Был найден также железный плуг, что говорит об обработке земли в окрестностях крепости.
Несмотря мощь, крепость была уничтожена при жизни Саула — вероятно, перед битвой при Михмасе (1 Цар. 13-14). Вскоре она была восстановлена, хотя стены были уже не так массивны и аккуратны. После окончательного поражения и смерти Саула (1 Цар. 31) крепость была разрушена вновь. В VIII - VII вв. до Р. Х. здесь был построен небольшой, хорошо укрепленный форт для охраны дороги.
Давид (около 1000-961 гг. до Р.Х.). Царствование Давида ознаменовалось взятием Иерусалима, который, в силу крайне выгодного географического расположения, неизбежно должен был стать столицей давидова царства и стал ею. «Контроль над Иерусалимом, — писала К. Кеньон, — означал фактически контроль над всей Палестиной, поскольку он расположен на центральной гряде, являющейся единственным путем с севера на юг... Без обладания Иерусалимом единство было невозможно».
К сожалению, находок времен Давида мало даже в Иерусалиме, где имеются какие-то обломки, фрагменты, которые с некоторой долей вероятности можно отнести к началу X в. до Р. Х. Вместе с тем немалый интерес представляет Шахта Уоррена (Warren's Shaft), которая, возможно была использована Давидом для захвата города.
Она была названа так в честь Чарльза Уоррена (C. Warren), открывшего ее в 1867 г., была частью подземной водной системы, питавшей Иерусалим из-за пределов его стен из источника Гихон. Первоначально это был водный источник, появившийся в разломах скал; к 1 000 г. до Р. Х., возможно, иевуссеи расширили шахту, чтобы использовать источник; после 1 000 г. до Р. Х. израильтяне еще больше расширили шахту и ее пещеры. В 701 г. до Р. Х. Езекия прорубил новый полукилометровый (1750 футов) туннель, чтобы обеспечить Иерусалим водой из источника Гион (Gihon) во время ассирийской осады. Шахта была обнаружена в 1837 г., а в 1867 году ее обследовал Ч. Уоррен. В 1880 году дети обнаружили надписи на стенах туннеля Езекии, в результате чего последовали раскопки Х. Винсента. В новейшее время в шахте и туннеле вел раскопки Й. Шило (в 1978-1982 годах).
В синодальном переводе в 2 Цар. 5:6-8 читаем о событии взятия Иерусалима Давидом: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида» (2 Цар. 5:6-8). Однако еврейский текст начала 8-го стиха имеет несколько другой смысл: «и сказал Давид в тот день: всякий, чтобы поразить иевуссеев, "has? uri [вейигга бациннор], здесь иг [йигга] — форма глагола газ, означающего либо «прикасаться, поражать», либо «приближаться, проходить», а "has [циннор] буквально означает «труба, трубопровод, акведук». Значит, «сказал Давид в тот день: всякий, чтобы поразить иевуссеев, поднимайся по шахте, чтобы поразить хромых и слепых, ненавидящих душу Давида». Шахтой и была, видимо, шахта Уоррена. Это соответствие настолько очевидно, что указанный мной перевод уже вошел в переводы на английском языке начиная с середины XX века (Revised Standart Version, 1952; New Revised Standart Version, 1989 и др.).
Время Соломона (961-922 гг. до Р.Х.). Начинается эра строительства многоэтажного городского общества, восприимчивого к внешним контактам во многих областях жизни — культурной, архитектурной, политической, экономической, религиозной и т.п.: "Впервые после среднего бронзового века можно говорить об ощутимом числе подлинных городов".
В Библии говорится, что Соломон построил "храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Гезер" (3 Цар. 9, 15; ср. 3 Цар. 9, 24; 11, 27). Однако "эти краткие утверждения не дают точного представления о сути и размерах перечисленных объектов", да и археологические свидетельства "далеко не полны". И все же археология располагает материалом, несравненно большим по сравнению с временами правления предшественников Соломона.
Храм Соломона. В Ветхом Завете говорится о том, что Соломон, которому предстояло построить храм Божий, был очень богат. Его несметные сокровища объясняются тем, что он получал огромную дань. Так, одного только золота, поступавшего в его казну, было 666 талантов (20 000-30 000 кг, что приблизительно равняется 87 812 000 французских франков или двадцати миллионам долларов). И это без учета того, что он получал с подвластных ему лиц, т.е. купцов, подчиненных ему царей (за пределами его государства) и наместников разных областей (3 Цар. 10, 14-15). Файфер подсчитал, что Соломон получал только золота более чем на 25 миллионов долларов. Нас не должно удивлять столь большое количество золота. Тогда его было намного легче найти, чем в наше время. Вавилонский царь писал египетскому фараону Аменхотепу III (ок. 1375 г. до Р. X.): «Брат, золото в твоей стране словно пыль». Гроб фараона Тутанхамона был целиком изготовлен из чистого золота. Кроме того, ассирийские цари говорят о том, что они полностью покрывали стены храмов золотом и серебром.
Соломон построил на горе Мориа (или Амориа) в Иерусалиме величественный храм и свой дворец. Сооружение храма, размеры которого были 27,4 х 9,1 х 13,72 м, заняло семь лет, между тем как на строительство дворца размером 45,72 х 22,86 х 13,72 м было затрачено тринадцать лет. На горе Сион не было обнаружено следов храма Соломона. Случилось так, что развалины храма и построенного рядом с ним дворца были, по-видимому, погребены и сокрыты под мечетью Харам-эш-Шериф (мечеть Омара), сооруженной в 691 г. по Р. X. Она является мусульманской святыней и поэтому недоступна для исследований археологов. Таким образом, мы не располагаем данными, полученными в результате раскопок самого храма. Единственно, что от него осталось, — это священный камень, фундамент, на котором располагался жертвенник для всесожжении, а по мнению некоторых ученых, и само святое святых. Сегодня священный камень — это своего рода сердце мусульманского храма, он скрыт под так называемым Куполом Скалы (Куббатас - Сахра).
Сведения об этом величественном храме мы черпаем только из Ветхого Завета. Имеются также косвенные данные, засвидетельствованные археологическими находками. Так, сведения, содержащиеся в 3-й книге Царств (гл. 6) и 2-й книге Паралипоменон (гл. 2) (автор 6-й гл. Третьей книги Царств отличается большей точностью, т.к. жил ближе к рассматриваемым событиям), и исследование современных храму Соломона восточных языческих храмов (как, например, храмы в Телль-Тайнате на сирийском побережье, в Самале в северо-западной Сирии и в Хамафе (Хамате) в центральной Сирии) дают нам достаточное представление о храме Соломона. Храм в Тайнате особенно схож с намного превосходившим его по размерам храмом Иерусалима.
Перед нами не стоит задача дать детальное описание храма. Да это и невозможно, так как у нас нет археологических данных и мы располагаем только свидетельствами, предоставляемыми Ветхим Заветом. Мы лишь учитываем некоторые характерные археологические находки, указывающие на истинность написанного в богодухновенном тексте. Наиболее важным обстоятельством является то, что находки подтверждают факт использования Соломоном финикийских мастеров и проектировщиков из Тира и Библа, о чем свидетельствует и Ветхий Завет. При постройке храма Соломон пользовался услугами архитектора Хирама (тезки тирского царя Хирама). Его отец был финикийцем из Тира, а мать — еврейкой из колена Данова (2 Пар. 2, 13-14). Многие архитектурные и декоративные элементы храма Соломона соответствуют деталям сходных сооружений в Сирии и Финикии. В частности, планы храмов в Тайнате (IX в. до Р. X.) и в Асоре (конец медного века) совпадают с планом храма Соломона. Рельефы в виде херувимов и пальмовыхдеревьев, выполненные из слоновой кости финикийскими мастерами, встречаются на всем Ближнем Востоке.
Кроме того, в шестой главе Третьей книги Царств особо говорится о древесине, используемой при строительстве. Это был, главным образом, кедр, его прислал Соломону тирский царь Хирам (3 Цар. 5, 10). Эта древесина применялась прежде всего при постройке храма Божия (3 Цар. 6,9-10). Его стены были облицованы кедром, а пол покрыт кипарисовым деревом. Узоры на стенах и т.д. были выполнены в виде золотых декоративных рельефов. То же самое финикийское влияние имело место при изготовлении медной утвари, так что и столярные работы, и работы по обработке металлов проводились в храме под влиянием образцов финикийского искусства. Таким образом, подтверждается написанное в Ветхом Завете, а именно то, что Соломон в самом деле пользовался услугами финикийцев.
Что касается архитектуры храма, археология освещает этот вопрос достаточно подробно. Две части храма, святое и святое святых, построенные по аналогии со скинией свидения, которая сопровождала израильтян в пустыне, можно сопоставить некоторым образом с другими священными сооружениями Ближнего Востока. Центром и основой существования храма являлся давир, т.е. святилище. Оно было темным и недоступным для простых смертных. В давире языческих храмов находилось изображение бога или богини. В давире, или святом святых храма Соломона, располагался ковчег завета.
Кроме того, две высокие не несущие колонны Иахин и Воаз (3 Цар. 7, 21), произведения литейного искусства, увенчанные капителями с изображениями плодов граната (элемент, имеющий символическое значение) и находившиеся справа и слева от входа в преддверие храма, имеют аналоги в восточных храмах, упоминаемых еще Геродотом (Ге-род. II, 44). Таким образом, Соломон твердо придерживался образца скинии свидения, но в некоторых деталях, придававших храму большую завершенность, он достаточно свободно следовал образцам современных ему восточных храмов.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 538;