Билет № 26
1) Иосиф и израильтяне в Египте. Широко известна история об Иосифе, которого братья, побуждаемые завистью, продали купцам — измаильтянам и мадианитянам. Те увели его в Египет и продали там Пентефрию (Потифару), начальнику телохранителей фараона (Быт. 37, 28-36). Далее в книге Бытия рассказывается о том, что Иосиф снискал благосклонность египетского фараона, был наделен огромной властью в Египте, а когда разразился голод, переселил отца со всем семейством в страну Нила. Археологические находки пролили свет и на эти события.
Сегодня нам многое известно в подробностях об истории и культуре древних египтян, об уровне их образования и законах наследования правителей Египта. С достаточной точностью известна и хронология событий древнеегипетской истории. От одних царей дошли до нас исторические сведения, от других — только имя, от третьих — мумии, хранящиеся в Каирском или в каком-либо другом музее мира. Одно из лучше всего сохранившихся захоронений фараонов — гробница Тутанхамона, жившего в близкую ко временам Моисея эпоху и правившего всего три года, было открыто археологом Говардом Картером.
С большой степенью вероятности можно утверждать, что египетский фараон, благоволивший Иосифу, принадлежал к династии гиксосов. Историки насчитывают около тридцати или более династий египетских фараонов, правивших в период с 3000 г. до Р. X. и вплоть до возникновения Римской империи. Весьма вероятно, что во времена патриархов в Египте у власти находилась 12-я династия, правление которой завершилось к 1786 г. до Р. X. За ней последовали правители 13-й и 14-й династий, избравшие своей резиденцией Фивы (Нижний Египет). Незадолго до конца правления 13-й династии в Северный Египет вторгся народ, который позднейшие историки назвали гиксосами. Гиксосы господствовали в стране Нила около 150 лет (1720-1580/70 гг. или 1750-1600/ 1550 гг. до Р. X.) и основали в Египте 15-ю и 16-ю династии. В это же время в Фивах продолжали оставаться египетские правители, однако они подчинялись власти гиксосов. Столицей гиксосов был город Аварис (позднее названный Пер-Рамсес), расположенный в дельте Нила. В конце концов, египетские правители восстали против господства гиксосов и снова стали хозяевами своей страны. Несмотря на то что нам в подробностях известна история Древнего Египта, тем не менее дошедшие до нас египетские документы не предоставляют никаких свидетельств о жизни и пребывании Иосифа на территории Египта. Египтологи пока не обнаружили ни археологических памятников, ни письменных источников той эпохи. История страны Нила в период с 1750 г. и вплоть до 1550 г. до Р. X. окутана мраком. Что же произошло?
Археологическая наука владеет сегодня многочисленными данными, подтверждающими, что около 1700 г. до Р. X. (или несколько ранее) Древний Египет захлестнула волна нашествий. Часть племен проникла в эти земли мирным путем, в то время как другая, напротив, вторглась в Египет на боевых колесницах в период правления бессильной 13-й династии. Вновь пришедшие поселенцы явились из Палестины и поселились здесь, пролив в Египте море крови и произведя невиданные доселе разрушения. Сперва они захватили область дельты Нила, а затем распространили свое господство на всю страну. Непокоренный до того Нильский колосс превратился в их раба! Происхождение этих завоевателей неизвестно, однако мы знаем, что большая часть их принадлежала к семитским племенам, населявшим Ханаан и Сирию. Имена, выгравированные на амулетах в виде священных жуков скарабеев, дошедших от периода правления гиксосов, по большей части являются семитскими.
Мы столь подробно остановились на рассмотрении периода правления гиксосов в связи с тем, что в заключительных главах богодухновенной книги Бытия повествуется о том, что семья патриарха Иакова поселилась в Египте с одобрения фараона. И лишь впоследствии, когда в Египте правил другой фараон, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), начались страдания израильтян. Египтологи пришли к выводу, что фараон, сделавший Иосифа вторым после себя человеком в стране, происходил из династии гиксосов, правивших в рассматриваемый нами период. В книге Бытия говорится, что всякий пастух овечьего стада являлся «мерзостью» (то есть считался презренной и отвратительной личностью) для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), а между тем Иосиф, его отец и братья, являясь пастухами, были благосклонно приняты египетским фараоном. По мнению египтологов, это обстоятельство служит подтверждением того, что поселение Иакова в Египте падает на период правления семитов-гиксосов, чье наименование в переводе означает «цари-пастухи», поскольку, как передает Иосиф Флавий, «гик» означает царь, а «сое» — пастух. Для семитов-гиксосов было естественным, отмечают египтологи, оказывать предпочтение соплеменникам при назначении на высшие должности.
Но, поскольку мы лишены достоверных свидетельств об Иосифе, спрашивается, каким образом археологические данные могут быть согласованы с письменными свидетельствами книги Бытия?
Правление династии гиксосов — «чужеземных царей», как их называли сами египтяне, надолго осталось в памяти народа Египта. И не только из-за того, что те прошли с огнем и мечом по Египту, но еще и потому, что семиты-гиксосы возводили чужеземцев (своих соплеменников) на высшие должности в управлении Египтом и подвергали гнету коренное население. Память о материальной и культурной катастрофе, постигшей страну Нила, и о притеснениях населявшего ее народа надолго осталась в сознании египтян, как свидетельствует о том яркое описание тех событий египетским историком Манефоном. По причине того, что этот период в истории страны был тяжелым, едва только египтяне освободились от владычества династии гиксосов, они стали систематически уничтожать все следы, указывавшие на пребывание «чужеземных царей» на их земле. Особые усилия по искоренению следов пребывания гиксосов в Египте приложили фараоны 18-й династии — касалось ли это письменных источников, построек или каких-либо других памятников культуры. Именно это, по мнению египтологов, и привело к отсутствию прямых свидетельств, подтверждающих факт пребывания Иосифа и израильтян в Египте.
Однако несмотря на суровое обращение гиксосов с египтянами, они тем не менее привнесли в Египет некоторые полезные новшества. В качестве правителей одного из обширнейших государств, которое простиралось от границ Северной Сирии до границ Нижнего Египта, гиксосы поддерживали торговые отношения со всеми странами Ближнего Востока. Общепризнанным сегодня стало то, что благодаря гиксосам в Египте появились лошади, боевые колесницы, новые типы сабель и мечей, мощные азиатские луки, они познакомили египтян с новыми типами крепостных сооружений; особенно впечатляющими были укрепления, за которыми укрывались боевые колесницы.
Как уже отмечалось, непосредственные свидетельства о появлении и пребывании Иосифа и его семьи в Египте отсутствуют. Но наличие множества косвенных доказательств и веских аргументов все-таки подтверждает историческую достоверность событий, изложенных в 40-50-й главах книги Бытия, а также того обстоятельства, что Иосиф действительно около 1700 г. до Р.Х. пользовался почетом и уважением в Египте.
Мы уже говорили, что гиксосы были семитами. Однако семитами были и дети Иакова, вследствие чего они пользовались благосклонностью со стороны гиксосов в Египте. Особых сомнений не вызывает и то, что малочисленный род Иакова со временем разросся и в период правления династии гиксосов превратился в народ Израиля. К подобному заключению можно прийти и на основании повествования книги Бытия. В Ветхом Завете говорится, что израильтяне оставались в Египте на протяжении четырехсот лет. Если согласиться с тем, что исход израильтян из Египта произошел немногим позже 1300 г. до Р. X. (подробнее этот вопрос мы намерены рассмотреть в дальнейшем), и прибавить к этой дате 400 лет, то получим дату 1700 г. до Р. X., то есть период правления в Египте гиксосов. Появление Иосифа в Египте, а также Иакова и его семьи приходится, таким образом, на период правления в Египте семитов-гиксосов. Иосиф — далеко не единственный азиатский семит, проданный в Египет около 1700 г. до Р. X. (Быт. 37, 36; 39,1). Один из древних папирусов, хранящийся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов некоего влиятельного египетского вельможи, из которых 40 происходили из Азии и имели семитские имена. Из древнеегипетских документов известно также, что рабов из Сирии египтяне покупали по высоким ценам. Слово канаму, или хананей, было синонимичным слову раб в древнеегипетских документах.
В книге Бытия приводятся различные должности и титулы, широко распространенные в Древнем Египте. Например, звания главный виночерпий и главный хлебодар действительно встречались, согласно данным археологии, среди египетских царедворцев. Должность, которую Пентефрий предоставил Иосифу, — он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его (Быт. 39, 4) - существовала в действительности и имела место в хозяйствах египетских вельмож во времена Иосифа.
Некоторые из исследователей оспаривают то обстоятельство, что у жены Пентефрия была возможность довольно часто общаться с Иосифом и провоцировать его на близость ежедневно (Быт. 39,10), поскольку помещения, занимаемые Иосифом в качестве главного управляющее то и смотрителя Пентефрия, располагались якобы на значительном отдалении от покоев самого Пентефрия и его жены. Однако археологические раскопки в Телль-эль-Амарне (Центральный Египет) явили свету многочисленные руины жилых построек, планировка которых указывает на то, что хозяйственные помещения находились в задней части дома и, следовательно, чтобы пройти в них, надо было сначала миновать главную часть дома. Так было и в доме Пентефрия. Таким образом, Иосиф, исполняющий обязанности главного управляющего и смотрителя, ежедневно проходил через весь дом, чтобы попасть в хозяйственные помещения своего господина. Поэтому вполне естественным представляется то, что он ежедневно мог беседовать с женой Пентефрия, терпя ее настойчивые домогательства.
После известной истории, когда жена Пентефрия оклеветала Иосифа, он был заключен в темницу, как об этом говорится в книге Бытия (Быт. 39, 17). Многочисленные археологические исследования говорят о том, что в период пребывания Иосифа в Египте уже существовали большие тюрьмы. В какую из таких темниц был помещен Иосиф? Немецкий египтолог Эберс отождествляет место заточения Иосифа с крепостью в городе Мемфисе, носившей название «Белая Стена». В еврейском тексте Библии темница Иосифа обозначается словом sohar, что переводится буквально как «круглый дом». Вероятно, здесь имеется в виду круглая башня, которая использовалась в качестве государственной темницы. Тюремное помещение в Фивах (Нижний Египет), куда по приказу египетского фараона Тутмоса III (1501 — 1447 гг. или 1482— 1428 гг. до Р. X.) были помещены сирийские пленники, называлось suhan. Найт отмечает, что семитское sohar соответствует в египетском языке лексеме suhan. А. Яхуда приводит египетское слово, похожее на sohar и нередко встречающееся в многочисленных надписях. Этим словом обозначалась крепость-тюрьма, расположенная неподалеку от границы с Палестиной. В ней содержались важные преступники, а также высокопоставленные лица, обвиненные в различных злоупотреблениях, взяточничестве и т.п. Яхуда допускает, что именно в этой крепости скорее всего и содержался Иосиф.
Не вызывает сомнения и существование должностей главного виночерпия и главного хлебодара, о которых говорится в Священном Писании, что они были заключены в тюрьму вместе с Иосифом (Быт. 40, 1-3). Древнеегипетские документы предоставляют богатый фактический материал, свидетельствующий о наличии в общественно-экономической жизни Древнего Египта должностей экономов (управляющих домашним хозяйством), надсмотрщиков, пекарей. Все стадии приготовления хлеба, начиная с замешивания теста и т.д., отражены в сюжетах настенной живописи египетских гробниц. На этих настенных росписях изображены экономы и другие слуги, несущие на головах корзины с хлебом и другими мучными изделиями. Это такой способ переноски хлеба, описание которого дал Иосифу главный хлебодар (Быт. 40,16-17).
Некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу возможности назначения Иосифа на столь высокую должность, какую, согласно Священному Писанию, предоставил ему фараон. Однако и этот вопрос освещен археологической наукой.
Прежде всего необходимо отметить, что упомянутые в Священном Писании высокие титулы, которые даны были Иосифу, исключительно египетского происхождения. Обращает на себя внимание следующая фраза фараона: «Ты будешь господином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41,40). Иосиф стал отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской (Быт. 45, 8). Иосиф занимал пост наподобие премьер-министра Древнего Египта, хотя в действительности его должность была более высокой, — он занимал второе после фараона место в государственной иерархии. Между прочим, профессор египтологии из Ливерпуля Т. Эрик Пит и Г. А. Бартон подтверждают историческую достоверность существования в этот период в Египте таких имен, как Асенеф, бывшего у супруги Иосифа, женившегося, когда он стал царедворцем, и Пентефрий — имя ее отца (Быт. 41,45)2.
Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, возможно ли, чтобы хананейский раб вроде Иосифа был удостоен столь высоких должностей. Вне всякого сомнения, Бог покровительствовал Иосифу; вместе с тем и археологическая наука подтверждает, что это не было чем-то невозможным. Данные археологических раскопок в Египте свидетельствуют, что чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неоднократно выдвигались на высшие должности. А. Эрман утверждает, что «среди придворных чинов нередко встречались чужеземцы, которые, возможно, были рабами». Один из таких хананеев был «главным глашатаем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамзес храма Ре». Это свидетельство перекликается с тем, что сказано в книге Бытия, а именно, что фараон дал Иосифу египетское имя Цафнаф-паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель народа», или «основоположник жизни», или «владеющий тайным знанием и открывающий сокровенное». Другой хананей, по имени Дуду, также достиг высокого положения при дворе египетского фараона, о чем свидетельствует дошедшее до нас благодаря археологии послание, которое направил ему какой-то аморей. Еще один хананей — Мери-Ра — стал адъютантом фараона. Должности, схожей с Иосифовой, удалось добиться хананею Янгхаму. Он был уполномоченным фараона в одной из египетских провинций, которая была житницей Древнего Египта. Кроме того, археолог Уильям Ф. Олбрайт в результате проведенных раскопок обнаружил свидетельства, указывающие на то, что Иосиф был не единственным семитом, назначенным фараоном премьер-министром: некий семит, носящий явно древнееврейское имя Хур, занимал в XVII в. до Р.Х. то же место, что и Иосиф. Таким образом, археологическая наука предоставляет целый ряд доказательств, подтверждающих, что назначение Иосифа на столь высокий и ответственный пост в Египте было вполне возможным.
Другим доводом в пользу исторической достоверности Священного Писания стало содержащееся в нем подробное описание церемониального этикета, где говорится о поставлении Иосифа вторым после фараона. Вот как пишет об этом боговидец Моисей: «Фараон, сняв со своей руки перстень с личной печатью, надел его на руку Иосифа. Затем одел Иосифа в виссонные одежды и возложил на его шею золотую цепь. Вслед за этим фараон поставил его на вторую из своих колесниц, перед которой шел глашатай, трубивший и призывавший народ преклонять колени пред Иосифом, а также назначил Иосифа князем всей Египетской земли» (Быт. 41, 42-43). Эта церемония нашла отражение в настенной росписи и рельефах Древнего Египта. Дошедшая до нас замечательная табличка изображает, как египетский фараон подобным образом воздает почести некоему мужу; она датируется временем правления фараона Сети I (1308-1209 гг. до Р. X.). Кроме того, упоминание о том, что Иосиф вступил на вторую колесницу, то есть занял наиболее почетное, второе после фараона, место в иерархии власти, указывает, по мнению археологов, на то обстоятельство, что это происходило в период правления гиксосов. Ведь именно с приходом гиксосов в Египте появились быстроходные боевые колесницы, так что до нашествия гиксосов подобного обычая в придворных церемониях не существовало.
В Ветхом Завете говорится о том, что, прежде чем представить Иосифа фараону, его побрили (Быт. 41, 14) [2]. Эта подробность является историческим свидетельством, проистекающим из египетского источника, и заслуживает особого внимания, потому что у древних евреев было принято носить бороды, а у египтян, напротив, бриться.
Сохранилось множество письменных свидетельств о периодах голода в Древнем Египте. Особенно интересна надпись с острова Элефантина, расположенного неподалеку от Асуана, в которой говорится о семилетнем периоде засухи, поскольку Нил за все это время ни разу не разливался. Это случилось около 2700 г. до Р. X., во время правления знаменитого фараона Джосера. Джосер отправил на Элефантину послание вместе с правителем области Нильских порогов, в котором говорилось следующее: «Я очень беспокоюсь о тех, кто находится во дворце. Сердце мое сжимается от горя, потому что вот уже семь лет Нил не выходит из берегов. Фруктов очень мало, овощей нет, не хватает всякого рода съестных припасов. Каждый крадет у соседа, дети плачут, юноши бездельничают. Сердца стариков опечалены, члены их расслаблены, они сидят на земле. Придворные пребывают в растерянности. Закрома открыты, но то, что там находилось, оскудело». В результате археологических раскопок на территории Египта были найдены многочисленные остатки хранилищ зерна, подобных упомянутым выше. Таким образом, свидетельства Священного Писания о приказах по сбору зерна (Быт. 41, 33-36 и 47-49) в полной мере соответствуют тому, что в подобных случаях происходило в Египте.
Схожие свидетельства предоставляет и барельеф, датируемый приблизительно 2400 г. до Р. X., с изображением обессилевшего от голода бедуина с выступающими ребрами. Другая характерная надпись относится к сановнику Беби, жившему несколько позже Иосифа. Текст надписи гласит: «Когда много лет был голод, то каждый голодный год я поставлял зерно в свой город». Чиновники Иосифа делали, несомненно, то же самое, чтобы во всех городах Египта накормить народ.
Другим подтверждением точности и исторической достоверности Священного Писания относительно пребывания Иосифа и Иакова в Египте является тот факт, что люди, жившие за пределами Египта, во времена голода направлялись в плодородную страну Нила с целью закупить там зерно. Так, например, один из папирусов, обнаруженных в результате археологических раскопок, содержит донесение египетского офицера, пограничного стража времени правления фараона Сети II (около 1210 г. до Р. X.), о некоем эдомитянине, то есть жителе области Эдом, по имени Бэду, которому в период голода было дано разрешение перейти границу. Донесение гласит: «Мы позволили перейти кочевникам-эдомитянам через караульную заставу Менефта (...) в Феку до болот Пифом Менефты (...), чтобы они и их стада находились во владениях фараона...». Египтологи отмечают, что подобные инциденты происходили и раньше, и, таким образом, то, что говорится в отношении Иакова и Иосифа в 42-44-й главах книги Бытия, было довольно обычным явлением на протяжении веков.
В Священном Писании нередко упоминается о египетских магах (волхвах) и о их волхвованиях (Быт. 41,8. Исх. 8, 7; 9,11 и т.д.). В самом деле, археологические находки подтверждают, что занятие магией действительно было весьма распространенным в Древнем Египте.
Еще один факт — древнеегипетская практика мумифицирования (бальзамирования) тел умерших знатных лиц. В книге Бытия говорится о бальзамировании «врачами» (слав. — «погребателями») Иакова, а затем и Иосифа (Быт. 50, 2-3, 26). Основываясь на свидетельстве древнегреческого историка Геродота, который побывал в Египте, мы можем подтвердить, что описанный в книге Бытия обычай мумификации является чисто египетским. В Ханаане, Месопотамии и среди родственников Иакова этот обычай был совершенно неизвестен.
Другой довод — использование государством рабского труда на тяжелых принудительных работах, таких, как, например, изготовление кирпичей, а также ежедневные притеснения, о которых говорится в книге Исход (1, 14). Все это подлинные черты повседневной жизни Египта. Кроме того, знаменитые десять казней имеют специфические египетские черты
То обстоятельство, что купившие Иосифа купцы-измаильтяне везли на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан (Быт. 37, 25), является другим важным свидетельством исторической достоверности Священного Писания, поскольку в Древнем Египте существовал большой спрос на товары подобного рода. Их использовали в церемониях поклонения языческим богам, «когда душистые травы возжигали в храмах в качестве фимиама»; их применяли также для лечения больных и при бальзамировании покойников.
Другое свидетельство — празднование дня рождения фараона (Быт. 40, 20) и наличие большого числа виночерпиев и пекарей, из которых назначались главный виночерпий и главный хлебодар (Быт. 40,1,2).
Наконец, отметим то обстоятельство, что древнеегипетские слова и имена (такие, как Пентефрий, Асенеф), упоминаемые в этих главах Священного Писания и отсутствующие в других его книгах, свидетельствуют о том, что тот, кто записал эти имена и исторические события, жил в Древнем Египте и хорошо его знал. Никакой книжник времен Ездры, живший в Вавилоне или Иудее, не был в состоянии описать все это с такой точностью и настолько подробно. Подобные обычаи и исторические факты присущи только для Египта, они имели место в то время, когда здесь жили израильтяне. А записал эти исторические события в книгах Бытие и Исход боговидец Моисей.
Подводя черту под этими аргументами, подтверждающими историческую достоверность свидетельств Ветхого Завета о пребывании Иосифа и израильтян в Египте, приведем слова археолога Уильяма Ф. Олбрайта: «Факт пребывания Израиля в Египте имеет жизненно важное значение для древнего исторического предания Израиля и не может быть отвергнут, поскольку это оставит в нем необъяснимый пробел. Напротив, судя по египетским именам Моисея и некоторых из потомков Аарона, мы видим, что часть израильского народа довольно долгое время оставалась в Египте. Кроме того, существует множество подтвержденных наукой географических и археологических подробностей, которые были бы необъяснимы, если бы эти места Библии были сочинением более позднего времени. Особое впечатление производит очевидная связь пребывания в Египте Иосифа, а затем и Израиля с нашествием гиксосов. По всей видимости, другой царь Египта, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8) и угнетал израильтян, был одним из фараонов эпохи Нового царства, наступившей после изгнания из Египта ненавистных азиатов (то есть гиксосов)».
2) Разделение Царства (Иудея). Царство Иудейское, бывшее преемником духовных традиций державы Давида и Соломона, как государство было значительно слабее, чем царство Израильское. Небольшое по территории и населению, оно, однако, было сильнее своим внутренним единством, обусловленным не только преемственностью власти потомков Давида, но и тем, что только колено Иудино, как свидетельствуют археологические раскопки, выполнило в свое время повеление об изгнании и уничтожении всего языческого населения. Это обусловило и приверженность вере отцов, и куда более примитивный характер Иудеи как государственного образования. Иной в Иудее была и степень имущественного и социального расслоения: в городах Израильского царства, так же как в городах Финикии, среди многочисленных жилых зданий, состоявших из одного помещения и внутреннего дворика, выделялись отдельные двухэтажные дома с четырьмя — десятью помещениями вокруг двора; в городах же царства Иудейского преобладали небольшие однотипные дома.
Одно из первых событий в истории Иудеи — нашествие фараона Шешонка I. Иудейский царь Аса, внук Ровоама, пострадавшего от нашествия Шешонка, предпринял серьезные шаги для укрепления своего государства: им был заключен союз с Венададом I, царем Сирии, против Израиля (см.: 3 Цар. 15, 18-20). Как известно, следствием этого союза было поражение Ваасы, царя израильского, и построение Асой пограничных крепостей.
Деятельность иудейского царя Иоаса, восстановившего Храм в Иерусалиме (см.: 4 Цар. 12), также была недавно подтверждена археологически. Это — две надписи; первая: на остраконе с упоминанием трех сиклей серебра фарсисского (ср.: 2 Пар. 9, 21; Иер. 10, 9; Иез. 27, 12), поданного неким Захарией в Храм Господень (см. цв. вклейку, илл. 12),— а вторая: большая надпись самого Иоаса, в которой он подробно сообщает о пожертвованиях серебра на Храм (см. рис. 79). Интересно, что в патине, покрывающей Камень Иоаса, присутствуют мельчайшие (ок. 1 микрона) вкрапления золота. Ученые это объясняют тем, что Храм Соломонов был обильно украшен золотом, и при пожаре, учиненном вавилонянами, частицы драгоценного металла были абсорбированы Камнем Иоаса, находившимся тогда в Храме.
После падения Самарии Иудейское царство просуществовало еще 135 лет, причем большую часть этого срока оно находилось в зависимости от Ассирии. Одним из проявлений вассальных отношений была отдача дочерей иудейских царей Озии и Иофама — Ябаа и Аталии — в гарем Саргона Второго. Их останки были найдены иракскими археологами в 1988 г. при раскопках в Нимруде. Впрочем, ассирийцы в целом не вмешивались во внутренние дела государства, довольствуясь данью, о которой Тиглатпаласар III говорит так: «Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. Дамаск я разрушил, Рецина покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева» (ср. с текстом Писания: 4 Цар. 16; Ис. 7).
Однако, после гибели в бою ассирийского царя Саргона II (705 до Р.Х.), царь Езекия, сын Ахаза, решил, что настало время освободить Иудею из-под власти Ассирии. Синаххериб, новый царь Ассирии (см. рис. 80), разгромив вавилонян и других мятежников, повернул на юго-запад.
Он опустошил Иудею и пытался принудить Езекию к капитуляции. Иерусалим уцелел во многом благодаря системе водоснабжения, усовершенствованной Езекией.
Для библейской археологии важен следующий момент: сын Синаххериба, Асархаддон, назначенный наместником Вавилонии, уже стал отстраивать город, когда в 681 г. Синаххериб был убит, по Библии, своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы в доме своего бога Нисроха (ср.: 4 Цар. 19, 37). По данным клинописи, убийцей был действительно сын, по-видимому старший, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Убийцы царя бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войском появились в Мелитене. Здесь их и разбил Асархаддон. Это сообщение полностью подтверждает библейское повествование (см.: 4 Цар. 19, 36-37), в истинности которого было ранее высказано множество сомнений.
В историческом плане падение Иудеи было связано с падением Ассирии и возвышением Вавилонии.
Будучи в Сирии, Навуходоносор в августе 605 г. до Р.Х. получил известие о смерти своего отца в Вавилоне и через месяц стал царем. Иудеей в то время правил Иоаким (Елиаким), упоминаемый на оттисках печати на двух ручках кувшина, обнаруженного в 1928 г. в Кириаф-Сефере М. Кейлем и В. Олбрайтом. Вскоре Иоаким, побуждаемый уговорами египетского фараона Нехо, отпал от Вавилонии (см.: 4 Цар. 24, 1). Навуходоносор осадил Иерусалим и 16 марта 597 г. до Р.Х. взял его. Более 10000 иудеев во главе с новым царем Иехонией (сыном Иоакима) было уведено в плен в Вавилонию, а царем Навуходоносор назначил Седекию (см.: 4 Цар. 24, 17). В 1939 г. Э. Вайднер опубликовал некоторые из 300 табличек, которые были найдены в Вавилоне. В них сообщается о расходах на пленных в 595-570 гг. до Р.Х. Среди получающих довольствие есть «царь иудейский». Там же упомянуты пять сыновей царя и еще «восемь лиц из страны Иудейской» (ср. с текстом Писания: 4 Цар. 25, 28-29). Возможно, Иехонию содержали в качестве заложника благонамеренности иудеев, и он считался истинным царем, а Седекия — регентом, потому-то в тексте Писания (см.: Мф. 1,11-12) родословие идет не через Седекию, а через Иехонию.
Война с фораоном Априй (библ. Выфрий), взятие Иерусалима в 587 г. до Р.Х.
Годолий - правитель Иудеи – печать, найденная в Лахисе с надписью: «Собственность Годолии, поставленного над Иудеей». В 1932 г. в руинах Мицпы/Массифы, где правил Годолия (см.: Иер. 40,7), археологи нашли агатовую печать: «Принадлежит Иезании, слуге царя» (Иезания (Иезония) — военачальник Годолии.
О последнем периоде существования Иудеи свидетельствуют раскопки Иерусалима, производившиеся Й. Шило,— он раскопал остатки нескольких домов, стоявших на террасах или у их подножия. Им было найдено много предметов обихода и прекрасных керамических изделий; в одном доме Шило нашел пятьдесят булл — привесных печатей, со 132 древнееврейскими именами. В 1979 г. при раскопках долины сыновей Енномовых в Иерусалиме были найдены две небольшие серебряные пластинки VII-VI вв. до Р.Х., содержавшие текст священнического благословения (см.: Чис. 6, 24-26), написанного палеоеврейским (финикийским) письмом, что, в частности, подтверждает раннюю фиксацию Закона, а, следовательно, распространенность в Иудее допленного времени фиксированного Священного Писания.
Кроме этого неканонического святилища и множества высот, в Иудее и в Иерусалиме в конце допленного периода стали появляться и настоящие языческие капища. Так, при раскопках Э. Штерна в Иерусалиме (1993) было исследовано святилище Тел Дор (VIII-VI до Р.Х.). Найденное в нем изображение финикийского корабля говорит о языческом, ханаанейском характере совершавшегося в нем культа. О языческих симпатиях царя Озии, желавшего самому приносить жертвы в Храме Соломоновом (см.: 2 Пар. 26,16-20), говорят раскопки его загородного дворца, в котором он жил, будучи поражен проказой: во дворе этого массивного сооружения были в большом количестве найдены изображения Астарты. Такие же изображения, а также зооморфные статуэтки и антропоморфные сосуды, характерные для ханаанейских культов, были найдены Й. Шило при раскопках города Давида как раз в слоях, относящихся к VII в. до Р.Х., т.е. ко времени Разделенных царств.
Свидетельство Священного Писания о том, что во времена Царей был обожествлен медный змий, сделанный Моисеем (см.: 4 Цар. 18, 4), подтверждается тем, что на жертвеннике одного из неканонических святилищ того времени был также изображен змей. Нашло археологическое объяснение и сообщение о конях, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень (4 Цар. 23,11): именно такие изображения коней с солнечным диском во лбу были найдены в сирийских храмах бога Солнца. Примечательно, что устанавливались они обычно на таком возвышенном месте, чтобы на них падали первые лучи восходящего солнца: для Иерусалима это была Храмовая гора. Так как вход в Ветхозаветный Храм был с восточной стороны, то ранее, при благочестивых царях, свет восходящего солнца падал на порог притвора и шел далее ко Святому святых, при нечестивых же царях с рассвета освещались лишь поставленные у входа кони. Поэтому язычествовавшие цари иудейские именно здесь и поставили изображение посвященных солнцу коней,— изображение, сожженное впоследствии царем Иосией (см.: 4 Цар. 23, 11). По мнению некоторых исследователей, реформы царя Иосии были связаны с ослаблением Ассирии и с возникшей таким образом надеждой на воссоздание прежних порядков, существовавших в державе Давида и Соломона.
Раскопки Иерусалима дали очень интересное археологическое подтверждение уничтожения языческих культов царем Иосией.
О духовной жизни того времени говорят и другие находки: по многим высотам сохранялись рогатые жертвенники, а в Араде находился даже особый храм, подобный Иерусалимскому.
Кроме служения Богу Израилеву не в Храме Соломоновом, а на высотах (см.: 3 Цар. 3, 3), в быту появилось и настоящее язычество: в домах того времени находят изображения Астарты и других женских богинь (например, на глиняных пластинках из Телль Бейт-Мирсима). Кроме того, в городе Соломона масса рогатых алтарей, подставок для курильниц, жаровен и чаш, найденных на месте малых святилищ, что подтверждает справедливость слов Пророка, обличавшего жителей Иерусалима в том, что жертвенников у них столько же, сколько и улиц (см.: Иер. 11,13).
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 578;