Билет № 22

1) Избрание Авраама и город Ур. Тысячи лет имя Авраама волнует христиан, иудеев и мусульман, по­тому что истоки трех главных монотеистических религий тесно связаны с личностью патриарха Авраама. Поэтому ни одна работа, ни одно ис­следование в области археологии не могут считаться полными без обра­щения к личности этого патриарха, которого Священное Писание назы­вает отцом многих народов (Рим. 4,18).

Богодухновенная книга Бытия (греческий текст Септуагинты) повествует: «И поят Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арраня, сы­на сына своего, и Сару, сноху свою, жену Аврама, сына своего, и изведе я из земли Халдейския ити на землю Ханаанску; и приидоша даже до Харрана и вселишася тамо». Древнееврейский текст гласит: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, сына сына своего, и Сару, не­вестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдей­ского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и они дошли до Харрана и посе­лились там» (Быт. 11, 31). Таким образом, древнееврейский текст говорит, что отец Аврама вместе со всем своим семейством вышел из го­рода Ура Халдейского.

До раскопок, проводившихся англичанином сэром Чарльзом Лео­нардом Вулли с 1922 по 1934 год, мы ничего не знали об этом городе Халдеи. Некогда это был важный город, но мало-помалу он потерял свое значение и в конце концов после Кира Великого (VI в. до Р. X.) со­шел с исторической сцены. Само местонахождение этого города не было известно до 1854 г., когда британец Дж. Э. Тейлор начал первые, скром­ные и по площади и по глубине, раскопки на Телль-аль-Мукайире (как называли это место арабы, что в переводе означает «Смоляной холм»). Тейлор был консулом своей страны в Басре; Телль-аль-Мукайир (древ­ний Ур) находится в ста пятидесяти милях к северу от Басры.

Он работал с энтузиазмом, но не слишком преуспел. Вдобавок ко всему он не смог довести до конца свое начинание, так как его отозвали в Англию. В 1918 г. под эгидой Британского музея дело Тейлора про­должил Р. Кэмпбелл Томпсон, который был сотрудником этого музея. И все-таки важнейшие работы, увенчавшиеся блестящим успехом, бы­ли проведены позже американо-британской экспедицией, организован­ной совместно Музеем университета Филадельфии (США) и Британ­ским музеем. Раскопками руководил Вулли, которому тогда было сорок три года, и за плечами у него уже были очень успешные археологиче­ские раскопки в Египте, Нубии, Кархемише и на Верхнем Евфрате. Рас­копки Ура были начаты и велись с большой тщательностью. Они про­должались двенадцать лет, с 1922 по 1934 г. Эти важные исследования пролили свет на образ жизни, обычаи и нравы богатого Ура Халдейско­го, того самого города, из которого вышел Авраам.

Однако, прежде чем говорить о том, каким был этот город во време­на Авраама, следует остановиться на вопросе хронологии.

Установить точную хронологию эпохи Авраама — задача не из лег­ких, потому что мы не вполне можем опереться на системы летоисчис­ления, которые использовали народы Древнего Востока. Удобства ради все принимают за основу период с 2000 до 1700 г. Даты называют самые разные, но ни одной позже 1700 г. до Р. X., чаще предлагают дату ранее 2000 г. до Р.Х.

Итак, народ Израилев имеет свои корни там, откуда берет начало и человеческая культура, — в Уре Халдейском. Это один из древнейших городов южной Месопотамии. Раскопки показали, что древняя блестя­щая культура этого города зародилась на заре истории, в четвертом тысячелетии до Р. X. Город был построен на берегах Евфрата, в самой южной части той области, что расположена между Тигром и Евфратом. Ныне Евфрат поменял свое русло: он течет в трех милях к востоку от этого места. А в те времена он нес свои волны вдоль Ура, к западу от города. С древнейших времен эту землю населяли два народа разного происхождения, говорившие на разных языках, — шумеры и аккад­цы. Они обитали в двух одноимен­ных с ними областях. Аккад нахо­дился в северной части, Шумер — в южной части Вавилонии. Не­смотря на все расовые и этниче­ские различия, эти два народа име­ли общую культуру, общую ре­лигию и вели одинаковый образ жизни. Эта культура, как говорит нам археология, процветала еще в самом начале исторической эпо­хи. Археологические исследова­ния постоянно и со всевозрастающей степенью уверенности под­тверждают, что эта культура была создана шумерами, которые вы­шли на арену истории в IV тыс. до Р. X. Происхождение этого на­рода до сих пор неизвестно.

В глубокой древности, при­мерно в 3-м тыс. до Р. X., аккадцы, или семиты, несколькими волна­ми проникли с северо-запада в об­ласть, где жили шумеры, и мирно поселились среди них. Во второй половине 3-го тыс. до Р. X. царь семитов Саргон I объединил эти два народа, и семитское племя аккадцев полностью переняло культуру шумеров.

Археологически подтверждено, что Ур был одним из древнейших центров шумерской культуры, хотя с очень и очень древних времен в нем и вокруг него существовало значительное число представителей се­митского народа.

Несмотря на то что на вопрос, откуда изначально происходили семитские племена, еще нет исчерпывающего ответа, можно все-таки сказать, что Фарра, отец Авраама, был главой одного из их объединений, которые жили в пределах города Ура или в его окрестностях. Следова­тельно, как пишет профессор археологии Томпсон, «нет ничего неверо­ятного в том, что представитель одного из семитских племен, каковым являлся Авраам, мог быть родом из южной Месопотамии, хотя мы и не можем точно установить, из какой именно группы семитских племен он происходил».

А теперь давайте представим себе город Ур в то время. Он был од­ним из древнейших городов в мире и представлял собой большой, зна­менитый, полный жизни, шумный и процветающий город Месопота­мии, построенный в низовьях Евфрата. Ур был центром сильного государства. Раскопки сэра Леонарда Вулли открыли многое из того, что свидетельствовало о богатстве, силе, величии этого города, находки пролили свет на его архитектуру и систему застройки, религию, образо­вание и культуру, на нравы и обычаи его обитателей. Первым открыти­ем Вулли, сделанным во время раскопок, была знаменитая храмовая башня — зиккурат огромной высоты, построенный в глубокой древно­сти царем шумеров Ур-Намму. Вокруг него располагались храмы, са­мый большой из которых имел площадь 100x60 метров и был посвящен богу луны Наннару (он же Нанна, или На-ан-на). Храмы и зиккурат за­нимали площадь 360 х 180 метров.

В царских захоронениях Ура, которые датируются около 2500 г. до Р. X., были найдены музыкальные инструменты, золотые украшения, драгоценные камни, одежда, кухонная утварь, колесницы, оружие, ос­танки вьючных животных и рабов. Все это поместили вместе с умер­шим, так как обитатели Ура верили в загробную жизнь. Эти вышепере­численные предметы и рабы были похоронены вместе с царем, чтобы они служили ему и после смерти. Так, например, в могиле царя Абарги нашли останки шестерых мужчин и шестидесяти восьми женщин, которых погребли вместе с ним; все они были облачены в красивей­шие и дорогие уборы. В могиле царицы Шубад были найдены ос­танки двадцати пяти человек. Все они отправлялись в могилу зажи­во и умерли не от телесных по­вреждений; перед этим они принимали опиум или гашиш. В одной из царских могил Вулли об­наружил таблички с изображени­ем семьи царя за столом, прислу­живающих рабов, стоящих рядом воинов в воинских одеяниях и му­зыкантов с музыкальными инст­рументами, веселящих пирующих своей игрой.

Родина Авраама, Ур, был горо­дом, прекрасно организованным с государственной точки зрения. Ур вел широкую торговлю, здесь бы­ло принято давать расписки о вы­даче и получении денег, вести за­писи цен и составлять налоговые списки для сбора податей, записи договоров и судебных постановле­ний о наказаниях. В городе были мастерские и прядильни, план за­стройки предполагал и улицы и площади; здесь имелись дома столь великолепные и просторные, что строения, сохранившиеся в Вавилоне, показались бы рядом с ними бед­ными лачугами. В Уре была канализация, дома этого города в среднем были 12 м в ширину и 15,6 м в длину с мощеными внутренними двори­ками шириной 4,5 м. Дома были двухэтажными, и в каждом, в соответ­ствии с его размерами, было от десяти до двадцати комнат, располагав­шихся вокруг двора, открытого для света и солнца. На первом этаже размещались гостиная, кухня, комната для прислуги, кладовые и семей­ный алтарь (храм со статуэтками-идолами божков — покровителей се­мьи). Это об этих статуэтках — «терафимах» — упоминает Священное Писание, когда говорит о том, что Рахиль, супруга патриарха Иакова, взяла идолов — маленькие языческие изображения — и положила их под верблюжье седло, а сама села сверху, чтобы спрятать их от своего отца Лавана и таким образом переправить из Месопотамии в землю Ха­наанскую (Быт. 31, 30, 32, 34). На втором этаже обычно были комнаты для членов семьи и гостей, вдоль которых шла галерея с деревянными решетками. Рядом с комнатами гостей имелись даже умывальники и уборные! Нижний этаж строили из кирпичей, а верхний — из глиняных плит, стены были оштукатурены и побелены. Под домом находились сводчатые могилы умерших членов семьи.

Обучение письму и образование вообще в Уре процветали. Во время раскопок была обнаружена одна из школ. Найденные там глиняные таб­лички свидетельствуют, что школьников обучали клинописи. Они учи­лись читать по текстам, которые в основном представляли собой гимны. Их обучали сложению, вычитанию, умножению и делению, на высших ступенях они решали задачи по извлечению квадратных и кубических корней, затем переходили к практическим занятиям геометрией.

Вот что представлял собой город Ур Халдейский. Когда Авраам был юношей, Ур был уже древним городом, богатым и процветающим, цент­ром торговли, где кипела жизнь, бурлила всякого рода деятельность. И, конечно же, здесь процветало язычество. И вот, пребывая среди языч­ников, поклонявшихся богу Наннару и божествам домашнего очага — «терафимам», среди этой изнеженности, роскоши и богатства, Авраам услышал глас истинного Бога, воззвавшего к нему: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе». И Авраам исполнил то, что заповедал ему Бог. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране (Деян. 7, 3-4). Авраам ни минуты не колебался, исполняя повеление Господне. Его вера в ис­тинного Бога была безусловной, и, несмотря на то, что он не знал, куда, в конце концов, предстоит ему пойти, Авраам оставил свою родину, кото­рая, как почти четыре тысячи лет спустя показала нам археология, была прославленной и богатой, и стал странником и кочевником. Вот какова была его вера в Божие обетование, вот как велика была его любовь к Бо­гу, вот каким совершенным и полным было его послушание повелению, которое он услышал! За это Бог щедро воздал ему. Вышеперечисленные археологические открытия дали не только подтверждение истинности. Но нас в первую очередь интересуют те тысячи табличек, что были найдены во дворце города Мари. В них упоминаются библейские города Харран (Быт. 11, 31) и Нахор, родина Ревекки (Быт. 24, 10). На тех же самых табличках в том месте, где говорилось о военачальниках и областеначальниках великого царя города Мари, были начертаны и другие библейские имена, как, например, Фалек, Серух, Нахор, Фарра (Быт. И, 18, 21, 23, 24) [5].

Вот так «царские клинописные таблички города Мари впервые дали нам поразительные доказательства того, что история библейских патри­архов не есть лишь благочестивое предание»: они не легенды и мифы, как утверждают скептики, но события «исторического периода, точные хронологические границы которого представляется возможным устано­вить».

2) Кумранские находки. Особое значение для библейской археологии имеют находки в Кумране, который современная наука идентифицирует и как поселение ессеев, и как крепость, и как торговый центр, и как поместье.

Первая пещера. 1949 г. Во время раскопок было обнаружено около 500 фрагментов семидесяти произведений. Особое значение имеют находки фрагментов, являющихся частями семи свитков, найденных бедуинами. Среди фрагментов, помимо библейских рукописей, были обнаружены неизвестные до сих пор древние мидраши на книги пророков Михея, Софонии, на Псалтирь, произведение, условно названное «Текстом двух колонок», и другие. Исключительное значение имеет находка фрагментов еврейского оригинала апокрифической «Книги Юбилеев», известной до тех пор лишь в поздних переводах.

Вторая пещера. 1952 г. Археологами обнаружены фрагменты различных библейских и небиблейских рукописей. Среди небиблейских рукописей найдены отрывки «Книги Юбилеев» и сочинений апокалиптического характера.

Третья пещера. Обследована археологами в марте 1952 г.; ученые обнаружили сотни мелких клочков и около 300 более крупных отрывков, среди которых есть фрагменты гимнов и комментарии на Книгу пророка Исайи. Однако наибольшую славу третьей пещере доставил найденный здесь закопанным у входа «Медный свиток».

Четвертая пещера. В 1952 г. бедуины обнаружили самое обширное хранилище рукописей Кумрана, от которых сохранились десятки тысяч фрагментов, представляющих около 400 рукописей. Рукописи представлены множеством отрывков (выполненных как квадратным (ассирийским), так и палео-еврейским (финикийским) письмом) из всех канонических библейских книг, за исключением Книги Есфири.

Пятая пещера. Была обнаружена археологами в 1952 г. во время обследования четвертой пещеры. Помимо библейских текстов, в пятой пещере обнаружены фрагменты из «Дамасского документа», сборник библейских эсхатологических текстов, «Устав общины», арамейское «Описание нового Иерусалима».

Шестая пещера. Из этой пещеры в руки ученых через бедуинов попали пятьдесят семь фрагментов на коже и 718 фрагментов на папирусе. Среди последних имеются тексты из книг Царств, отличающиеся от масоретского текста, фрагменты Книги пророка Даниила, написанные полукурсивным письмом, фрагменты генеалогической таблицы народов. Кроме того, и здесь был обнаружен фрагмент «Дамасского документа».

Седьмая — десятая пещеры. Эти четыре «малые» пещеры были открыты археологами в 1955 году. Малыми они названы из-за незначительного количества найденных в них рукописей.

Из рукописей дошли папирусные фрагменты греческого текста книги Исход и Послания Иеремии.

Одиннадцатая пещера. Обнаружена в 1956 г. бедуинами, нашедшими здесь пять почти полностью сохранившихся рукописей, в том числе книгу псалмов, несколько хуже сохранившуюся книгу Левит, написанную палеоеврейским письмом персидского времени, значительную часть «Описания нового Иерусалима». Наиболее известные находки — «Храмовой свиток» и фрагмент «Устава общины», большой интерес представляет арамейский таргум Книги Иова.

Пещеры Вади-Мурабба'ат. Осенью 1951 г. бедуины обнаружили новые хранилища рукописей. В результате обследования пещер в них обнаружены памятники материальной культуры начиная от эпохи энеолита (IV тысячелетие до Р.Х.) и до арабского времени. В пяти пещерах Вади-Мурабба'ат были обнаружены письменные памятники самого разного характера, содержания и времени на арамейском, еврейском, набатейском, греческом и арабском языках. Из библейских рукописей дошли фрагменты книг Пятикнижия, Книги пророка Исайи, книг двенадцати малых Пророков.

Дошедшие до нас рукописи из Вади-Кумрана, Вади-Мурабба'ат и Хирбет-Мирда написаны на восьми языках и диалектах: библейском иврите, мишнаитском иврите, арамейском, греческом, латинском, набатейском, поздне-арамейском и арабском.

В настоящее время уже отождествленные и частично опубликованные рукописи условно можно разбить на следующие группы: 1) библейские канонические тексты на еврейском и арамейском языках, а также греческие и сиро-палестинские переводы канонических книг Библии; 2) неканонические и апокрифические (еврейские и арамейские) тексты, одни из которых были известны ранее в греческом, эфиопском, латинском, славянском переводах, другие же открыты впервые; 3) мидраши на ветхозаветные книги; 4) памятники, относящиеся непосредственно к кумранской общине («Устав общины», «Текст двух колонок», «Война сынов света против сынов тьмы», гимны или благодарственные молитвы, «Медный свиток» и др.). Кроме того, среди рукописей из Вади-Мурабба'ат обнаружены деловые и хозяйственные документы.

Прежде всего, отмечается существенное различие между библейскими рукописями, найденными в Кумране и в пещерах Вади-Мурабба'ат. В то время как кумранские рукописи, написанные до 68 г. по Р.Х., в большей или меньшей мере расходятся с масоретским текстом, рукописи из Вади-Мурабба'ат, напротив, весьма близки к масоретской традиции. Это подтверждает факт составления масоретского канона в конце I в. по Р.Х.

Библейские рукописи Кумрана представлены тремя текстуальными традициями. Большая часть рукописей принадлежит к первой, так называемой протомасоретской, традиции. Наиболее интересными рукописями этой группы являются два свитка Книги пророка Исайи, из первой пещеры. При сопоставлении с масоретским текстом свиток обнаруживает более тысячи расхождений, неодинаковых по своему значению.

Вторую традицию представляют кумранские рукописи, совпадающие с текстом греческого перевода Библии — с Септуагинтой. К этой группе рукописей, происходящих из четвертой пещеры, относятся отрывки из ветхозаветных книг. Среди них: Исход, Числа, Второзаконие, Первая и Вторая книги Царств и Книга пророка Иеремии.

К третьей традиции относятся так называемые протосамаритянские (протосамарянские) тексты.

Отсюда вытекает, что, благодаря уже известным рукописям библейских книг из Кумрана и Вади-Мурабба'ат, установлен факт кардинальной важности — наличие основных и сосуществовавших версий библейского текста: протомасоретской, еврейского архетипа Септуагинты и протосамарянской. В свете данного обстоятельства многовековой спор о взаимоотношении Септуагинты и масоретского текста может быть разрешен следующим образом: текст Семидесяти толковников является греческим переводом одного из текстуальных вариантов, существовавших задолго до масоретской правки, и потому донесшим до нас, несмотря на множество переводческих ошибок, в неприкосновенности все мессианские пророчества; масоретский же текст появился в результате правки другого текстуального варианта, правки, имевшей своей целью изменение или удаление мессианских мест, на которые наиболее часто ссылались христианские апологеты I-V вв. по Р.Х. в своей полемике с иудеями.

Что касается бесчисленных «исправлений» и «изменений» масоретского текста, предложенных критиками библейского текста, то находки у Мертвого моря подтвердили несостоятельность большинства подобных предположений.

Кумранские находки также опровергли предположения многих библеистов о позднем происхождении 65-й главы Книги пророка Исайи: два свитка Книги пророка Исайи (из первой пещеры) по орфографическим и палеографическим данным датируются II в. до Р.Х. До сих пор критики Библии полагали, что 65-я глава написана не ранее 200 г. до Р.Х. Наличие же ее в кумранском свитке заставило пересмотреть вопрос о датировке этого раздела, так как требовалось некоторое время, чтобы 65-я глава попала в текст кумранского свитка.

Кроме того, кумранские находки заставили иначе взглянуть и на генезис неканонических книг Ветхого Завета: у кумранитов имелись Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книга Товита (одна рукопись на иврите, две на арамейском языке), Послание Иеремии; но в, то, же время отсутствовали Книга Иудифи и книги Маккавейские, что, по мнению Й. Ядина, отражает оппозицию кумранитов к Хасмонеям. Примечательно, что кумранские находки иллюстрируют отношение иудеев послепленного периода к двум своим алфавитам — палеоеврейскому (финикийскому) и квадратному (ассирийскому),— как, соответственно, к сакральному и светскому. В наиболее ранних кумранских свитках палеоеврейское письмо использовалось для передачи священных текстов, квадратное — светских. В более поздних рукописях Священного Писания, написанных квадратным письмом, чеырехбуквенное имя Божие все равно писалось буквами палеоеврейскими.








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 521;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.