Билет № 12
1) Допотопная земля. Долгожитие первых людей. Чем отличалась Земля до Потопа от нынешней планеты? В описании сотворения мира мы читаем: И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом Таким образом, переходя к современному языку и представлению, при создании атмосферы (тверди) во второй день Творения некоторая часть земных водных запасов находилась с внешней ее стороны, то есть поверх воздушного слоя земной шар окружал слой водяного пара: Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его (Иов38,9). Специалист в области физики атмосферы доктор Джозеф Диллоу (США) произвел математическую оценку того, какое количество водяного пара могло бы стабильно находиться поверх земной воздушной оболочки. Оказалось, что подобный слой должен был иметь мощность, эквивалентную двенадцатиметровому слою жидкой воды на земной поверхности. При разрушении такой слой должен был вызвать непрекращающиеся обильные осадки на протяжении примерно сорока суток, что, собственно, и произошло впоследствии, согласно библейской хронологии Потопа. Для сравнения скажем, что в случае внезапного конденсирования всего водяного пара, находящегося в современной атмосфере, дождь будет идти всего несколько часов и суммарное количество осадков не превысит пяти сантиметров.
Какое влияние мог оказать такой слой на земную жизнь? Очевидно, подобный водный экран, свободно пропуская видимую часть солнечного света, задерживал переотраженное длинноволновое (тепловое) излучение, создавая таким образом глобальный парниковый эффект. В этом случае по всей поверхности планеты от полюса до полюса должен был наблюдаться тропический климат. И действительно, изучение ископаемых окаменевших растений и растительных отпечатков ясно свидетельствует о наличии в далеком прошлом схожей тропической растительности как в районе экватора, так и в заполярных областях. Об этом же свидетельствуют и изобилующие в Арктике и Антарктике залежи каменного угля, образовавшегося из огромных масс тропических растений.
Далее равномерный прогрев поверхности Земли должен был исключать возможность ветров, ураганов, осадков, паводков и прочих метеорологических неприятностей. Палеонтологические данные со своей стороны подтверждают, что в древней флоре преобладали гигантские растения с очень слабо развитой корневой системой, что было бы невозможно при наличии ветров и осадков. В Библии же прямо говорится, что до Потопа Господь Бог не посылал дождя на землю... но пар поднимался с земли и орошал все лице земли (Быт.2,5-6). Грядущее изливание дождя на землю (Быт.6,4) было для Ноя откровением о том, чего никто никогда не наблюдал (Евр.11,7). Отсутствие метеорологической активности подтверждается также тем, что до Потопа на земле не наблюдалась радуга (Быт.9,8-17). Даже столь привычное нам чередование времен года появилось лишь после Потопа как следствие разрушения этого слоя: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт.8,22).
Кроме того, слой водяного пара мог явиться прекрасным естественным щитом от жесткого космического излучения, приводящего к дегенеративным мутациям на генетическом уровне, сокращающим, в свою очередь, срок жизни живых организмов. И действительно, из пятой главы Бытия мы можем увидеть, что продолжительность жизни праотцев, живших до Потопа, составляла:
Адам — 930 лет, Сиф — 912 лет, Енос — 905 лет, Каинан — 910 лет, Малелеил — 895 лет, Иаред — 962 года, Мафусал — 969 лет, Ламех — 777 лет, Ной — 950 лет.
Утверждение, что эти числа якобы указывают возраст не в годах, а в месяцах, не выдерживает критики: в таком случае в момент рождения Мафусала его отцу Еноху было бы всего пять лет. Нетрудно, кстати, подсчитать на основании приведенных в пятой главе Бытия данных, что отец Ноя Ламех первые 56 лет своей жизни был современником Адама — своего прародителя в седьмом (!) поколении.
Сразу же после Потопа (разрушения защитной оболочки) продолжительность жизни начинает стремительно снижаться и уже для Иакова составляет всего 147 лет, выходя ко временам Моисея на близкий современному предельный уровень: мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим (Пс.89,9-10). Лишь старожилы преодолевают этот барьер, но даже их срок жизни крайне редко превышает сто-двадцатилетний предел. В Писании же этот предел декларируется еще до Потопа и последующего сокращения жизненного срока: И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пре-небрегаемым человеками [сими]; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт.6,3). Вряд ли автору книги Бытие, получившему образование три с половиной тысячи лет назад в Древнем Египте, было известно что-либо о генетике, геронтологии да и о самом космическом излучении. Так что умышленная фальсификация здесь полностью исключается. Однако график уменьшения срока жизни имеет форму описания реального вырождающего физического процесса. Плавность и непрерывность этого графика уже сами по себе являются неплохим аргументом в пользу естественности описываемой им тенденции.
Еще одним следствием существования большого количества воды поверх атмосферы должно было бы являться повышенное атмосферное давление, более чем вдвое (точнее — в 2,14 раза) превосходящее его современное значение. Подтверждение этому мы находим в «законсервированных» в янтаре пузырьках воздуха, в которых парциальное давление основных, составляющих атмосферу газов значительно превышает нынешние. Размеры ископаемых окаменелостей и отпечатков насекомых также свидетельствуют о большей величине давления древней атмосферы по сравнению с нынешней. Известно, что организмы насекомых снабжаются необходимым для жизни кислородом непосредственно через капилляры их хитинового покрова. Чем выше атмосферное давление, тем на большую глубину кислород может проникать и, следовательно, тем больших размеров могут достигать насекомые. А ископаемые особи действительно крупнее современных. Например, стрекозы с полуметровым размахом крыльев — не такая уж большая редкость среди них.
Предположение о более высоком атмосферном давлении до Потопа косвенно подтверждается еще и тем фактом, что до Потопа поддержание жизнедеятельности организмов человека и животных не требовало животной пищи (И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт.1, 29-30). Но сразу после Потопа — в более разряженном по сравнению с привычным воздухе — та же самая деятельность требовала уже куда больше энергетических затрат (как если бы вам пришлось переселиться из долины в высокогорье), что, собственно, и могло явиться причиной последовавшего разрешения употреблять в пищу мясо животных: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт.9,3) Тем не менее двенадцатиметрового слоя воды явно не хватило бы, чтобы покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом (Быт.7,19). Основную часть вод Потопа, вне всякого сомнения, составила вода, которая под твердью. По всей видимости, лишь незначительная часть ее была сосредоточена в древнем океане. Изучение химического состава метеоритного вещества Вселенной показывает, что 19% в нем составляет вода в той или иной форме. Нет оснований полагать, что изначальное содержание воды в земном веществе сильно отличалось от этого уровня. В таком случае быстрый разогрев недр Земли высоким давлением и реакциями радиоактивного распада должны были привести к высвобождению значительной части воды и дрейфу в сторону земной коры большого количества перенасыщенного водного раствора в перегретом состоянии. На поверхности это должно было сопровождаться интенсивной геотермальной активностью. Но в древнееврейском тексте слово «эд», обозначающее пар, который орошал все лице земли (Быт.2,6), в равной степени может быть переведено как горячий источник, фонтан или гейзер. Более того, четыре реки, растекавшиеся в разных направлениях из Едема (Фисон, Тихон (Геон), Хиддекель (Тигр) и Евфрат (Быт.2, 14) не могли иметь в отсутствие дождей какого-либо другого происхождения, кроме геотермального. А в Откровении (14,7) источники вод особо упоминаются среди прочих Божьих творений — неба, земли и моря.
Таким образом, описываемая в Библии модель допотопной Земли ничуть не противоречит данным науки, хотя для фальсификатора того времени большинство подобных противоречий не было бы очевидным. Вероятнее всего, действительно в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (2Пет.3,6).
2) Находки, касающиеся Посланий апостола Павла. Мы не располагаем большим количеством археологического материала, касающегося содержания Посланий апостола Павла, однако то немногое, что мы имеем, представляет большой научный интерес.
1Как-то раз, лет сто назад, один крестьянин, перекапывая свой огород, расположенными неподалеку от римской Аппиевой дороги, наткнулся на каменные плиты, покрывавшие большой склеп, на котором была обнаружена следующая надпись: «Крипта для членов семьи кесаря». Существуют свидетельства, что первые погребения в этом склепе относятся к периоду жизни Христа, а последнее — ко времени до 66 г. по Р. X. Известно, что апостол Павел заканчивает Послание к Филиппийцам, написанное им в Риме, приветствиями, которые он передает от верующих Римской Церкви, а наипаче от тех, кто из Кесарева дома (Флп.4, 22). На основании этого мы можем сделать вывод, что некоторые из Кесарева дома были христианами.
Археологи, которые вели раскопки на территории склепа, обнаруженного крестьянином, с большим интересом отмечали, что они неоднократно сталкивались с именами, известными по Посланию к Римлянам апостола Павла (Рим.16,1-23) и что некоторые из этих имен встречались в то время вовсе не так часто. Указывались, например, такие имена, как Трифена, Трифоса, Урбан (Урван), Стахий, Ерм, Филолог, Патров и Юлия.
С тех пор были открыты и другие подобные захоронения, которые получили в науке название «колумбарии» («голубятни»), так как по виду они похожи на голубиные гнезда. В «колумбариях» были найдены погребальные урны и других аристократических семейств (в основном языческих). В надписях на них встречались те же имена, которые упоминает апостол Павел в последней главе Послания к Римлянам. Среди прочих там были имена Амплия и Урбана, упоминавшиеся вместе с именем Апеллеса. Эти погребения были чуть более поздними, но не настолько, чтобы это исключало возможность знакомства апостола Павла с этими людьми.
Подлинность содержания своих писем Павел удостоверял тем, что в конце добавлял фразу: «Мое Павлове приветствие собственноручно» (1Кор.16, 21. Кол.4,18. 2Фес.3, 17). Так завершали свои послания многие авторы, письма которых сохранились на папирусах. Примером такого текста является письмо, датируемое 24 августа 66 года, написанное неким гражданином начальнику своей провинции. Большая часть послания написана писцом, и только в конце автор добавляет несколько фраз, написанных не таким хорошим почерком, как предыдущие.
Апостол Павел упоминает о том, что христианам Иерусалима была оказана помощь христианами Македонии и Ахайи, и называет эту помощь «общение», рус. перевод — «подаяние», или слав. — «милостыня», рус. перевод — «сбор» (Рим.15,26. 1Кор.16,1). Последний термин мы встречаем и на одном из черепков, датированном 4 августа 63 года. Текст на черепке свидетельствует, что некий Псенамунис, сын Пекисея, грек по национальности, принял четыре драхмы и один обол в качестве жертвенного приношения богине Изиде. Сбор пожертвований такого рода был типичным явлением в античные времена.
Как известно, Господь наш Иисус Христос имел обыкновение каждую субботу приходить в иудейскую синагогу и читать там из Ветхого Завета (Лк.4,16 и далее). Также и апостол Павел в каждом городе, который он посещал, приходил в синагогу и проповедовал Евангелие (см., напр.: Деян.13, 5; 14,1). Вплоть до сегодняшних дней не найдена ни одна из синагог, которую можно было бы датировать I веком новой эры, — мы располагаем только одной надписью того времени из синагоги либертинцев. Возможно, что после захвата Иерусалима императором Титом в 70 г. и подавления в 131 г. императором Адрианом восстания Бар-Кохбы практически все иудейские синагоги были разрушены. Синагога в Капернауме была построена почти через двести лет после Рождества Спасителя. В Галилее были обнаружены руины многих синагог, но все они датируются концом второго века нашей эры и позже. Последними в этом списке можно назвать две недавно найденные синагоги, одна из которых находилась в крепости Ирода в Масаде, другая — в Иродионе, летнем дворце царя.
До сих пор не обнаружены также и христианские храмы I века. Самая старая церковь, раскопанная к настоящему моменту, датировка которой не вызывает сомнений, была сооружена в III веке. Эта церковь найдена в местечке Дура-Европос, расположенном на берегу Евфрата, в Месопотамии. Она представляла собой простую комнату, отделенную от остальной части здания и переделанную в молельный дом. Она резко контрастирует с общим интерьером жилища: стены, например, украшены росписью. Конечно, первыми алтарями у христиан были те, которые находились в катакомбах, но и они датируются более поздним временем, чем I век по Р. X.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 509;