Билет № 9
1) Современные достижения Библейской археологии. Первой современной научной работой в области библейской археологии, принадлежащей перу церковного автора послеоктябрьского периода, является диссертация прот. Н. Дивакова, посвященная археологическим сведениям о ветхозаветном Храме Иерусалимском.
Прекрасный источниковедческий анализ и привлечение всей уже доступной к началу 90-х гг. XX в. зарубежной литературы, научный подход к поставленной проблеме — все это делает работу о. Николая знаковой. Знаковой в том плане, что и отечественная церковная библейская археология все-таки может возродиться как самостоятельная наука.
Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменовалась выходом в свет нескольких апологетических работ, посвященных важнейшему новозаветному артефакту — Туринской плащанице, и, кроме того, учебного пособия по библейской археологии.
В 2004 г. была опубликована работа свящ Юревича Д., излагающая, в том числе, и все новейшие археологические интерпретации кумранских находок.
Учебное пособие «Библейская археология»прот. Ростислава Снигерева.
2) Происхождение, состав и полномочия судилища иудеев (Место и время заседаний, характер судопроизводства). Начало «великого синедриона Израиля» еврейское предание относит ко времени Моисея, видя это верховное судилище уже в тех 70 «старцах», которые, по повелению Божию, составили совет при Моисее с целью помогать ему в управлении народом. Но такое предание, не имея для себя никакого основания, кроме числа лиц, напоминающего число членов великого синедриона, не может быть признано исторически достоверным. О судьбе этого совета Моисея мы не имеем никаких библейских известий. Учреждение, подобное великому синедриону, мы встречаем в первый раз во время Антиоха Великого (223-187) с именем иудейский совет старейшин, название, очень известное во времена Маккавеев; но проследить начало его нет никакой возможности. Может быть, Птоломеи, желая расположить иудеев в свою пользу, дали им этот возможный maximum самоуправления. С именем синедриона это судилище в первый раз упоминается уже во времена римского господства у Иосифа Флавия. До разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X. синедрион не прекращал своего существования.
Он состоял из 71 человека, по образцу совета старейшин во дни Моисея, и Кейль не имеет никакого основания сомневаться в действительном существовании такого количества членов синедриона; и Иосиф Флавий говорит о 70 старейшинах, по образцу синедриона в Иерусалиме, поставленных для управления делами Галилеи. Во главе этих 71 стоял президент суда. «Один поставлен над 71», — говорит рабби Иегуда. Таким образом, полный состав синедриона имел 72 члена. Президент носил имя Nasi, т.е. князь. «Мудрейший предстоял всем остальным, — говорит Маймонид, — его делали предстоятелем, главою собрания. Это тот, кого ученые обыкновенно называют Nasi, т.е. князь. Он есть предстоятель на месте Моисея, учителя нашего». Всегда ли первосвященник занимал это председательское место, как некоторые полагают, или не всегда, — трудно ответить; утвердительно можно решить этот вопрос только относительно времени Господа Иисуса Христа. Как первый в синедрионе, Nasi сидел на самом почетном месте в собрании, именно на средине периферии того полукруга, которым располагались все члены синедриона. Непосредственно возле него, на правой стороне, помещался «отец дома суда», вице-президент синедриона. Далее располагались остальные члены таким образом, что «чем старее кто был по мудрости, тем ближе сидел он к Nasi».
Членами синедриона могли быть священники, левиты и такие израильтяне миряне, дочери которых имели право быть замужем за священниками, т.е. те, которые могли доказать свое законно-израильское происхождение. Согласно с этим, в новозаветных книгах, там, где идет речь о собрании великого синедриона, обыкновенно говорится: «собрались первосвященники и старейшины и книжники».
В цветущий период своего существования великий синедрион имел громадную силу как высшее судебное учреждение, ведению и решению которого подлежали вообще все важнейшие дела в жизни евреев. В частности, в трактате Sanhedrin круг дел, подлежащих разбору исключительно великого синедриона, очерчивается таким образом. «Колено (за идолослужение, по объяснению Маймонида), ложный пророк, первосвященник не судятся нигде, кроме дома суда. Произвольная война предпринимается только с их разрешения. Только по их повелению расширяется город (городская черта Иерусалима) или атриум. Судьи колен поставляются не иначе, как только по их изволению. Ни в какой город не вносится приговор за общее отступление (от веры) кем-нибудь другим, кроме этой коллегии судей». К этим делам, касавшимся целого колена, первосвященника, лжепророков, жителей целого города, нужно прибавить еще суд над богохульниками, соблазнителями и государственными преступниками. По Маймониду, могли избирать самих царей и привлекать их к ответу пред своим трибуналом.
Таким образом, забота о важнейших явлениях государственной жизни, религиозной и гражданской, политической, общественной и частной, была делом великого синедриона, который потому представлял высшее законодательное, административное и судебное учреждение. Но от такого величия синедриона ко времени Господа Иисуса Христа осталась одна тень.
Незаконность процесса над Христом. 1) Незаконное взятие Христа под стражу; 2) Мишна – уголовное дело должно было рассматриваться только днем; если оправдывают, то может закончиться ночью, если осуждают, то на следующий день, не может начинаться накануне субботы или праздника; 3) Суд не имел права искать обвинителей, он играл роль адвоката; 4) Талмуд – показания могут быть признаны действительными, если вполне согласованы между собой; 5) Председатель клятвой на обвинителей должен был оградить обвиняемого. 6) Еврейский закон не осуждал на смерть на основании свидетельств обвиняемого; 7) За какую вину осудили Христа?
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 497;