Белки острой фазы и интерлейкины как маркеры сепсиса и системной воспалительной реакции
Реактанты острой фазы воспаления составляют важную часть системы неспецифической резистентности и иммунорегуляции и изучаются уже более полувека. Изучение белков воспаления остается актуальным, так как их значения все чаще используются в клинической практике в различных областях медицины.
За последние годы достигнут большой прогресс в изучении и использовании белков плазмы крови, причем выделено и охарактеризовано около 100 из них. Особый интерес представляет группа так называемых БОФ, к которой относятся свыше 20 белковых компонентов плазмы крови, обладающих различными физико-химическими и биологическими свойствами, но имеющих одну общую черту — все эти белки участвуют в острофазном ответе (ОФО). ОФО — это совокупность системных и местных реакций организма в ответ на тканевое повреждение, вызванное различными причинами (травма, инфекция,
98 Глава II
воспаление, злокачественное новообразование и пр.). В силу своей универсальности ОФО сопровождает различные по своей этиологии и патогенезу заболевания (воспалительные, онкологические, инфекционные и др.). В связи с этим БОФ, концентрация которых увеличивается в начале ОФО, а затем изменяется, отражая течение заболевания, рассматривают как возможные маркеры этих заболеваний, позволяющие судить об активности и стадии болезни, а в динамике - оценить эффективность терапии и прогноз исхода заболеваний.
Группа БОФ формировалась эмпирически, на основе включения в нее тех белков, концентрация которых изменяется при воспалительной реакции. Белки, концентрация которых повышается более чем на 25%, были названы позитивными, а белки, концентрация которых снижается, — негативными реактантами острой фазы воспаления.
У человека позитивными являются: а1- кислый гликопротеин (ОР), а1антитрипсин, а1-АХТ, гаптоглобин, церулоплазмин, фибриноген, прокаль-цитонин, СРБ, сывороточный амилоид А и сывороточный амилоид Р, тенас-цин С, ЛПС-связывающий белок, липопротеин, ряд факторов комплемента, а также многочисленные протеиназы и их ингибиторы. К числу негативных реактантов относят преальбумин, альбумин, трансферрин, слезный липока-лин, фибронектин, ретинолсвязывающий белок, липопротеины низкой и очень низкой плотности. В острой фазе воспаления их уровень в плазме снижается (Назаров П.Г., 2001).
Основными продуцентами сывороточных БОФ являются гепатоциты. Их ответ на цитокины характеризуется усилением продукции позитивных и снижением продукции негативных реактантов острой фазы.
Универсальными индукторами реакций острой фазы воспаления являются микробные продукты, и среди них — ЛПС грамотрицательных бактерий. Эндогенными медиаторами влияния ЛПС служат цитокины. Цитокин — это вещество белковой природы местного действия, которое позволяет осуществлять межклеточные взаимодействия, регулируя рост, развитие и дифференцировку клеток. Печеночные гены БОФ воспаления подразделяют на два класса, в зависимости от того, какие цитокины являются их основными индукторами. Гены класса 1 регулируются ИЛ-1 или ФНО. Для класса 2 основными активаторами являются ИЛ-6 и глюкокортикоиды.
ИЛ-1 синтезируется различными типами клеток в ответ на проникновение инфекционных агентов и повреждение тканей. Его индукторами являются ЛПС, вирусы, многие цитокины, фагоцитоз, токсины бактерий (стрептоли-зин О), мембранный липопротеин микоплазм, травма. Одно из главных свойств ИЛ-1 заключается в его способности стимулировать активность многих типов лейкоцитов и лимфоцитов в ходе воспаления и иммунного ответа. ИЛ-1 активирует Т-, В-, NK-клетки и полиморфноядерные лейкоциты (ПЯЛ), стимулирует дегрануляцию эозинофилов, усиливает экспрессию контактных молекул на клетках эндотелия, активирует нервные клетки, адипоциты, хон-дроциты, остеокласты, фибробласты, тимоциты, р-клетки поджелудочной железы, а также гепатоциты, в которых индуцируется синтез БОФ (Curfs J.H., MeisJ.E, 1997).
Функции ИЛ-6 многочисленны и разнообразны. Он был описан как ИФН-2в, так как продуцируется зараженными вирусом клетками линий фибробластов и обладает слабой противовирусной активностью. ИЛ-6 является эндогенным пирогеном и опосредует пирогенный эффект ЛПС и ИЛ-1в. ИЛ-6 необходим для дифференцировки В-лимфоцитов в lg-секретирующие плазматические клетки, он активирует пролиферацию гематопоэтических предшественников и созрева-
Роль инфекции и факторов реактивности организма в клинике, диагностике и лечении
наиболее часто встречающихся воспалительных заболеваний женских половых органов 99
ние мегакариоцитов, индуцирует дифференцировку В-лимфоцитов, играет решающую роль в образовании В-клеток, синтезирующих IgA. ИЛ-6 является аутокринным ростовым фактором для миелом и усиливает рост этих опухолей.
Высокая продукция ИЛ-6 характерна для множественного миеломатоза, причем уровень его в сыворотке больных отражает тяжесть заболевания и коррелирует с уровнем легких цепей Ig в моче (Duvillard L. et al., 1995).
ИЛ-6 играет важную роль в регуляции неспецифических защитных и иммунных реакций организма, так как ускоряет созревание нейтрофилов, макрофагов, цитотоксических Т-лимфоцитов и естественных киллеров и стимулирует их активность.
ИЛ-6 стимулирует образование АКТГ в гипофизе и индуцирует или усиливает продукцию ИЛ-1. ИЛ-6 ингибирует обмен веществ и способствует нарушению питания при инфекционных заболеваниях и хронических воспалительных процессах, подавляет обмен железа и отвечает за развитие анемии в послеоперационном периоде и при хронических воспалительных заболеваниях, ингибирует рост кишечного эпителия и сокращение гладких мышц сосудов (за счет повышения синтеза цАМФ) (Heinrich P.C. et al., 1995). Повышенная продукция ИЛ-6 характерна для многих заболеваний, таких как ревматоидный артрит, болезнь Кастельмана, мезангиальный пролиферативный гломеру-лонефрит, аутоиммунные заболевания.
Однако наиболее важным свойством ИЛ-6 является способность индуцировать реакции острой фазы воспаления, в частности синтез печенью реактан-тов острой фазы воспаления в ответ на такие стимулы, как травма, инфекция, ожоги (Назаров П.Г., 2001).
Реактанты острой фазы воспаления, имеющие наибольшее клиническое
значение
Прокальцитонин
Среди новейших биомаркеров сепсиса прокальцитонин обладает наиболее высокой диагностической точностью. Он является предшественником гормона кальцитонина; вырабатывается несколькими типами клеток различных органов под влиянием провоспалительных стимуляторов, в частности бактериальных эндотоксинов и провоспалительных цитокинов. Прокальцитонин обладает свойствами химического аттрактанта для лейкоцитов и модулирует образование оксида азота эндотелиальными клетками. При системном инфекционном поражении уровень прокальцитонина возрастает в течение 6—12 ч и может служить ранним диагностическим критерием сепсиса и системной воспалительной реакции. Динамика уровня прокальцитонина в плазме дает информацию об эффективности терапии заболевания и позволяет прогнозировать исход сепсиса.
Вирусные инфекции, местные инфекции, аллергические состояния, аутоиммунные заболевания и реакции отторжения трансплантата обычно не приводят к повышению концентрации прокальцитонина. Повышенные его значения свидетельствуют о бактериальной инфекции с системной реакцией.
Орозомукоид
а1-кислый гликопротеин, или ОР, изучался начиная с конца прошлого века, но был выделен, охарактеризован и получил название как индивидуальный белок в 50-60-х годах нашего столетия (Baltz M. et al., 1982).
OP — это гликопротеин, относящийся к группе а |-глобулинов плазмы крови, член мультигенного семейства липокалинов — транспортных белков, переносящих малые гидрофобные молекулы (Назаров П.Г., 2001). Связывает гистамин и некоторые лекарства (Chachaj W, Bartecka Z., Malolepszy J., 1980).
100 Глава II
Синтезируется в печени. Присутствует в нормальной плазме человека в концентрации около 1 мг/мл. Реактант острой фазы воспалеия. Его содержание в крови возрастает в острой фазе воспаления в 50—60 раз. При воспалительных заболеваниях уровни ОР, как правило, коррелируют с уровнями других позитивных реактантов острой фазы — СРБ, гаптоглобина, а1-антитрипсина, сывороточного липопротеина (Ledue T. et al., 1993).
Гаптоглобин
Гаптоглобин представляет собой а2-гликопротеин плазмы крови, наиболее характерным свойством которого является способность образовывать с гемоглобином трудно диссоциирующий комплекс. Гаптоглобин необратимо соединяется со свободным гемоглобином плазмы, предотвращая потерю железа через почки и защищая их от повреждающего действия гемоглобина. Последний, будучи связанным с гаптоглобином, доступен действию расщепляющих ферментов. Кроме того, гаптоглобин обладает некоторым сродством к лигандам сериновых протеаз. Сывороточный уровень гаптоглобина повышается у больных воспалительными и онкологическими заболеваниями, обычно в 2—3 раза (Назаров П.Г., 2001). Синтезируется в печени и секретируется в плазму. Печень эмбрионов не синтезирует гаптоглобин, синтез белка начинается после рождения (Назаров П.Г., 2001).
Характер влияния гаптоглобина на функции лейкоцитов свидетельствует о его противовоспалительной активности. Гаптоглобин ингибирует метаболизм нейтрофилов (Oh S., Pavlotsky N., 1990), снижает реакцию моноцитов на хемо-аттрактанты, угнетает пролиферативный ответ мононуклеаров крови человека in vitro на митогены (Samak R., Israel L., 1992) и подавляет продукцию антител.
Таким образом, на основании представленных данных можно сделать вывод о целесообразности использования БОФ в клинической практике для быстрой и точной диагностики сепсиса и других состояний, приводящих к повышению уровня данных компонентов плазмы крови.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 3068;