МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ 46 страница

[348] Выражение "принцип нирваны" к данному случаю применено неудач­но, ибо оно искажает представление о буддийской нирване. Нирвана — это состояние безжизненности, вызванное отнюдь не природой (которая, со­гласно буддизму, имеет противоположную тенденцию),, а духовным усили­ем человека, обретающим спасение и завершение жизни, если ему удалось преодолеть алчность и эгоизм и он проникся состраданием ко всем одушев­ленным существам. В состоянии нирваны Будда испытывал наивысшее на­слаждение.

[349] Фрейд не обращает внимания на то, что разрушительный инстинкт имеет целью разрушить объект, тогда как садизм стремится сохранить его, чтобы господствовать над ним, унижать и обижать его. Ср. обсуждение садизма в главе II.

[350] Ловкая проделка, фокус (фр.)

[351] Позже я постараюсь показать, что в действительности не исключена связь между теориями либидо и инстинкта смерти, опосредствованная поло­жением об анальном либидо.

[352] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 363.

[353] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 422.

[354] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 407.

[355] Фрейд 3. Я и Оно. С. 375.

[356] В сноске Фрейд цитирует сходную идею из "Брихадараньяка-Упанишад"*.

[357] Как это сделали, например, Джон Стюарт Милль, И. Я.Бахофен, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и еще немало других.

[358] Этот процесс имеет место у многих великих творцов-мыслителей. Спиноза — разительный тому пример. Так, в вопросе о том, был ли Спи­ноза теистом или нет, нельзя толком разобраться, не приняв во внимание различие между его осознанным строем мысли (в теистических терми­нах), новым видением (нетеистическим) и вытекающим отсюда компро­миссом в определении Бога, фактически означающим отрицание Бога. Та­кой метод рассмотрения произведений автора является в некоторых важ­ных отношениях психоаналитическим. Человек читает писаный текст между строк, подобно тому как психоаналитик читает между строк свободные ассоциации или сновидения пациента. Исходный пункт состоит в том, что мы находим противоречия в мысли выдающегося мыслителя. Поскольку он сам заметил бы эти противоречия и, вероятнее всего, разрешил бы их, будь это делом таланта теоретика, нам остается предположить, что внут­ренние противоречия вызваны конфликтом между двумя структурами: старой, по-прежнему оккупирующей большую часть сознания, и ради­кально новой, которой пока не удается полностью выразить себя в осознан­ных мыслях, т. е. часть которой остается бессознательной. К внутреннему противоречию молено относиться как к симптому невроза или к сновиде­нию, т. е. считать его компромиссом между прежней структурой эмоцио­нально укоренившейся осознанной мысли и новой структурой теоретиче­ского видения, которая не в состоянии полностью выразить себя из-за прочности старых идей и чувств. Иногда новое видение может полностью корениться в силе разума; иногда оно может также включать в себя и новый эмоциональный компонент. Но пока новое не обладает достаточной силой, ему не удастся отыскать ясный способ выражения; в результате — внутренние противоречия. Даже если автор гений, он может совершенно не отдавать себе отчета в наличии подобных противоречий и в их природе, тогда как человек со стороны, не разделяющий тех же самых предпосы­лок, разглядит их без всякого труда. Пожалуй, это и имел в виду Кант, заметив: "Иной раз мы понимаем автора лучше, чем он сам себя".

[359] Именно такое решение и предложил Эрнст Зиммель.

[360] Родство между анальностью и некрофилией обсуждено в главе XII. Там я отмечаю, что типичный некрофильский сон полон символов, вроде фекалий, трупов — целых или расчлененных, могил, развалин и т. п., и привожу примеры подобных некрофильских сновидений.

[361] Ср., например, "Современная сексуальная мораль и неврозы нашего времени", где Фрейд писал: "Мы можем с полным основанием возложить на нашу культуру ответственность за угрозу неврастении". Герберт Маркузе доказывает, будто Фрейд сказал, что полное счастье требует полного прояв­ления всех сексуальных инстинктов (что в понимании Фрейда означало бы преимущественно предгенитальные компоненты). Вне зависимости от того, орав ли Фрейд в своем мнении или нет, Маркузе упускает то, что главная мысль Фрейда состояла в признании трагических альтернатив. Значит, взгляд, согласно которому цель должна заключаться в неограниченном выражении всех компонентов сексуального инстинкта, отнюдь не фрейдовский. Наобо­рот, будучи на стороне цивилизации против варварства, Фрейд предпочита­ет вытеснение его противоположности. Кроме того, Фрейд всегда говорил о подавляющем влиянии цивилизации на инстинкты, и мысль о том, что это происходит только при капитализме и станет ненужным при социализме, совершенно чужда его мышлению. Мысли Маркузе на эту тему страдают недостатком знаний о деталях Фрейдовой теории.

[362] 3. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. С. 365.

[363] Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. 116. Представление Фрейда о совести как по преимуществу карающей инстанции, конечно же, слишком заужено в традиции некоторых религиозных идей; это "авторитарная", а не "гуманистическая" совесть. Ср. Э. Фромм.

[364] Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. 114.

[365] Фрейд не употреблял термина "сублимация" в связи с инстинктом смерти, но мне кажется, что процесс, о котором идет речь в настоящем абзаце, аналогичен тому, который Фрейд называет сублимацией в отноше­нии либидо. Понятие "сублимация" спорно, даже когда Фрейд применяет его к сексуальному инстинкту, тем более — к предгенитальным инстинк­там. Популярным примером в рамках прежней теории служило то, что хирург пользуется сублимированной энергией садизма. Но так ли это? В конце концов хирург не только режет, он и зашивает. Больше похоже на то, что лучшие хирурги движимы не сублимированным садизмом, а многими другими факторами, как-то: желанием набить руку, излечить непосред­ственным воздействием, способностью быстро принимать решения и т. п.

[366] Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. 265-266.

[367] Там же. С. 266.

[368] Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. 269.

[369] Ср. Freud S.: 1930: Das Unbebagen in der Kultur, G. W., Band 14, S. 419-506.

[370] Фрейд З. Психология бессознательного. С. 153.

[371] Я глубоко признателен за очень полезный обзор взглядов Фрейда на "органическое вытеснение", сделанный редактором образцового издания Джеймсом Стрэчи во введении к "Цивилизации и недовольным ею". Моя признательность распространяется также на все прочие его введения, дающие возможность читателю, даже хорошо знакомому с творчеством Фрейда, быс­трее найти нужное ему высказывание и сверх того припомнить подзабытые им цитаты, которые трудно найти. Нет нужды говорить, что для учащегося, менее знакомого с творчеством Фрейда, они наиполезнейшее руководство.

[372] Для данного случая (лат.). Прим. ред.

[373] Наилучшим свидетельством против предположения Фрейда явилось то, что доисторический человек был не более, а менее агрессивным, чем человек цивилизованный.

[374] Хочу еще раз подчеркнуть изменение во взглядах Фрейда на взаимоот­ношение между инстинктом и цивилизацией. С позиции теории либидо ци­вилизация приводит к вытеснению сексуальных стремлений и может вы­звать невроз. По новой теории цивилизация ведет к сдерживанию агресси­вности и приводит к физической болезни.

[375] Сходство между представлениями Эмпедокла и Фрейда, пожалуй, не столь несомненно, как кажется на первый взгляд. Для Эмпедокла Лю­бовь — это притяжение несходного. Вражда — это притяжение подобного к подобному. Серьезное сопоставление потребует рассмотрения всей систе­мы Эмпедокла.

[376] Для подробного обсуждения значения "Q" ср. Дж. Стрэчи, образцовое издание, том 3. Приложение С.

[377] Ср. пояснительные замечания Дж. Стрэчи к тому 3 образцового изда­ния. Стрэчи подчеркивает, что в "Наброске" нигде не отыщешь понятия психической энергии, тогда как оно широко употребляется в "Толковании сновидений". Больше того, Стрэчи обращает наше внимание на то, что следы прежней неврологической подоплеки встречаются в произведениях Фрейда гораздо позже того, как он принял понятие энергии "психичес­кой" в отличие от физической. Даже в 1915 г. в такой поздней статье, как "Бессознательное", Фрейд скорее говорит о "нервной", нежели о психи­ческой энергии. Стрэчи утверждает, что фактически "многие важнейшие характеристики Q просуществовали в превращенном виде вплоть до самых последних произведений Фрейда" (т. 1, с. 345). Сам Фрейд пришел к выводу, что мы не знаем, что такое Q. В работе "По ту сторону принципа удовольствия" он писал: "Неопределенность всех наших построений, кото­рые мы называем метапсихологическими, происходит, конечно, от того, что мы ничего не знаем о природе процесса возбуждения в элементах психических систем и не чувствуем себя вправе делать даже какое-либо предположение: в этом отношении мы оперируем, таким образом, с боль­шим X, который мы переносим в каждую новую формулу" (Фрейд 3. Пси­хология бессознательного. С. 399).

[378] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 383.

[379] В своем блестящем анализе этой проблемы Дж. Боулби утверждает, что первоначально Фрейд рассматривал принцип инерции как первичный, а принцип постоянства как вторичный. Чтение соответствующих отрывков приводит меня к иному допущению, по-видимому, совпадающему с интер­претацией Дж. Стрэчи.

[380] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 383.

[381] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 418.

[382] В "Я и Оно" Фрейд заявил: "Если в жизни господствует принцип константности в духе Фехнера, которая, следовательно, должна была бы быть скольжением в смерть..." (Фрейд 3. Я и Оно. Кн. 1. С. 381.) Этого "скольжения в смерть" в положениях Фехиера не найдешь; это специфиче­ская версия Фрейда, расширяющая принцип Фехнера.

[383] Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 383-384.

[384] Э. Джонс. Ср. цитированную Джонсом литературу, особенно работы С. Бернфилда и С. Файтенберга. Ср. также К. Прибрам.

[385] Ср. Sigmund Freud's Mission. An Analysis of His Personality and Influence, New York, 1959 (Harper and Row)

[386] Это подтверждается реакцией большинства фрейдистов на положение об инстинкте смерти. Они не смогли последовать за его новым и глубоким умозрительным построением и нашли выход из положения, сформулировав идеи Фрейда об агрессии в терминах старой теории инстинктов.


[i] Для этой ситуации примечателен тот факт, что в международных соглашениях о содержании военнопленных все державы подписали пункт, запрещающий властям с помощью пропаганды настраивать военноплен­ных против их собственных правительств. Короче, все согласились, что каждое правительство имеет право убить солдат враждующей стороны, но не имеет права делать из них революционеров.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ








Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 591;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.