МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ 43 страница

[77] В целом проблема приписываемых человеку "хищнических признаков" будет обсуждаться в главе 7.

[78] Ведь не случайно у Гоббса появился такой образ для характеристики человеческих отношений: человек человеку — волк. Интересно с этой точки зрения проследить популярность сказок с такими героями, как волк и лиса.

[79] Выделение курсивом Фромм сделал специально для немецкого изда­ния. — Прим. ред

[80] Цит. по: Russel С and Russel W. M. S., 1968: Violence: What are its roots?, in: New Society (24.11.1968), с 107 и далее.

[81] См. также исследование Лайхаузена о влиянии тесноты обитания на людей.

[82] Подобные явления подмечены и у людей: в ситуациях голода агрессив­ность скорее падает, чем возрастает.

[83] См. интересное исследование Т. Е. Холла о потребностях человека в пространстве.

[84] Яркий пример тому — описанный им случай с седой обезвяной, шим­панзе, который был вожаком, хотя физически был уже слабее многих своих молодых собратьев, но, очевидно, благодаря жизни на воле с ее многими радостями, у вожака сформировалась своего рода "мудрость", которая и сохраняла за ним реальное лидерство.

[85] Такое мнение высказывает и Элтон Мэйо.

[86] Первым, изучая шимпанзе, провел полевые исследования Г. В. Ниссен, затем Бингхэм опубликовал работу о гориллах и Карпентер о ревунах. Потом на 20 лет изучение приматов было приостановлено, и только в сере­дине 50-х гг. начались систематические исследования на базе нового япон­ского обезьянника при Университете Киото; одновременно Альтман провел серию работ в колонии резусов в Кайо (Сантьяго). Сегодня такими иссле­дованиями занимаются более 50 ученых. Заслуживает внимания большая книга Де Вора, который выступил как автор и редактор и поместил в своем сборнике не только самые лучшие работы о приматах, но и велико­лепную библиографию. Особо хочется отметить следующие работы: о бабу­инах — К. Холла и Де Вора, интересное исследование С. Саусвика, М. Бега и М. Сиддики о резусах в Северной Индии. А также: "О поведении горных горилл" — работа Шаллера, "Шимпанзе в лесах Бадонго" — бра­тьев Рейнольде, исследование о шимпанзе — Джейн Лавик-Гудолл. Кроме того, я дальше использовал работы А. Кортланда и К. Холла.

[87] Так, супруги Хайес из лаборатории биологии приматов в врандж Парк во Флориде, которые в течение двух лет воспитывали дома шимпан­зе и систематически подвергали ее проверкам по методикам "продвинуто­го" человеческого образования, установили у обезьяны в возрасте 2 лет и 8 месяцев коэффициент интеллектуальной деятельности на уровне 125 единиц шкалы IQ.банан и ринулся назад к бананам, схватил целую связку и опять взлетел на дерево. И тут он увидел, что самка исчезла; пока он ходил за бананами второй раз, она спрыгнула с вет­ки вниз, оглянулась еще раз через плечо на Голиафа и тихо "испарялась". Было забавно наблюдать его смятение. Он бро­сил бананы, кинулся наверх, туда, где он оставил подружку, "пошарил" всюду, где мог, а затем соскочил вниз и тоже исчез из нашего поля зрения. Следующие 20 минут он провел в поисках самки. Но найти ее он не смог и в конце концов отказался от этой затеи. Измученный и грустный, он снова вернулся в лагерь и медленно стал пожирать бананы.

[88] На русском языке эта книга вышла в 1974 г. в изд-ве "Мир". — Прим, первв.

[89] Редко кто проводит аналогию между такого рода иерархией и диктату­рой, а не то можно было бы говорить о "врожденно-инстинктивных" корнях диктатуры (и здесь было бы не меньше логики, чем при отождествлении территориального инстинкта с патриотизмом).

[90] Большинство психологов сразу оценит ситуацию не как полевой экспе­римент, а как лабораторный, особенно если животные "случайно" сталкива­ются друг с другом.

[91] См. исследования Барнета и Спенсера, а также работы Барнета.

[92] Цинг Янг Куо в своих экспериментах над позвоночными пришел к аналогичным результатам.

[93] По-моему, иудейский обычай, запрещающий в одно и то же время есть мясо и молоко, имеет те же самые корни. Молоко и молочные продукты — это символ жизни, живого животного. Поэтому запрет есть одновременно мясное и молочное указывает на тенденцию строго различать живое живот­ное и мертвое, предназначенное в пищу. Такое разграничение в некоторых языках выражается в том, что существуют разные слова для понятия мясо (мясо живого зверя — flesh, а для еды — meat). В английском, например, есть разные обозначения живого и мертвого животного: о живых коровах и быках говорят cows и bulls, а об их тушах — beef, о живых свиньях — pigs, а о свинине — pork и т. д.

[94] Является ли рамапитек гоминидом и прямым предком человека — этот вопрос до сих пор дискутируется (см. подробный обзор и анализ у Д. Пил­бима). Почти все данные палеонтологов во многом опираются на спекуля­тивные рассуждения. Не знаешь, какому автору можно больше доверять. Детали человеческой эволюции в общем не существенны для нашей цели, но я выбрал из всех самую распространенную точку зрения и старался не вдаваться в полемические подробности даже в отношении главных ступе­ней развития человеческого рода.

[95] Уошберн и Хауэлл считают маловероятным, чтобы ранние низкорос­лые австралопитеки, дополнявшие растительную пищу мясом, убивали много животных, а более поздние и более крупные человекообразные, ко­торые пришли им на смену, начали выращивать молодняк. Нет никаких данных о том, что эти существа умели охотиться на вегетарианских мле­копитающих (что было характерно для африканского плейстоцена). Это мнение Уошберн высказывал еще в своей ранней работе. "Австралопитеки сами скорее были дичью, чем охотниками". Хотя позднее он и допускал мысль, что гоминиды, возможно, были охотниками.

[96] Хищника даже нельзя назвать агрессором, ибо в отношении своих сородичей он вполне миролюбив и даже дружелюбен (примером может слу­жить поведение волков).

[97] Что и требовалось доказать (лат.). — Прим. ред.

[98] Фромм использует понятие антропологии в естественнонаучном смыс­ле для обозначения науки о происхождении и сути человеческого рода. Это словоупотребление не совпадает, а противостоит гуманитарным наукам о человеке, которые принято объединять под общим названием философской антропологии.

[99] Работы Уошберна и Ланкастера содержат богатейший материал о жиз­недеятельности охотников. См. также работы Уошберна и Эйвиса.

[100] Приводится большой список авторов, которые описывали охотничьи обычаи и ритуалы.

[101] Фактически (лат.). — Прим. ред.

[102] Это наблюдение Лафлина подтверждает главный тезис Мэмфорда о роли орудий труда в эволюции.

[103] Сегодня, когда производство почти полностью механизировано, редко можно услышать признание, что кому-то доставляет радость делать что-то собственными руками, не считая, может быть, радости краснодеревщика или восторга дилетанта, наблюдающего работу ювелира или ткача. Возмож­но, что, восторгаясь скрипачом, мы не столько отдаем дань красоте музы­ки, сколько мастерству музыканта. В тех культурах, в которых основные предметы делаются вручную и их производство зависит от мастерства умельцев, сама работа и уровень совершенства в конкретном ремесле, несомнен­но, доставляют радость. И если радость охотника интерпретируется как радость убийства, а не радость самосовершенствования, то это издержки нашего сегодняшнего мировосприятия.

[104] Война типа вьетнамской представляет здесь исключение, ибо в этом случае завоеватели не считали "аборигенов" человеческими существами.

[105] На этот факт указывает также палеоантрополог Гельмут де Терра.

[106] К этой общей констатации Тёрнбал добавляет красочные иллюстрации из жизни примитивных африканцев племени мбути-пигмеев.

[107] Сервис охватил следующие народы: эскимосы, алголкинские и атабаские охотники Канады, шошоны из Большого каньона, индейцы из Тьерра дель Фуэго, австралийские аборигены, семанги с Малайского полуострова и андаманцы (полуостров Малайя).

[108] Такого же мнения о племенном лидерстве и Меггит, цитируемый Сервисом и Э. Фроммом (см. разницу авторитетов в книге "Бегство от свободы").

[109] Здесь Э. Фромм цитирует Харта и Пиллиага по книге Сервиса "Охот­ники". — Прим. перев.

[110] Такую же позицию занимает Р. Б. Ли б своей работе "Чем живут охотники, или Как обеспечить себя средствами к жизни?". Он сомневается, что жизнь охотников и собирателей в целом была жестокой борьбой за суще­ствование, и утверждает, что "новые данные научной антропологии создают принципиально иную картину".

[111] Очень похожий аргумент мы находим у С, Пигго. "Уважаемые архео­логи не подумали о том, к каким ошибкам можно прийти, если судить о доисторических общностях людей по остаткам их материальной культуры. Совершенно неправомерно употребление оценочных суждений из современ­ного лексикона, как это делают археологи, характеризуя, например, место горшка в типологическом ряду «звучащих сосудов». В этом случае нередко присутствует слово «дегенеративный», которое имеет дополнительный смысл, и тогда возникает второй, эмоциональный фон в характеристике людей, создавших эти предметы. Люди, не оставившие после себя никаких следов, кроме звучащих сосудов, получают характеристику «бедных» (нищих), хотя их бедность состояла всего лишь в том, что они не представили находок, которые так любят археологи".

[112] Я не буду тратить место на пересказ работ старых авторов, таких как Перри, Смит, ибо их концепции устарели и оказались опровергнуты совре­менными исследованиями.

[113] Д. Рапопорт в предисловии к книге Терни-Хая цитировал крупнейшего историка войн Ханса Дельбрюка, который считал, что при описании Мара­фонской битвы единственное достоверной деталью у Геродота была конста­тация факта, кто победил и кто побежден.

[114] Такого же мнения придерживается и С. Андрески. Он цитирует инте­ресного китайского философа Хань Фэй-цзы (III в. до н. э.): "В старые времена люди не засеивали поля, им хватало фруктов и семян дикорасту­щих. Женщины не ткали полотна, ибо для одежды хватало шкур и перьев. Человек имел все необходимое для жизни и не работая. Людей было не­много, всем всего хватало, поэтому между людьми не было споров и ссор. Людям не нужны были ни высокие награды, ни тяжелые наказания, так как у них было истинное самоуправление. Но сегодня люди считают, что пятеро детей — это немного, а каждый из них тоже имеет пять детей, и дедушка в конце жизни может иметь 25 внуков: А результатом этого стало много людей и мало средств, и человек вынужден много работать за мизерное вознаграждение. Поэтому люди начинают бастовать, но даже если удвоить оплату труда и усилить наказание — это все равно не помо­жет справиться с беспорядком".

[115] В этом разделе я опираюсь главным образом на работы Чайлда, Клар­ка, Коула, Мелларта иСмоллы. Противоположные идеи принадлежат Сойеру. И очень много информации я почерпнул у Мэмфорда.

[116] Это не означает, что все охотники были кочевниками, а все крестьяне оседлыми. Чайлд приводит ряд исключений из этого правила.

Чайлда упрекали в том, что он недостаточно полно учел сложность раз­вития эпохи неолита, когда ввел понятие "неолитическая революция". И эта критика в какой-то мере справедлива, но в то же время необходимо учиты­вать, что произошел такой радикальный переворот в способе производства, что слово "революция" кажется здесь вполне оправданным. Так и Мэмфорд датирует гигантский прогресс в земледелии не одним этапом между 9 тыс. и 7 тыс. до н. э., а утверждает, что это был более длительный процесс, который можно разделить на 5 стадий. При этом он цитирует О. Амеса и Андерсона. Поэтому всем, кто интересуется тонкостями эпохи неолита, я рекомендую прочесть самого Мэмфорда.

[117] Чайлд дает интересный комментарий к этой теме: "Куски глины были совершенно пластичны, человек мог придать им любую форму... Когда че­ловек раньше делал какие-то инструменты из кости или камня, он был ограничен размерами и формой материала. А деятельность горшечницы не имеет таких границ, она может придать сосуду любую форму и любой раз­мер, добавить что-то по своему усмотрению... И когда думаешь о творче­стве, то сразу представляешь себе свободный труд гончара, создающего совершенно новую форму из бесформенной массы. Иллюстрации к этому мы находим даже в Библии".

[118] Самое подробное описание города Чатал-Хююк дается ведущим архео­логом этой экспедиции Меллартом.При раскопках были обнаружены предметы роскоши: зер­кала из обсидиана, декоративные церемониальные кинжалы и украшения из ценных металлов, явно принадлежавшие из­бранным. Медь и свинец были расплавлены, и из них дела­лись трубки и металлические украшения. Таким образом, начало обработки металлов относится к седьмому тысячеле­тию до н. э. Многообразные сосуды из дерева были также очень красивы, а изделия из местного камня, обсидиана, были подлинными произведениями искусства.

[119] В дальнейшем я буду употреблять слово "матрицентрнзм" вместо "мат­риархат", ибо первый термин включает имплицитно фактор господства жен­щин над мужчинами. Действительно, в некоторых случаях такое господство имело место (например, по свидетельству Мелларта, в Хакиларе). Но в Ча­тал-Хююке женщина-мать хотя и играла ведущую роль, тем не менее, ско­рее всего, не была госпожой.

[120] Так, Мэмфорд подчеркивает, что в женских фигурах эротический эле­мент играет очень важную роль. И он, конечно, прав. Отсутствие этого элемента в анатолийской культуре неолита представляет явное исключение из правила. Один вопрос остается открытым: как квалифицировать подчерк­нуто эротический характер остальных культур эпохи неолита — как под­тверждение матрицентристскои ориентации всей культуры неолита или как ее опровержение.

[121] Матриархальные системы чаще изучались советскими исследователя­ми, чем западными. Это, вероятно, связано с тем, что Энгельс находился □од сильным влиянием Бахофена и Моргана. Так, Абрамова исследовала двойную роль матери-богини как покровительницы домашнего очага, жи­вотных и зверей. См. также А. П..Окладникова, который обращает внимание на связь между матриархатом и культом смерти. Интересные данные мож­но найти также у А. Маршака, который устанавливает связь богинь эпохи палеолита с лунным календарем.

[122] См. об этом у Фромма работу "Социально-психологическое значение теории о материнском праве".

[123] Попутно хотелось бы напомнить, что во многих высокоразвитых обще­ствах (например, в феодальном средневековье) члены одной и той же про­фессиональной группы (например, ремесленники) хотели только удержать­ся на общем уровне жизни группы, а вовсе не стремились к прибыли, даже если и сознавали, что вышестоящие классы живут в большей роскоши. Им нравилась их жизнь, она их удовлетворяла, и они не ставили цели увели­чить свое потребление. То же самое можно сказать и о крестьянах. Причи­ной крестьянских восстаний XVI в. было не то, что крестьяне стремились к увеличению потребления, а то, что они хотели жить в условиях, не унижа­ющих их человеческое достоинство.

[124] Термин "городская революция" принадлежит Чайлду, а затем к нему обращается также и Мэмфорд, который его критикует.

[125] Курсив сделан Фроммом только в немецком издании. — Прим. ред

[126] Чайлд считает, что когда возникла потребность в расширении земель, то завоеватели либо сгоняли аборигенов с насиженных мест, либо подчиня­ли их и заставляли работать на себя. Отсюда делается предположение, что в какой-то форме война имела место еще до городской революции. Чайлд признает, что эта гипотеза не имеет археологических доказательств. И все же Чайлд относит войну к эпохе, предшествующей городской революция (после 6 тыс. до н. э.), но считает, что тогда их масштаб был незначитель­ным, по сравнению с кровавыми захватническими войнами эпохи городов-государств.

[127] Здесь я должен высказать слова благодарности в адрес покойного Ральфа Линтона, который в личных беседах и научных дискуссиях многому меня научил. В 1948—1949 гг. в Йельском университете проходил научный семи­нар по проблеме структуры личности в первобытных обществах. В нем при­нимал участие также Джордж Мердок, которому я также благодарен за идеи, хотя наши взгляды во многом диаметрально противоположны.

[128] Племена: зунн, добу и квакиутлы.

[129] Племена: арапеши, гренландские эскимосы, бачиги, квакиутлы, манусы, ирокезы, самоанцы, зуни, батонго, дакота и маори.

[130] Племена: самоанцы, семанги, тоды, аины, хаиды, гописы, инки, вито-ты, тасманцы, ганды, ацтеки, аранды, ирокезы.

[131] Племя: мбуту.

[132] Так, зуни и квакиутлы изучали не только Рут Бенедикт, но и Марга­рет Мид; ирокезов и самоа описывали и Мид, и Мердок; я беру каждый раз какое-нибудь одно описание.

Из первобытных охотников, описанных Сервисом, я взял только семан-гов, эскимосов и австралийских аборигенов. Семанги и эскимосы подпадают под систему типа А, а австралийские аборигены — это тип В. Гописов я не включал в анализ, ибо их социальная структура представляется мне крайне противоречивой и не поддается классификации (ср. Эгган).

[133] Сексуальную одержимость у людей малоэмоциональных и угрюмых можно наблюдать и в современном западном обществе, например у "свинге­ров", которые занимаются групповым сексом, а во всем остальном являют пример тоски и скуки. Для них секс представляет единственное разнообра­зие в их несчастной жизни и одиночестве. И вероятно, они мало чем отлича­ются от той части общества потребления, для которой не существует огра­ничений в сексуальном потреблении, ибо для них секс (как наркотик) — это единственное разнообразие в их мрачном настроении и почти постоянной депрессии.

[134] С. Пальмер, занимаясь изучением агрессивности примитивных наро­дов, отслеживал статистику убийств и самоубийств у сорока народов, ли­шенных письменности. Он включает убийства и самоубийства в категори­альный ряд "деструктивных действий" и сравнивает частотность этих собы­тий в сорока обществах. Среди обследованных групп одна показала низший индекс деструктивности (от 0 до 5); в нее входят 8 культур. Следующую группу составляют 14 социальных систем со средним индексом деструктив­ности (от 6 до 15). И третья группа, обнаружившая самый высокий индекс деструктивности (16—42), включает 18 культур. Если первые две группы объединить, то получится, что 22 культурам с низким и средним уровнем агрессивности противостоят 18 обществ с очень сильной агрессивностью. Анализ Пальмера подтверждает ту самую тенденцию, которую я сам обна­ружил при исследовании 30 примитивных культур (хотя мои данные не показали такого высокого процента агрессивности).

[135] М. Р. Дэви приводит богатейший материал об агрессивности у них. (Ср. К. Райт о ведении войн в цивилизованных обществах.)

[136] Бланк обращает внимание на дионисийские мистерии древних греков.

[137] Это точка зрения братьев Рассел — двух известных ученых, исследо­вавших проблему насилия.

[138] Л. фон Берталанфи в принципе разделяет нашу точку зрения. Он пи­шет: "В человеческой психике, без сомнения, есть некоторые деструктив­ные тенденции, которые похожи на биологические задатки. Однако самые угрожающие формы агрессивности далеко выходят за рамки проблемы са­мосохранения и саморазрушения. Они коренятся в собственно человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловле­на способностью к абстрактному мышлению, к созданию особого символи­ческого мира мысли, речи и общения".

[139] Из личной беседы с ныне покойным д-ром Д. Т. Судзуки.

[140] См. инструктивную книжечку Херригела "Дзэн в искусстве стрельбы из лука".

[141] См. исследование Ф. Бича о крысах.

[142] Эти цифры небезупречны, так как процент носителей формулы XYY у обычного населения колеблется от 0,5 до 3,5.

[143] См. исследования Монтегю и Нильсена.

[144] Новейшие данные по этой проблеме приводят к выводу, что связь между агрессией и хромосомным рядом XYY пока остается недоказанной. "...Кажется, кое-кто поспешил с выводами, объявив носителей генной фор­мулы XYY чрезмерно агрессивными по сравнению с остальными заключен­ными".

 

[145] Копуляция* животных и в самом деле производит такое впечатление, будто самец ведет себя весьма агрессивно. Однако наблюдения опытных специалистов показали, что это впечатление обманчиво. Во всяком случае у млекопитающих самец никогда не причиняет вреда самке.

[146] См. подробнее о садизме в главе II.

[147] Для этого явления характерно, что греческое слово этос, которое буквально означает "поведение", восприняло значение слова "этический" так же точно, как слово "норма" (которое первоначально обозначало инстру­мент маляра-строителя) стало употребляться в двух значениях "нормаль­ный" и "нормативный".

[148] Я обязан выразить благодарность д-ру X. де Диас Эрнандесу за его интереснейшие соображения из области нейрофизиологии. Я не смогу по­дробнее рассмотреть здесь эти идеи, ибо это потребовало бы специального профессионального обсуждения.

[149] Социальные революции, имевшие место в истории, не могут отменить того факта, что даже дети совершают революции, хотя и на свой манер. Они борются за свою свободу своими индивидуальными методами: от дурного поведения, отказа принимать пищу и соблюдать чистоту до различных про­явлений дерзости и неподчинения, включая симуляцию умственной отста­лости. Взрослые при этом ведут себя свысока, как и положено элитной группе, наделенной властью. Ради самоутверждения они применяют физи­ческую силу, нередко используя сочетание "кнута и пряника". В результа­те большинство детей сдаются, предпочитая капитуляцию бесконечным мучениям.

Эта борьба бывает безжалостной и беспощадной, а жертвы ее сплошь и рядом оказываются на больничной койке. Однако нельзя не отметить один весьма характерный факт, что все человеческие существа (дети властвую­щих родителей и людей, лишенных власти) имеют нечто общее: их объеди­няет то, что когда-то они были немощными и боролись за свою свободу. То есть можно предположить, что независимо от врожденных задатков каж­дый человек в детстве приобретает некоторый революционный потенциал, который тихо тлеет, но при определенных условиях может вспыхнуть и привести к мобилизации всех сил.

[150] Это относится не только к человеку. Мы уже упоминали о вредных последствиях жизни в зоопарке, и эти факты не в состоянии опровергнуть даже самые авторитетные специалисты, как, например, Гедигер.

[151] Цвет кожи производит такое впечатление лишь в сочетании с беспо­мощностью и отсутствием власти. Когда к началу века японцы преврати­лись в мощную нацию, они сразу стали личностями. Здесь критерием чело­веческого начала стало обладание прогрессивными технологиями.

[152] Подробнее проблемы нарциссизма рассмотрены в книге Фромма "Душа человека".

[153] Фрейд 3. Понятие нарциссизма.

[154] В последние годы многие аналитики высказали сомнение по поводу "первичного нарциссизма" в раннем детстве и сделали предположение о более раннем, чем полагал Фрейд, возникновении "объектного либидо". Кроме того, большинство психоаналитиков отказалось от представлений об исклю­чительно нарциссистском характере психозов.

[155] Дальше я остановлюсь лишь на одной форме нарциссизма, которая проявляется в чувстве собственного совершенства. А есть еще одна форма, внешне как бы противоположная первой. Это негативный нарциссизм, при котором человек находится в постоянной тревоге за свое здоровье вплоть до ипохондрии*. Эта форма нарциссизма в нашем контексте не играет роли. Хотя надо помнить, что обе формы могут выступать в смешанном виде, — примером тому служит ипохондрический синдром у Гиммлера.

[156] На самом деле проблема соотношения нарциссизма в творчества гораз­до сложнее и нуждается в более детальном обсуждении, чем мы это можем себе здесь позволить.

[157] Это не значит, что он обязательно блефует, хотя и это достаточно часто случается. Вудро Вильсон, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль в очень большой мере были нарциссическими личностями, яо у них были реальные политические достижения. Правда, эти заслуги не были столь велики, что­бы обеспечить чувство надежности и самооправдания. Впрочем, и нарцис­сизм не был у них такого масштаба, как, например, у Гитлера. Этим объяс­няется то, что Черчилль довольно спокойно перенес поражение на выборах 1948 г., и так же, я думаю, повел бы себя и Рузвельт, если бы он потерпел провал. Другое дело Гитлер и Сталин. Гитлеру было легче умереть, чем смириться с поражением. У Сталина в первые недели войны 1941 г. явно начался психический кризис, а в последние годы жизни, когда он распло­дил вокруг себя врагов и, вероятно, больше не чувствовал себя "отцом наро­дов", у него проявился явный параноидальный синдром.

[158] Что и требовалось доказать (лат.). Прим. ред

[159] Зато некоторые исследователи, напротив, очень ловко доказывают, что в человеческих отношениях мирное сотрудничество является столь же есте­ственной и фундаментальной тенденцией, как и борьба, а войну рассматри­вают в основном как психологическую проблему.

[160] Когда я закончил эту часть рукописи, я получил материалы 27-го Кон­гресса международного психоаналитического общества, проходившего в Вене (1971), где я обнаружил новые подходы к проблеме войн. Д-р Мичерлих сказал, что история "выбросит на помойку все ваши теории", если психоана­лиз не сумеет повернуться в сторону социальных проблем. "Я боюсь, — сказал он далее, — что никто не станет принимать нас всерьез, если мы будем по-прежнему утверждать, будто война — это убийство сыновей и начинается она из-за того, что отцы ненавидят своих сыновей и желают их смерти. Мы должны создать теорию, объясняющую групповое поведение; теорию, которая сумеет связать это поведение с социальными конфликтами, которые активизиру­ют стремление индивидов. На самом деле психоаналитики предпринимали попытки такого рода еще в 30-е гг., что и приводило время от времени к их исключению из психоаналитического общества (под разными предлогами)". В заключение конгресса Анна Фрейд официально признала, что эти новые "подходы" имеют право на существование; при этом она осторожно заметила: "Нам следует подождать с формулировкой теории агрессии, пока мы не нако­пили достаточно много клинических данных о происхождении агрессивности". (Обе цитаты из парижского издания "Геральд Трибюн" от 29 и 31 июля 1971 г.)

[161] О войне 1914–1918 гг. написано так много, что даже сокращенная библиография заняла бы несколько страниц. Самыми основательными ис­следованиями причин первой мировой войны я считаю работы двух вид­ных историков: Г. Халлгартева и Ф. Фишера.

[162] Не стоит преувеличивать значение этого фактора. Пример Швейцарии, Бельгии, Голландии и Скандинавских стран показывает, что жажда при­ключений вовсе не является толчком, основанием для начала войны, если только стране не угрожает нападение извне, а правительство не видит при­чин для объявления войны.

[163] См. также раздел "Война у первобытных народов" в восьмой главе данной книги.

[164] Некоторые из этих проблем уже обсуждалась на страницах моих работ "Здоровое общество" и "Революция надежды".

[165] Исключение составляли стоики Греции, которые ратовали за равенство всех людей, а также гуманисты Ренессанса, такие как Эразм, Томас Мор и Хуан Луис Вивес.

[166] Рихард М. Буке был канадским психиатром, другом Эмерсона и от­важным, изобретательным человеком. В свое время он был известнейшим психиатром в Северной Америке. Сегодня среди профессионалов он полнос­тью забыт, хотя его книга "Космическое сознание", переизданная в 1946 г., на протяжении ста лет была самой популярной среди непрофессионалов.

[167] Здесь приведены .идеи Дарвина в обобщенном виде, как они сформули­рованы у Симпсона.

[168] См. обсуждение этого вопроса у Пилбима, Монтегю и Смоллы.

[169] Представление Маркса о человеке рассматривается в соответствующих работах Э. Фромма. — Прим. перев

[170] Я здесь ради упрощения использую слово "инстинкт" в довольно широком смысле. Не в современном привычном понимании "инстинктив­ности" как противоположности "обучаемости", а в смысле "естественного влечения".

[171] Джудзон Херрих попытался дать вам некоторое представление офан­тастических возможностях нервных связей: "Можно с уверенностью ска­зать, что большинство нейронов коры прямо или косвенно связаны с каждой зоной мозга. Это и есть физиологическая основа для всех ассоциативных процессов, происходящих в мозгу. Ассоциативные связи образуют анатоми­ческий механизм, который в момент отдельной мыслительной цепочки вклю­чает параллельно огромное число комбинаций, а они, подключая дополни­тельные нейронные связи, делают ассоциативный ряд практически безгра­ничным... Если миллион нервных клеток группами по два нейрона вклю­чить во все возможные комбинации друг с другом, то число сочетаний (из миллиона по два) составит 102783000 (единица с 2 783 000 нулями)..."

Из того, что нам известно о коре больших полушарий, можно сделать вывод, что число нейронов, готовых к одновременному вступлению в связи, составляет 102783000... Для сравнения интересно привести добавление Ливинг-стона: "Следует помнить, что число атомов в Универсуме оценивается в целом как 1066".








Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.