МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ 42 страница
Новые подходы............................................99
О политической и социальной подоплеке обеих теорий........102
IV. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПОНИМАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ............... 106
Выводы........................................................... 114
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОТКРЫТИЯ, ОПРОВЕРГАЮЩИЕ ИНСТИНКТИВИСТОВ
V. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ.............................118
Отношения между психологией и нейрофизиологией.......... —
Мозг как основа агрессивного поведения.....................122
Защитная функция агрессивности..........................124
Инстинкт "бегства"........................................... 126
Поведение хищников и агрессивность........................127
VI. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ........................131
Агрессивность в неволе......................................... 132
Перенаселенность и агрессивность у людей................... 137
Агрессивность животных в естественных условиях обитания..... 141
Проблема территории и лидерства.......................... 146
Агрессивность других млекопитающих...................... 150
Есть ли у человека инстинкт "Не убивай!"?................ 152
VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ..............................156
Является ли человек особым видом? ........................ —
Является ли человек хищником?...........................157
VIII. АНТРОПОЛОГИЯ...............................161
"Человек-охотник" — это ли Адам антропологии?............ —
Первобытные охотники и агрессивность..................... 169
Можно ли первобытных охотников
считать обществом благоденствия?..........................178
Война у первобытных народов..............................180
Революция эпохи неолита.................................186
Доисторическое общество и природа человека.................197
Революция городов.......................................199
Агрессивность в первобытных культурах ....................205
Анализ тридцати первобытных племен......................206
Система А: жизнеутверждающие общества.................. 207
Система В: недеструктивное,
но все же агрессивное общество................................ 208
Система С: деструктивные общества......................... 208
Иллюстрации к трем системам............................... 209
Симптомы жестокости и деструктивности....................220
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ
IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ................228
Предварительные замечания.......................... —Псевдоагрессия...........................................232
Непреднамеренная агрессия..................................... 232
Игровая агрессия................................................ 232
Агрессия как самоутверждение ................................ 233
Оборонительная агрессия..................................241
Различие между человеком и животным...................... 241
Агрессивность и свобода........................................' 245
Агрессия и нарциссизм.......................................... 248
Агрессивность и сопротивление............................... 253
Агрессия и конформизм......................................... 256
Инструментальная агрессия................................... 257
О причинах войн................................................ 260
Условия снижения оборонительной агрессии................. 268
X. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ... 270
Предварительные замечания ................................—
Природа человека.........................................271
Экзистенциальные потребности человека и различные
укоренившиеся в его характере страсти1.....................286
Ценностные ориентации и объект почитания.............. 286
Исторические корни............................................ 290
Чувство единения............................................... 292
Творческие способности........................................ 294
Возбуждение и стимулирование............................... 297
Хроническая депрессия и скука (тоска)....................... 304
Структура характера.......................................... 316
Предпосылки для формирования страстей,
обусловленных характером ................................320
Нейрофизические предпосылки................................. 321
Социальные условия.'............................................ 326
О рациональности и иррациональности инстинктов
и страстей...................................................... 332
Психологическая функция страстей.......................... 336
XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ............................. 339
Кажущаяся деструктивность............................... —
Спонтанные формы....................................... 342
Исторический обзор ............................................ 342
Деструктивность отмщения.................................. 343
Экстатическая деструктивность............................. 347
Поклонение деструктивности................................ 349
Эрнст фон Саломон и его герой Керн.
Клинический случай поклонения идолу разрушения......... 350
Деструктивный характер: садизм...........................354
Примеры сексуального садизма и мазохизма.................. 357
Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма.. 360
Сущность садизма............................................... 364
Условия, вызывающие садизм................................... 375
Генрих Гиммлер, клинический случай
анально-накопительского садизма...............................378
Выводы........................................................... 405
XII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: НЕКРОФИЛИЯ .... 409
Традиционные представления ...............................—
Некрофильский характер..................................415
Некрофильские сновидения...............;..................... 417
"Непреднамеренные" некрофильские действия............... 423
Некрофильский язык............................................ 428
Обожествление техники и некрофилия...................... 430
Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе.................. 452
Отношение фрейдовской теории влечений
к биофилии и некрофилии................................. 462
Симптоматика "некрофилии"............................... 464
XIII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: АДОЛЬФ ГИТЛЕР — КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕКРОФИЛИИ..................................468
Предварительные замечания ................................—
Родители Гитлера и раннее детство .........................471
Клара Гитлер ................................................... 471
Алоис Гитлер ................................................... 473
Раннее детство Адольфа Гитлера
(до шести лет: 1889-1895)..................................... 475
Детство Гитлера
(с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)................... 480
Отрочество и юность
(с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)............. 482
Вена (1907-1913)................................................ 492
Мюнхен.......................................................... 500
Методологические замечания...............................502
Деструктивность Гитлера..................................504
Вытеснение деструктивности................................ 512
Другие аспекты личности Гитлера..........................515
Отношения с женщинами...................................... 519
Таланты и способности........................................ 524
Маскировка...................................................... 536
Недостаток воли и реализма ...............................541
Эпилог: о двойственности надежды.....................551
Приложение: Фрейдова теория агрессивности
и деструктивности................................557
Примечания........................................607
Указатель имен.....................................614
[1] Круг ученых, работавших с М. ХоркхаЙмером, известен у нас под названием франкфуртской школы. В него входили Л. Левенталь, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Поллок, Витфогель и другие.
[2] Это было первое в Европе социологическое исследование ценностных ориентации в больших и малых группах. Было проанализировано 600 анкет, в каждой по 270 открытых вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.
[3] Программа называлась "Авторитет и семья". По результатам этих исследований Фромм написал книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя в Америке. Позднее эти материалы были использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная личность" (I950).
[4] Первым программным сочинением по этой проблеме считается его работа "Человек для самого себя". Идея о "новом человеке" одухотворяет все послевоенное творчество Фромма, особенно яркое выражение она находит в работах: "Здоровое общество" (1955), "Образ человека у Маркса" (1961), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть" (1976).
[5] Последующий текст до конца абзаца был добавлен Фроммом в немецкое издание.
[6] Названия работ даны в редакции переводчика. — Прим. ред.
[7] Звездочками в тексте обозначаются примечания, помещенные в конце книги. — Прим. ред.
[8] Правда, следует учесть, что у Фрейда была идея о различных формах агрессии. Кроне того, Фрейд рассматривал мотивы, лежащие в основе агрессии, не а духе бихевиоризма; скорее всего, он следовал общераспространенному употреблению этого понятия, выбирая самый широкий его смысл, в рамках которого ему было удобнее всего разместить свои собственные категории, например влечение к смерти.
[9] Quod est demonstrandum — что и требовалось доказать (лат.). — Прим. перев.
[10] Без разделения по принципу пола: "он" или "она". — Прим. перев.
[11] Лоренц назвал исследование поведения животных "этологией", что кажется мне довольно странным; ведь само слово "этология" должно переводиться как "наука о поведении" (от греческого ethos — "поведение", "норма"), и потому вернее было бы назвать эту область звания "этологией животных". Тот факт, что Лоренц не придерживается подобной классификации, свидетельствует о его принципиальной установке, согласно которой человеческое поведение — это всего лить одна из форм поведения животных вообще. Интересен и тот факт, что Джон Стюарт Милль задолго до Лоренца под термином "этология" понимал науку о характере, я если привести к одному знаменателю главную цель моей книги, то я бы сказал, что в ней рассматриваются проблемы этологии, но только в смысле не Лоренца, а Милля.
[12] Лоренц тоже ограничивает понятие "врожденного", допуская, что и фактор обучения имеет определенное значение.
[13] Я пользуюсь здесь пока несколько устаревшим понятием "инстинкт". Позже я заменю его понятием "органические влечения".
[14] Большинство существовавших с древних времен психологических направлений (например, в буддистских текстах, у греков, средневековая и нововременная психология вплоть до Спинозы) считали человеческие страсти важнейшим объектом своих исследований, главным методом при этом было тщательное наблюдение (причем без эксперимента) в соединении с критическим мышлением.
[15] Трюк (фр.). — Прим. ред.
[16] Ср.: Ливингстон Р. Б. Гл. 10 о структуре мозга.
[17] Разумеется, это положение Гольбаха следует понимать в контексте философского мышления его эпохи. В философии буддизма или у Спинозы мы находим совершенно иные рассуждения о страстях: с их точки зрения, дефиниция Гольбаха имеет отношение к большинству людей, хотя она в действительности диаметрально противоположна тому, что они считают целью человеческого развития. И чтобы пояснить эту разницу, я хотел бы проследить разграничения между "иррациональными страстями" (типа жадности или тщеславия) и "рациональными страстями" {любовь, заботливое отношение к каждому живому существу). Далее я рассмотрю эти вопросы более подробно. Но здесь важно для обсуждения не столько это различие, сколько идея о том, что жизнь, которая ориентирована, исключительно на свое собственное самосохранение, не является человеческой.
[18] Английское слово "salvation" (благость, спасение) происходит от латинского корня sal — соль (в исп. яз. — salud — здоровье). Это значение возникло оттого, что соль защищает мясо от разложения; salvation — оберегает человека отпадения (сохраняет его здоровье и благополучие). Именно в этом смысле (а вовсе нев теологическом) каждый человек нуждается в спасении.
[19] Особенно рекомендую по истории этой проблемы умную работу Р. Флетчера.
[20] Детальный анализ фрейдовского понятия агрессии дан в Приложении.
[21] Подробный и широко известный (почти классический) анализ и критику теории Лоренца (и Тинбергена) можно найти у Д. С. Лериана; "Так называемое зло" критически анализируется также Л. Берковичем и К. Боулдингом; интерес представляет также полемика Н. Тинбергена с Лоренцем, а также сборник критических статей под ред. М.-Ф. А. Монтегю и короткая, но острая работа Л. Айзенберга.
[22] Впустую; буквально — "в вакууме" (лат.). — Примеч. ред.
[23] Под влиянием критики различных американских психологов и Н. Тинбегена Лоренц позднее внес поправку в эту свою посылку и признал определенную роль обучения.
[24] Вопрос об агрессивности у собирателей плодов и охотников подробно рассмотрен в главе VIII.
[25] В этом вопросе я благодарен профессору Курту Хиршгорну за его указания на генетическую сторону проблемы.
[26] Во всяком случае, в тот период, когда Лоренц писал свой труд "Так называемое зло", он еще вообще не читал Фрейда в подлиннике. Он нигде напрямую не ссылается на его работы, а когда упоминает его, то опирается при этом на Фрейда в интерпретации своих друзей-психоаналитиков. К сожалению, они не во всем и не всегда были правы, или же Лоренц не все у них понял правильно.
[27] Уже в 1940 г. Лоренц обнаружил склонность к сравнению биологических и социальных феноменов (что в целом совершенно недопустимо). Это проявилось самым ярким образом в его работе, где он доказывал, что в тот Момент, когда принципы естественного отбора перестают служить биологическим потребностям расы, им на смену должны прийти государственные законы.
[28] Этот термин принадлежит Н. Тинбергену.
[29] Возникает один интересный вопрос: почему гражданские войны и впрямь полны жестокостей и почему они будят значительно больше разрушительных импульсов, чем межнациональные войны? Вряд ли стоит пытаться искать причину в том, что, как правило, некто (по крайней мере в современных межнациональных конфликтах) не преследует цель уничтожить врага. Цель таких войн ограниченна: заставить противника принять такие условия мирного договора, которые наносят ему ущерб, но ни в коей мере не угрожают жизни народов побежденной страны. (Трудно сыскать более убедительную иллюстрацию, чем тот факт, что Германия, потерпев фиаско в двух мировых войнах, после каждого поражения подымалась и расцветала пуще прежнего.) Исключение из правила составляют войны, целью которых является физическое уничтожение или порабощение всего населения другой державы (такие войны, мы знаем, можно найти у римлян, но отнюдь не все войны были такими). В гражданской войне противники имеют целью если не физическое, то по меньшей мере экономическое, социальное и политическое уничтожение. Бели такая гипотеза верна, то это означает, что степень деструктивности в целом зависит от серьезности угрозы.
[30] Особенно очевидной становится нелепость лоренцовских идей о переориентации "бойцовского азарта", когда читаешь классическую работу Уильяма Джеймса "Моральные эквиваленты войны".
[31] "Религия" социал-дарвинизма — это один из опаснейших элементов в мировоззрении XX столетия. На его волне одерживают победу самые беззастенчивые варианты национализма и расизма. Бели у Гитлера была хоть какая-то вера — так это была вера в законы эволюции, которые оправдывали все его жестокости.
[32] Душа не имеет пола (фр.) — Прим. ред.
[33] Поскольку полноценный анализ теории Скиннера увел бы нас в сторону от нашей проблемы, я ограничусь лишь изложением общих принципов и анализом отдельных пунктов, имеющих отношение к нашей теме. А для серьезного изучения системы Скиннера я рекомендую его собственные лекции, а также более позднюю его книгу, где обсуждаются общие принципы бихевиоризма, их место и роль в культуре. Критическую оценку системы Скиннера можно найти у Н. Хомского.
[34] Правда, в отличие от многих бихевиорнстов, Скиннер даже допускает, что "факты индивидуальной жизни" нельзя совсем "вынести за скобки научного анализа"; он добавляет также, что "проникновение в мир индивида если не полностью исключено, то во всяком случае сильно затруднено". Это суждение Скиннера звучит как уступка, однако уступка столь незначительная, что ее можно расценивать самое большее как реверанс в сторону души как предмета психологии.
[35] Эта идея подробно изложена в моей книге "Революция надежды". Совершенно самостоятельно и очень близко к моим взглядам этот принцип формулирует X. Озбекхан в своей работе "Триумф технологии": "могу" означает "должен". Мое внимание к этой проблеме привлек доктор М. Маккоби, который в своих исследованиях в области менеджмента в высокоразвитых индустриальных странах пришел к выводу, что принцип: "могу" значит "должен" — более всего касается стран с сильным военно-промышленным комплексом. Однако я бы сказал, что и в других сферах этот принцип пробил себе дорогу. Яркие примеры тому — космос, а в последние годы — медицина с ее тенденцией к созданию приборов и аппаратов без учета их реальной применимости.
[36] Кому это выгодно? (лат.) — Прим. ред.
[37] Исходя из такой логики, отношения между жертвой пыток и ее мучителем следует считать "взаимными", ибо жертва, демонстрируя свою боль, стимулирует мучителя к применению всё более действенных методов.
[38] Сходные идеи мы находим у Л. Берковича, он также не отвергает идею мотивированных чувств, хотя и не выходит за рамки бихевиористской теории; он модифицирует теорию агрессии-фрустрации, но не отказывается от нее.
[39] В жизни (лат.). — Прим. ред.
[40] В пробирке (лат.). — Прим. ред.
[41] Об этом говорил Роберт Оппенгеймер и многие другие видные ученые-естественники.
[42] Я ставлю оба слова в кавычки, ибо довольно часто их отождествляют с выражениями "социально приспособленный" или "социально неприспособленный".
[43] Я обнаружил, что "интерпретативная" анкета является ценнейшим свидетельством при изучении неосознанных мотиваций в различных группах. Такая анкета анализирует скрытый смысл ответа на открытый вопрос а интерпретирует его с учетом характера личности. Я применил этот метод впервые в 1932 г. в одной из программ Франкфуртского института социальных исследований и повторно в 60-е гг. при составлении социального портрета маленькой мексиканской деревни. В первом случае со мной вместе работали Эрнст Шахтель и покойная Анна Шахтель, Поль Лазарсфельд. Я опубликовал только анкету и отдельные ответы. Второе исследование опубликовано полностью. Вместе с Маккоби мы разработали вопросник для выяснения факторов, характеризующих некрофильскую личность, а Маккоби позже с успехом опробовал эту анкету при изучении различных социальных групп.
[44] Все последующие цитаты взяты из этой работы Мильгрйма.
[45] Мне их сообщили лично X. Брандт и профессор Г. Симонсон, которые провели много лет в концлагерях как политзаключенные.
[46] Я знаю, что у д-ра Штайнера уже есть готовый материал.
[47] Надзиратель должен был писать письменное объяснение только в том случае, если заключенный умирал от побоев.
[48] Гораздо более подробное описание можнонайти вработе Х. Брандта, к которой Фромм наиисал предисловие.
[49] М. Маккоби своим исследованием о значении игровой установки для формирования личности американца привлек мое внимание к динамике "игровой" ситуации.
[50] Невольно приходит на ум главная черта телевизионной рекламы, в которой стирается грань между фантазией и реальностью и тем самым достигается суггестивное* воздействие. Зритель "знает", что употребление данного сорта мыла не произведет никаких чудесных перемен в его жизни, но
другой половиной своего Я он верит в такое чудо. И происходит раздвоение личности между реальностью и иллюзией.
[51] Именно по этой причине приснившийся человеку сон об убийстве позволяет лишь квалифицировать факт наличия подобного импульса, однако он не дает возможности фиксировать более точно в количественных характеристиках интенсивность этого импульса и возможность его проявления. Только многократное повторение может способствовать более точному анализу.
[52] Великолепный обзор психологических исследований проблемы насилия можно найти у Э. Мегарже.
[53] К важнейшим исследованиям на данную тему, кроме работы Басса, следует отнести публикацию Берковича, который приводит к тому же большой список новой литературы.
[54] Односторонность этой позиции напоминает искаженную форму психоанализа, который полагает, что весь анализ тождествен пониманию истории пациента, а динамика его сегодняшнего психического процесса не играет
роли.
[55] "Неорганические", конечно, не означает, что они лишены нейрофизиологического субстрата, а означает лишь то, что они не вызываются органическими потребностями индивида и не служат удовлетворению этих потребностей.
[56] Это особенно четко просматривается в феномене "махизме" (латиноамериканское название для мужского чванства).
[57] Эта интерпретация истории не имеет на самом деле ничего общего с теорией Дарвина, хотя она, вероятно, подпитывалась популярностью этой теории и игнорировала некоторые факты (например, такие, как роль кооперации и т. д.).
[58] Фрейд пользуется словом "Trieb" — "влечение", которое на английский язык переводится чаще всего словом "инстинкт", но имеется в виду более широкое значение слова "инстинкт", не чисто животное рефлекторное стремление, а такое, которое более или менее окрашивает все поведение в целом.
[59] Более детальный анализ развития фрейдовской теории агрессии дан в Приложении.
[60] Этим самым (лат.). — Прим. ред.
[61] Фрейдовскую теорию характера по-настоящему помогает объяснить "Теория систем", которая с начала 20-х гг. с успехом начала применяться в естественно-научном мышлении (особенно в биологии и нейрофизиологии), а также в некоторых областях социологии. Недостаток системности в мышлении, вероятно, очень сильно помешал пониманию и характерологии Фрейда, и социологии Маркса. Исключение составляют Петер Вайс, Бер-таланфи, Чёрчман. П. Вайс еще в 1925 г. выдвинул общую системную теорию поведения животных, но она не получила широкой известности, а в двух последних работах он так кратко и так блистательно изложил свое понимание сущности системы, что их можно считать великолепным введением в предмет.
[62] Позднее к первоначальным показателям анального синдрома добавились еще такие черты, как преувеличенная чистоплотность и пунктуальность; они также толковались как реакции на первоначальные анальные рефлексы.
[63] Этот тип я подробно описал после обследования большой группы немецких рабочих и служащих еще в 30-е гг. Этой же теме было посвящено исследование Теодора Адорно, только без психоаналитического аспекта и без динамического подхода к характеру.
[64] К аналогичным выводам пришел в 60-е гг. и Эрик Г. Эриксон в своей работе "Детство и общество". Когда, развивая свою теорию, он поставил вопрос о "модальностях" поведения, он не настаивал на своей особой позиции, отличной от позиции Фрейда. Обратившись к анализу индейского племени юрок, он показал, что характер определяется не либидозным началом и что роль социальных факторов в формировании личности очень велика.
[65] Данное суждение следует дополнить указанием, что в этом направлении уже были предприняты серьезные шаги. Например, покойный Рауль Эрнандес Пеон пытался обнаружить нейрофизиологический эквивалент активности сновидений; Р. Р. Хит исследовал нейрофизиологические основания депрессии и шизофрении, а Мак-Лин искал в мозгу особенности, связанные с паранойей. Собственный вклад Фрейда в нейрофизиологию описан К. Прибрамом, П. Аммахерои и Р. Хольтом.
[66] Не только неврология и физиология должны объединиться, когда речь идет о таком сложном "предмете", как человек; необходима интеграция многих других областей знания, таких как палеонтология, антропология, история, история религии, биология, физиология и генетика. Если мы хотим создать науку о человеке, то нас интересует человек как целостное и с биологической и с исторической точки зрения существо, понять которое можно, только исходя из запутанности и переплетенности всех этих аспектов, сознавая, что это существо постоянно развивается и процесс его развития протекает внутри сложной системы, имеющей многочисленные подсистемы.
"Науки о поведении" (это понятие получило популярность благодаря Фонду Рокфеллера) — психология и социология — интересуются преимущественно тем, что человек делает и как его заставить это делать. Их вовсе не касается вопрос, почему он это делает и кто он есть. Поэтому они представляют определенное препятствие на пути развития интегрированной науки о человеке.
[67] X. Фёрстер и Т. Мельничук рассказали о своих взглядах в личных беседах со мною.
[68] Благодарю авторов за предоставленную возможность ознакомиться с рукописями до их публикации.
[69] При обсуждении этой проблемы я собираюсь остановиться только на общепризнанных данных. За последние 20 лет в этой области проделана такая огромная работа, что я чувствую себя недостаточно компетентным, чтобы вдаваться в нюансы нескольких десятков специальных проблем. К тому же я считаю ненужным приводить цитаты из упоминаемой мною и очень обширной литературы.
[70] Некоторые из названных авторов считают слово "контролируется" совершенно неподходящим. По их мнению, реакция организма наступает в ответ на процессы, происходящие в других участках мозга, а с одним участком (который специально стимулируется) эти процессы взаимодействуют.
[71] Неокортекс также играет преимущественно стимулирующую роль и вызывает гнев и соответствующее поведение (см. эксперимент К. Акерта с удалением неокортекса, описанный в работе Б. Каады).
[72] Работы X. М. Р. Дельгадо отличаются обширной библиографией. См. также недавно вышедшую работу В. Марка и Ф. Эрвина, в которой кратко и ясно даже для неспециалиста излагаются весьма ценные данные о нейрофизиологических основаниях агрессивного поведения.
[73] Подробный анализ и дискуссия по поводу этих работ содержатся в упоминавшейся уже книге Каады.Животное любого вида реагирует на опасность одной из двух форм поведения: либо бегством, либо агрессивностью и насилием — это и есть борьба. При управлении любым поведением мозг функционирует как целостная структура; в результате этого механизмы мозга, влияющие на две различные формы самосохранения, находятся в тесной связи друг с другом и со всеми другими частями мозга; а четкое функционирование этой системы зависит от синхронизации многих сложных и тончайшим образом сбалансированных подсистем.
[74] Медведи с трудом укладываются в эту классификацию. Некоторые из них всеядны, они убивают маленьких зверей или раненых и едят их мясо, но сами не охотятся. С другой стороны, белый медведь, живущий в экстремальных климатических условиях, является настоящим охотником и хищником.
[75] Марк и Эрвин в названной выше работе высказывают такое же мнение, которое получило подтверждение в результатах исследования Эггера и Флинна. Они стимулировали специальную зону в латеральной части гипоталамуса и тем самым вызывали у животных такое поведение, которое напоминает подготовку к охоте.
[76] Немаловажным является тот факт, что многие хищники (например, волки) не проявляют агрессивности к товарищам по виду. И это находит свое выражение не только в том, что они друг друга не убивают, но и в том, что в своем общении они довольно дружелюбно относятся друг к другу.
Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 469;