МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ 41 страница


ПРИМЕЧАНИЯ

В основу настоящего перевода книги Э. Фромма положено ее первое издание: Fromm Е. The Anatomy of Human Destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973. Использовалось также немецкое издание труда: Fromm Е. Anatomic der menschlichen Destmktivitat//Gesamtausgabe. Bd. 7. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1980. Кроме того, учитывались публикации отдельных глав книги Фромма на русском языке (см.: Фромм Э. Некрофи­лия и Гитлер//Вопр. философии. 1991. № 9; Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Издательская группа "Прогресс" — VIA, 1992.)

Некрофилия — любовь к мертвому. Обычно этим тер­мином обозначается половое извращение, проявляющееся в по­ловом влечении к трупам. Фромм трактует некрофилию расши­рительно как стремление к разрушению жизни, к разложению ее на части и как пристрастие ко всему омертвленному, в том числе к механическому (см. пояснения Фромма к этому терми­ну в начале главы XII).

Биофилия — любовь ко всему живому.

Садист — человек, способный получать удовольствие или даже удовлетворение полового влечения, причиняя стра­дания — моральные или физические — другому человеку. Тер­мин образован от фамилии французского писателя маркиза де Сада (XVIII в.), красочно описавшего это явление и считавшего возможность удовлетворять подобные наклонности необходимым элементом свободы. В психоанализе садизм трактуется расши­рительно как активная сторона влечений. То, что обычно пони­мается под садизмом, в психоанализе рассматривается как из­вращение. Фромм осмысливает садизм как патологическое стремление к неограниченной власти над другими существа­ми, причем наличие сексуального момента возможно, но не обя­зательно.

Бихевиоризм — направление в психологии, считаю­щее поведение подлинным предметом психологической науки (подробнее см. в главе II).

Инстинкт — в физиологии безусловный рефлекс. В психоанализе используется в основном в англоязычной литера­туре как синоним влечения. Фрейд обычно употреблял послед­ний термин, но применял и некоторые другие сходные понятия: побуждение, импульс, стремление и пр. (см. пояснения Фром­ма к термину "инстинкт" в начале главы IV).

Либидо — в психоанализе понятие, охватывающее всю совокупность проявлений сексуальной энергии. Либидо, направленное на объект, называется объектным, направленное человеком на себя — нарциссическим. В ходе психосексуаль­ного развития человека либидо перемещается из одной эро­генной зоны в другую. Под эрогенными зонами понимаются части тела, обладающие в равные периоды жизни человека повышенной чувствительность и становящиеся источником сексуального возбуждения. Выделяются четыре эрогенные зоны и соответствующие им либидозные фазы: оральная связана со ртом как органом сосания материнской груди; анальная — заднепроходным отверстием и испражнением; фаллическая — с фаллосом в функции мочеиспускания и генитальная — с гениталиями, способными стать органами размножения. Только генитальная фаза соответствует зрелой сексуальности, к которой обычно и применяется этот термин. Фрейд тракто­вал сексуальность гораздо шире, включая в нее и влечения предыдущих либидозных фаз, в совокупности называемых предгенитальными.

Филогенетический — относящийся к развитию вида или рода в отличие от онтогенетического — относящегося к ин­дивидуальному развитию.

Рационализация — в психоанализе понимается как бессознательное оправдание поведения, при котором истинные, но неприемлемые для сознания личности мотивы или причины заменяются на приемлемые для него.

Экзистенциальные потребности (от лат. existentia — "существование") — потребности, вытекающие из особенностей человеческого существования.

Сублимация — переключение энергии психических влечений с сексуальных объектов на более возвышенные цели, например на художественное творчество.

Формы либидо — см. примеч. к "Либидо".

Редукционизм — сведение явлений более высокого по­рядка к более простым без учета качественной специфики явле­ний более высокого уровня.

Трансцендентный — выходящий за пределы повсе­дневного эмпирического опыта. О термине "трансценденция" см. главу X раздела "Экзистенциальные потребности...".

Мазохизм — способность человека испытывать удоволь­ствие от причиненного ему страдания — морального или физи­ческого. Психоанализ истолковывает мазохизм расширительно как пассивную сторону влечений.

Вытеснение — введенный Фрейдом термин для обо­значения механизма, с помощью которого бессознательные влечения, неприемлемые для сознания личности, не допускаются до осознания и удерживаются в области бессознательного. Вы­теснению в бессознательное могут подвергаться также неприят­ные переживания, мысли, воспоминания реальной жизни.

Бессознательное — в психоанализе сфера влечений, в принципе неприемлемых для сознания. Бессознательное явля­ется и источником влечений, и системой психики, включаю­щей в себя первичные и вытесненные влечения.

Нарциссическая личность — личность, психосексу­альная энергия которой направлена на самое себя (от имени гре­ческого юноши Нарцисса, влюбившегося в собственное отраже­ние). Подробнее см. главу IX раздела "Агрессия и нарциссизм".

Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, возникающее в результате расстройства планов, неосуществленных надежд. В психоанализе понимается как задержка в удовлетво­рении влечений или препятствие на его пути (подробнее см. главу II раздела "Теория фрустрационной агрессивности").

Сопротивление — в психоанализе обозначение силы, которая мешает человеку осознать вытесненные влечения. Задача психоаналитика — преодолеть сопротивление и помочь пациенту осознать бессознательные содержания своей психической жизни.

Логический позитивизм — философское течение пер­вой половины XX в. (начиная с 20-х гг.), считающее подлинной задачей философии логический анализ языка науки. Пытается устранить из философии ее традиционные мировоззренческие проблемы, а процесс познания предельно формализовать, очис­тив его от психологизма.

Невротический — относящийся к неврозу, психиче­скому отклонению от нормы, вызванному сложившимся в пси­хике конфликтом. Причем человек не утрачивает способности различать внешний и внутренний миры, критически оценивать свои действия. Поэтому невроз, как правило, признается не бо­лезнью, а специфическим состоянием психики, хотя он обычно сопровождается мучительными переживаниями.

Артефакты — искусственно созданные ситуации или явления.

Интеракционизм — направление в социологии и пси­хологии, придающее особое значение исследованию взаимодей­ствия между людьми.

Имеется в виду расправа над деревенской общиной Сонгми в Южном Вьетнаме 13.3.1968 г., в ходе которой было расстреляно около 500 жителей, сожжены постройки, уничто­жен домашний скот и посевы.

Суггестия — внушение.

В чем-то сходную, но еще более радикальную и мето­дологически последовательную критику этих направлений дал независимо от Фромма отечественный философ В. М. Володин в работе "К вопросу о природе агрессии".

Паранойя — серьезное психическое нарушение, свя­занное с деформацией восприятия внешнего мира и характери­зующееся устойчивым бредом, манией преследовании, манией величия и пр.

Эдипов комплексу- с точки зрения психоанализа совокупность переживаний мальчика, вызванных его отношени­ями с родителями: влечением к матери и отношением к отцу как к сопернику. Название получил по имени героя древнегре­ческих мифов и трагедий царя Эдипа, который в силу стечения обстоятельств и сам того не зная убил своего отца и женился на собственной матери.

Динамический подход — изучение характера под углом зрения интенсивности протекания психических процессов, их кон­фликтности, большей или меньшей напряженности импульсов.

Анальный характер — характер, сложившийся в ре­зультате фиксации либидо, т. е. задержки или приостановки его развития, в анальной фазе (см. примеч. к "Либидо").

Эрогенная зона — см. примеч. к "Либидо".

Орально-садистский тип личности — личность, сло­жившаяся под влиянием либидо в оральной стадии, когда рот является доминирующей эрогенной зоной. С точки зрения Фрей­да, сосание младенцем материнской груди или откусывание пищи — это проявление нормального (непатологического) садизма.

Принцип реальности — термин Фрейда, означаю­щий, что при удовлетворении влечений человек руководствует­ся требованиями внешнего мира, особенно социального, и вы­тесняет асоциальные желания.

Свободные ассоциации — основной метод психоана­лиза, состоящий в том, что пациент говорит все, что ему прихо­дит в голову, не ограничивая себя ничем — ни определенной темой, ни моральными запретами и пр., а психоаналитик истол­ковывает услышанное, выявляя связь последнего с бессознатель­ными влечениями и помогая осознать эти влечения.

Оно — наиболее архаичная, безличная часть психи­ки, содержащая бессознательные влечения, которые коренятся в телесной организации и стремятся к удовлетворению.

Шизофреник — человек, страдающий серьезным на­рушением психики, что выражается в расщеплении личности в разрыве между мыслью и чувством, а также в отрыве психики от внешнего мира.

Я, Оно, Сверх-Я — части психики с точки зрения структурного подхода в психоанализе.

Функции Я заключаются в обеспечении связи психики с вне­шним миром и выработке представлений человека о самом себе. Содержит преимущественно осознанные побуждения, но вклю­чает в себя и бессознательные механизмы защиты, и инстинкты самосохранения (инстинкты Я).

Сверх-Я — часть психики, выступающая своего рода мо­ральным цензором в процессе осознания бессознательных вле­чений. Функционирует отчасти сознательно (совесть), отчас­ти бессознательно (система ценностей и установок). Формиру­ется в результате усвоения предписаний родителей и других авторитетов. Фрейд считал Сверх-Я порождением Эдипова ком­плекса.

Гипоталамус — отдел головного мозга, в функции которого входит регулирование обменом веществ, деятельнос­тью сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной си­стем и некоторые другие.

Латеральный — расположенный сбоку, в отличие от медиального — расположенного ближе к середине.

Метаболический — связанный с обменом веществ.

Эгалитарное общество — общество, основанное на равенстве его членов.

Социальный характер — термин, введенный Фром­мом для обозначения системы черт личности, наиболее жела­тельных для данного общества и потому поощряемых им. Буду­чи социально-психологическим образованием, социальный ха­рактер выполняет двоякую функцию: во-первых, он оказывается связующим звеном между экономическим базисом и идеологи­ческой надстройкой; во-вторых, он представляет собой социаль­но-психологический механизм включения индивида в общество и превращения его в агента этого общества. Носителями соци­ального характера выступают родители ребенка, через которых общество воздействует на него. Концепция социального харак­тера основательно проработана Фроммом в книге "Здоровое об­щество", но встречается и в других его сочинениях и является вкладом Фромма в социальную психологию.

Дзэн-буддизм (китайское название "чань-буддизм") — одно из течений в буддизме, возникшее в Китае в VI в. в резуль­тате слияния положений буддизма и даосизма и получившее распространение в Японии. Требует от человека умения сосре­доточиваться на своем внутреннем состоянии.

Копуляция — соединение двух особей при половом акте.

Психозы — серьезные нарушения психики, свя­занные с утратой человеком способности адекватно восприни­мать внешний мир. Внутриличностный конфликт (разорван­ность собственной психики) воспринимается человеком как конфликт между ним и внешним миром. Различаются орга­нические психозы, связанные с мозговой патологией, и функ­циональные, к числу которых относятся меланхолия, паранойя и шизофрения.

Ипохондрия — невротическое состояние, связанное с необоснованным беспокойством за свое здоровье. Может колебать­ся от мнительности до устойчивого бреда.

Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исклю­чительных качествах его личности — мудрости, героизме, "свя­тости".

Эта тема подробно рассмотрена Фроммом в книге "Ре­волюция надежды". Там же описаны возможные пути реоргани­зации всей общественной системы США.

Даосизм — одно из основных течений китайской фи­лософии. В основе его лежит учение о Дао — вечном, естествен­ном и всеобщем законе природы и человека. Задача человека — следовать истинному пути, то есть Дао, благодаря чему дейст­вия человека согласуются со всей природой, и он обретает сво­боду и счастье.

Нистагматическая реакция — непроизвольные дви­жения глаз из стороны в сторону или сверху вниз.

Патология нормальности — термин, введенный Фроммом в работе "Здоровое общество". Им обозначается соци­ально-психологическое явление, когда человек старается быть таким, как все, и в этом смысле "нормальным", т. е. соответ­ствующим общепринятым нормам, но сами нормы — патоло­гичны, ибо мешают самореализации человека.

Промискуитет — предполагаемая стадия ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и семьи.

Меланхолия — психоз, характеризующийся болез­ненно подавленным состоянием и сопровождающийся потерей интереса к внешнему миру.

Хтонические боги — боги, связанные с идеей умира­ния и воскресения.

Танатос — термин, обозначающий в психоаналити­ческой литературе влечение к смерти в противовес Эросу — вле­чению к жизни. Подробнее см. Приложение.

Экстравертный — обращенный вовне,

Интровертный — обращенный внутрь.

Ксенофобия — патологический страх перед всем не­знакомым.

Неофобия — боязнь всего нового.

Бхагавад-Гита — одна из частей древнеиндийского эпоса "Махабхарата", философская основа индуизма.

Карма — одно из основных понятий ряда школ древ­неиндийской философии и религии, означающее зависимость каждого нового перевоплощения от совершенных данным суще­ством поступков.

Некрофагия — поедание трупов (падали).

Молох — божество, требующее человеческих жерт­воприношений .

Аутизм — стремление замкнуться в себе, отгоро­дившись от внешнего мира.

Эскапизм — стремление человека избавиться от действительных проблем, уйдя в мир иллюзий.

Амбивалентный — двойственный; в психоанализе этим термином обозначается особенность чувственного пережи­вания, когда один и тот же объект одновременно вызывает про­тивоположные чувства любви и ненависти.

Нирвана — в буддизме высшее состояние человека, при котором он полностью отрешен от внешнего мира; Фромм считал применение этого термина в данном случае неудачным (см. его пояснения в тексте).

Протисты — одноклеточные организмы.

Брихадараньяка-Упанишада — одна из Упанишад — древнеиндийских религиозно-философских произведений.

Идиосинкразия — повышенная чувствительность к определенным веществам или воздействиям.

Составление Т. В. Панфиловой

 


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

(поиск с помощью сочетания клавиш: Ctrl F)

Абрамова 3. А. — 194

Абрахам К. — 370

Авель (библ.) — 346

Авраам (библ.) — 3, 77, 221 256

Адам (библ.) —3,159,161

Адорво Т. — 5, 270

Азимов А. — 509

Айзенберг Л. — 36

Акерман Й. — 379

Акерт К. — 123

Аксманн А. — 541

Акулов И. А. — 361

Альтман Дж. — 326

Альтман С. — 141

Амес О. —188

Аммахер П. — 119, 569

Андерсон —138

Авдрески С. — 185, 329

Аполлинер Г. — 435

АрдриР. - 17f 146, 159

Аристотель —272, 333

Артемида (мифол.) — 192

Астрай М. — 415

Афина (мифол.) — 193

Афродита (мифол.) — 192, 597

Балабанова А. — 406

Валинт М. — 116

Балеток Т. — 119

Варнет С. — 151

Басе А. - 67, 68, 71, 95

Бах И. С. - 532

Бахофен И. — 4, 194-196,

БегМ. — 134, 141

Бек И. - 543

Бендер Л. — 445, 457

Бенедикт Р. — 185, 186, 206, 211, 216,217

Бергер Г. — 541 Берд Г. — 234 Бергунио Ф. — 285 Берия Л. П. — 363 Беркович Л. — 36, 68, 95, 136 Бернард Л. — 103 Бернфилд С. — 604 Берталанфи Л. — 108, 230 Бёртон А. — 306 Бетман-Хольвег Т. — 261 Беттельхайм Б. — 89, 90, 91 Биман — 234 Бннгхэм — 141 Бинсвангер Л. — 116 Бисмарк О. — 517 Бнч Ф. — 100, 234

Бланк А. - 223, 224, 341

Блейлер Э. — 316, 443, 446, 457

Блох Э. — 534

Блюм Л. — 545

Блюхер В. К. — 361

Боресман В. — 11

Борн М. — 444

Боулби Дж. — 599, 290

Боулдинг К. — 36

Брамс Ж. — 10

Брандт К. — 541

Брандт X. — 11, 88, 91, 374

Браун Е. — 508, 511, 513, 518-522, 524, 537, 540

Брентано Л. — 259

Бросс Ж. - 474, 475, 519, 521, 547

Брук А. — 423

Брюкке фон — 569, 597

Будда — 270, 574 Будмор М. — 378

Буке Р. — 272

Бунцель Р. — 209

Бурке Й. — 340, 419

Буркхардт К. — 379, 387, 547

Буци П. — 124

Бюхнер Л. — 569

Бэнкс — 88, 91

Вагнер Р. — 492, 532 Вайс П. — 108 Вакх (мифол.) — 340 Валенштайн Э. — 121 Варела Ф. — 121 Варлимонт В. — 514 Вебер А. — 4 Вебер М. — 4, 259 Вейль С. — 424 Вивес Х.-Л. — 272 Видеман Ф. — 507 Вильгельм II — 536 Вильсон В. — 251 Винникот Д. — 116 Володин В. М. — 610 Вольф К. — 380, 381, 402 Вольф П. — 298 Ворден Ф. — 121 Враницки П. — 6 Вэльдер Р. — 105

Галилей Г. (1564-1642), итал.

ученый —199 Геббельс И. - 396, 508, 517, 518,

541 .

Гегель Г. В. Ф. — 333 Геддес П. — 204 Гедигер Г. — 247 Гейзенберг В. — 444 Гельмгольц Г. — 569 Гельмут Г. — 205 Генрих Баварский (принц) — 389 Генрих VIII — 510 Гентиг Г. — 410, 413, 415, 462 Гера (мифол.) — 340 Гераклит — 317, 333 Геринг Г. — 507 Геродот — 183 Герон В. — 306 Гесс В. — 122, 123, 125 Гёте И. В. — 53, 301 Гилл Д. — 359 Гиммлер Г. — 23, 368, 378, 379-

409, 541 Гиммлер Гебхард — 380, 381,

387, 390, 398, 400 Гинсберг М. — 185, 260 Гитлер А. — 5, 11, 23, 55, 61,

155, 164, 251, 262, 264, 345,

369,370,378-384,389,394, 396,

403, 404, 414, 416, 419, 435,

438,461, 468-550 Гитлер Алоис — 471-474, 480,

481,487

Гитлер К. - 471, 472, 479 Гликман С. —137 Гловер Э. — 260 Гоббс Т. — 39, 129, 170, 176 Гобино Ж. — 532 Голдман И. — 209, 211 Гольбах П. — 26 Гравиц — 403 Грин М. — 457 Гроос К. — 294 Гудериан X. — 380, 528 Гунзикер М. —11 Гунзикер-Фромм Г. — 11, 446 Гуттингер Р. — 135

Данлап К. — 103

Дарвин Ч. — 32, 53, 54,103, 272-

Дарт Р. — 157 Де Вор И. — 141, 129 Дельбрюк X. —183 Дельгадо X. — 122, 123, 150 Деметра (мифол.) — 196 Де Ривер — 411, 413, 354 Джеймс У. — 32, 53, 186 Джонс Э. — 370, 571, 604 Диос Эрнандес X. — 11, 245 Добжанский Т. — 273 Доллард Дж. — 95, 96 Дунаевская Р. — 332 Дэви М. — 220 Дюбо Р. — 603 Дюркгейм Э. — 138

Ева (библ.) —3, 193

Заюр Дип — 457 Зевс (мифол.) — 15, 582 Зиг Э. - 234 Зиммель Э. — 585 Золя Э. — 383Зомбарт В. — 259

Иисус Христос — 113, 270, 384,

292, 340

Иллич И. — 6, 11, 409 Иоанн XXIII — 466 Исаак (библ.) — 221, 222, 256 Исайя (библ.) — 3

Йеркс Р. и Иеркс А. — 277 Йодль А. — 517, 546

Каада Б. — 120, 123, 125 Кавтарадзе С. И. — 363, 364 Каганович Л. М. — 362 Каганович М. М. — 362, 363 Каин (библ.) — 154, 346, 549 Кали (божество в индуизме) —

Калигула — 365, 366 Калинин М. И. — 362 ч Камю А. — 365 )

Кан Г. — 442 Каннер Л. — 445 Кант И. — 333, 584 Каригар С. —151 Карпевтер Ч. —141 Кафка Ф. — 301 Кельта В. — 77, 154 Кемпе Ч. — 359 Кемпнер Р. — 11 Керстен — 387 Кибела (мифол.) —192 Киров С. М. — 363 Кларк Г.—186, 234 Клювер Г. — 124 Клюге Ф. — 348 Коблинер Г. — 290 Коллиас Н. — 135 Колхаун Дж. — 135, 151 Кортланд А. — 137,141-144, 150,

Коттулински — 403 Коул С. — 186 Коффлер Ф. — 298 Краузе Р. — 3 Краусник X. — 504 Кребс А. — 379 Кришна {божество в индуизме)

— 384

Кропоткин П. А. — 323 Крэйг В. — 37

Ксирау Р. — 11

Кубичек А. — 471, 479, 480, 492, 494,495,499,517,518, 520, 525 Куммер X. — 133 Куусинен О. — 362 Кэдоган А. — 545 Кэмдбелл Б. —158 Кэннон В. — 604 Кэпп Р. — 603

Лавик-Гудолл Дж. — 141-146

Лагершпетц К. ~ 235, 237

Лазарсфельд П. — 74

Лайхаузен П. — 98, 99, 134,. 137

Лангер В. — 474, 523

Ланкастер —162, 167

Лафлин У. — 166

Левенталь Л. — 5

Лейивг Р. — 116, 446-447

Ленин В. И. — 364, 415

Лерман Д. — 36

Ли Р. — 179

Ливингстон Р. — 11, 119, 278, 297, 322-324, 327

ЛидцТ. — 116, 446

Линтон Р. — 206

Литвинов М. М. — 364

Лоренц К. — 13, 16-20, 33, 36-56, 98, 99, 102, 104, 107, 126, 132, 151, 152, 156, 229

Лоу Б. — 600

Люксембург Р. — 353

Мазер В. — 471, 495, 500, 504,

514,521,524,529,530, 534, 539 Майер А. — 115, 446 Майер Б. —11 Майер Н. — 100 Майерхофер Й. — 481 Мак-Гаф Д. — 290 Макдональд Дж. — 540 Мак-Дугалл У. — 32, 33 Маккоби М. — 11, 61, 74, 92,

372, 429, 466 Мак-Лин П. — 119, 122 Малер М. — 290, 457, 446 Малиновский Б. — 216 Мардук (вавилонское божество)

— 202, 203 Маринетти Ф. — 29, 432-434,

Марк В. — 123-125, 128 Маркович М. —- 6 Маркс К. — 4, 5, 6, 51, 66, 108, 272, 277, 282, 293, 301, 327, 330, 332, 427, 456, 585 Маркузе Г. — 5, 355, 587 Маршак А. — 194 Маршалл Дж. — 373 Маслоу А. — 275 Матурана Н. — 121 Мдивани Б. — 363 Мегарже Э. — 94, 97 Меггит М. — 171, 175, 180 Медведев Р. А. — 361, 362, 364,

Мелларт Д. — 186, 190-193 Мельничук Т. — 11, 121 Мердок Дж. — 169, 206 Мид М. — 206, 209, 213 Мидас (царь Фригии) — 418 Микелавджело Б. — 53 Микоян А. И. — 363 Миллан Д. — 372 Миллер Н. — 95 Милль Дж. С. — 16, 584 Мильграм С. — 74, 78, 79, 92 Мильнер П. — 123 Митфорд Ю. — 524 Мичерлих А. — 260 МойерК. — 128 Молотов В. М. — 362 Молох (библ.) — 442, 613 Монаков К. фон — 324, 445 Монтегю М. Ф. — 36, 236, 276 Мор Т. — 272 Маран лорд — 423 Морган Л. — 195 Моррис Д. — 17 Моцарт В. А. — 532 Муссолини Б. — 406, 406, 545 Мэзон В. — 11, 149 Мэй К.' — 483, 485, 529 Мэйо Э. — 138

Мэмфорд Л. — 158, 166, 170, 186, 188, 194, 204, 223, 277,.341, 430, 436 Мэтьюз Л. — 134 Мюллер А. — 525 Мюллер Р. — 524

Нарр К. — 223 Нарцисс (мифол.) — 609 Нильсен Д. — 236 Ниссен Г. — 141 Ной (библ.) — 340

Одомирок М. — 11 Озбекхан X. — 61 Окладников А. П. — 194 Олдс Дж. — 122, 123 Олендорф О. — 404 Оппенгеймер Р. — 72 Орджоникидзе Г. К. — 361

Пальмер С— 220

Панфилова Т. В. — 614

Парацельс — 301

Паскаль Б. — 333

Пастернак Б. Л. — 364

Пасторе Н. — 105

Пенроуз Л. — 603

Пенфилд У. — 120

Пеон Р. — 11, 119

Перри У. — 182

Петрович Г. — 6

Пиаже Ж. — 295

Пигго С. — 179

Пикассо П. — 435

Пикер X. — 504, 536, 537

ПилоимД. — 157, 158, 182, 276

Пиллинг А. — 178

Платон — 578, 579, 581

Плуг Д. — 121

Поллок Ч. — 359

Поллок Ф. — 5

Пратт Дж. — 570

Прибрам К. — 119, 604

Райт К. — 183-185, 267, 220 Рапопорт Д. — 183 Рассел Ч. и Рассел У. — 137, 229 Ратенау В. — 350, 351, 394 Раубаль Г. — 513, 520, 521, 524 Реаж П. — 357 Рейнольде В. — 133 Рейнольде В. и Рейнольде Ф. —

142,148

Рембрандт X. ван Рейн — 533 Рём Э. — 395, 396, 506, 514 Риббентроп И. — 546 Риккерт Г. — 4 Рокфеллер Н. — 120Роуэлл Т. — 148, 149 Рузвельт Ф. — 251, 521

Сад де — 355, 357, 360 Салинс М. — 170, 178, 179 Салливан Г. — 116, 446, 457 Саломон Э. — 350-353 Сартр Ж. П. — 22, 332 Саусвик Ч. — 134-136, 141 Сеннахериб — 205 Сервантес М. — 416 Сервис Э. - 171, 172, 175, 176,

178, 180, 182, 184, 207 Сердич Д. Ф. — 361 Серебровский А. П. — 361 Сеченов И. М. — 297 Сиддики М. — 134, 141 Симоне Э. — 158 Снмонсон Г. — 88 Симпсон Дж. — 274 \

Скиннер Б. — 19, 57-67 Скотт Дж. — 130, 146, 151 Сматс Я. — 15 Смит Б. — 382, 387, 397, 398,

471, 472, 479, 480, 485, 487,

496, 497, 500, 340 Смит Дж. — 182 Смолла Г. — 186, 276 СойерЧ. — 186 Соломон (библ.) — 36, 425 Спенсер М. — 151 Сперри Т. — 410, 413 Спиноза Б. — 14, 24, 27, 50, 286,

301, 333, 448, 449, 584 Срогес Р. — 137 Сталин И. В. — 23, 251, 360-

364, 406

Стеклов Ю. М. — 361 Стил Б. — 359 Стоянович С. — 6 Стрэчв Дж. — 558, 562, 573, 592,

598, 599

Стюарт Д. — 182 Судзуки Д. — 233 Сукарно — 345 Супек С. — 6

Таубер Э. — 298 Тейяр де Шарден П. — 272 Телятнякова Э. М. — 9, 447 Теннис Ф. — 138

Тёрнбал К. — 170, 171, 206 Терни-Хай Г. — 183 ТерраГ. — 11, 170 Тиамет (вавилонское божество)

— 202

Тиллих П. — 289 Тинберген Н. — 15, 40, 43, 146 Томпсон Р. — 290 Троост П. — 533 Троцкий Л. Д. — 362 Торо Г. — 6

Уайт Б. — 298 Уайт Р. — 294 Уайтхед А. — 333 Уаамуно М. — 414, 416 Уотсон Дж. *— 57 Уошберн С. — 141, 161-164, 167, 168

Файтенберг С. — 604

Фантц Р. — 299

Федерн П. — 570, 574

Фенихель О. — 575, 579

Ференци Ш. — 290

Фёрстер X. — 11, 121, 324

Фехнер Г. — 602, 603

Фишер Ф. — 262

Флетчер Р. — 32

Флинт Р. — 433

Фольхард Э. — 224

Фома Аквинскай — 333

Форд Г. — 407

Франклин Б. — 276

Франко Ф. — 545

Фрейд А. — 260

Фрейд 3. — 4-6, 8, 16, 23, 24, 25, 33-36, 38, 40, 41, 42, 49-51, 56, 65, 68, 72,106-114,160, 195, 205,211-213,248,253,260, 284, 354, 356, 371, 416, 418, 423, 443, 454. 457, 462, 464, 477, 538, 557-606, 607,611

Фриман Д. — 159, 160, 167, 205

Фройхен П. — 172

Фромм-Райхман Ф. — 116, 446

ФроммЭ.— 3-8,11,91, 116,130, 161, 175, 178, 197, 201, 248, 277, 286, 289, 291, 403, 429, 431, 435, 462, 475, 564, 589, 607, 608, 611, 612, 613

Хабермас Ю. — 5 Хайдеггер М. — 22, 294 Хаксли Дж. — 160 Халлгартен Г. — 388, 390 Ханиш Р. — 497 Ханфштенгль — 342, 346, 350,

353-355, 361, 364 Хань Фэй-цзы — 185 Харлоу Г. — 290, 298 Хауэлл Ф. — 158 Хвалковский Ф. — 506 Хейни Ч. — 88, 91 Хельфнер Р. — 359 Хельфферих Э. — 380 Херригел Э, — 233 Херрик Дж. — 278, 322 Хинде Р. — 33 Хиршгорн К. — 39 Хит Р. — 11, 119, 122, 298, 313 Холл К. — 141 Холл Т. — 135 Хольт Р. — 119, 569 Хомский Н- — 57 Хоркхаймер М. — 5 ХорниК. — 115 Хоффман Г. — 534 Хэбл Э. — 186

Цейслер А. — 524 Циглер X. — 529 Цимбардо Р. — 80, 88, 91 Цинг Янг Куо — 103, 152 Цукерман С. — 133, 136, 229

Чайлд В. — 186, 188, 189, 190,

199, 200, 202 Чаплин Ч. — 419, 539 Чаренц Е. — 361 Чемберлен Н. — 532, 545 Черчилль У. — 251, 423, 424

Шаллер Г. — 141, 145, 148 Шахтель А. — 74 Шахтель Э. — 74 Шварц Ф. — 521 Швейцер А. — 6, 463, 466 Шекспир У. — 337, 345 Шехтер Д. — 11, 298, 299, 446,

Шмидт Ф. — 11 Шнайрла Т. — 76, 100 Шопенгауэр. А. — 530

Шцеер А. — 11 419, 422, 504, 505, 508-510, 511, 514, 515, 517, 518, 520, 527, 528, 532-536, 538, 542, 544, 547

Шпитц р, _ 290, 298

Шрамм П. — 504, 517, 529, 532, 536, 537, 538, 546

Шредингер Э. — 444

Штайнигер Ф, — 151

Штекель В. — 414

Штрассер Г. _ 383, 396, 397

Штрассер О. — 396

Шульц X. — 8

Шумахер Э. — 6

Шушниг К. — 528

Эгган Д. — 207

Эггер М. — 128 Эдип (Эдипов комплекс) — 108, 290, 337, 452, 453, 457, 474, 477, 481, 490, 610, 611 Эйбл-Эйбесфельд И. — 17 Эйвис В. — 162 Эйзенхауэр Д. — 373 Эйнштейн А. — 49, 213, 261,

444, 466, 590, 592, 593, 596 Экхарт Майстер — 289, 301 Эмерсон Р. — 6, 272 Эмпедокл — 597 Энгельс Ф. — 194, 584 Эпплер Э. — 6 Эразм Роттердамский — 272 Эрвин Ф. — 123, 124, 125, 128 Эренбург И. Г. — 364 Эриксон Э. — 110 Эслер — 310, 314

Юнг К. Г. — 284, 572 Ясперс К, — 4СОДЕРЖАНИЕ

ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.......... 3

Предисловие ........................................ 9

Терминологические пояснения........................ 12

Введение: инстинкты и Человеческие страсти............ 16

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ

I. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНСТИНКТИВИЗМА............. 32

Старшее поколение исследователей...........................32

Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд

и Конрад Лоренц .......................................33

Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда...........................33

Теория агрессии Конрада Лоренца................................36

Фрейд и Лоренц: сходство и различия...........................40

"Доказательство" по аналогии..................................42

О воине: итог концепции Лоренца...............................49

Обожествление эволюции........................................54

П. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СРЕДЫ..................56

Теория среды у просветителей............................... 56

Бихевиоризм..............................................57

Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера............................. 57

Цели и ценности..................................................59

Причины популярности Скиннера...............................65

Бихевиоризм и агрессия....................................67

О психологических экспериментах...........................71

Теория фруетрационной агрессивности........................95

III. БИХЕВИОРИЗМ И ИНСТИНКТИВИЗМ:

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ......................... 98

Черты сходства............................................98








Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 523;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.099 сек.