ЧАСТЬV. Основы специальных теорий перевода 405
ным — ровно настолько, чтобы читатель чувствовал, что действие происходит в «старые времена», С одной стороны, такая архаизация будет напоминать читателю о веках, отделяющих его от героев, а с другой — не будет мешать пониманию текста. При этом у переводчика есть возможность архаизовать текст не столько за счет лексики, сколько за счет синтаксиса, чтобы избежать привнесения национального колорита переводящего языка. Этот вариант представляется тем разумным компромиссом, который позволяет сохранить социально-историческую и психологическую мотивированность сюжета и в то же время сохранить характер общения автора с читателем как со своим современником. В этом случае необходимо избегать слов и выражений, имеющих явный отпечаток современной нам сиюминутности, подчеркнуто разговорных форм, которые всегда ассоциируются с сегодняшним днем. В зависимости от времени, разделяющего написание оригинала и перевода, глубина архаизации может быть разной: можно пользоваться языком, отстоящим от нас на несколько десятилетий, а можно — на столетие. Впрочем, полтора — два столетия — это эмпирически найденный предел, далее которого мы уже возвращаемся к обсуждавшемуся выше второму подходу.
Решая вопрос о способах хронологической адаптации текста, необходимо иметь в виду, что архаичность оригинала может иметь разное происхождение. Текст может быть архаичным потому, что он был написан задолго до момента перевода. До сих пор речь шла именно об этом типе текстов. Но текст может быть и сознательно архаизован автором, если он пишет о событиях, происходивших в более раннюю историческую эпоху. Примером может служить написанный в 1889 году роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», действие которого в основном происходит в средневековой Англии. Хронологическая адаптация такого текста при пе-
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 938;