В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА. довательно, они вводятся в текст для создания колорита
довательно, они вводятся в текст для создания колорита. Почему же самому Чингизу Айтматову, когда он переводил «Материнское поле», не потребовались подобные средства создания колорита?
Однако пример Чингиза Айтматова отнюдь не универсален. Так называемый автоперевод (т.е. перевод, сделанный самим автором оригинала) далеко не всегда бывает удачным, и зависит это, как правило, не столько от уровня владения переводящим языком, сколько от способности переключиться на систему образов, на менталитет представителей иной культуры. Примером неудачных автопереводов могут служить переводы Иосифом Александровичем Бродским собственных стихов на английский язык. Об уровне владения им английским языком свидетельствует присуждение ему Нобелевской премии за эссе, написанные по-английски. Следовательно, неудача автопереводов не может объясняться теми стандартными причинами, в которых обычно ищут «корень зла» у обычных переводчиков, — слабым знанием одного из двух языков и недостаточным проникновением в оригинал. Именно поэтому этот пример так интересен и показателен в теоретическом плане. В данном случае неудача целиком обусловлена недооценкой межкультурных различий. Так, например, стремление обязательно сохранить присущий оригиналу тип рифмовки вызывает у англоязычного читателя совершенно иной эмоциональный настрой, а русские слова, обогащенные большим количеством ассоциативной информации, при замене их английскими лексическими соответствиями теряют всю свою затекстовую глубину и не вызывают у читателя ассоциаций, столь важных для формирующегося в стихотворении подтекста. Поскольку в сознании автора эти ассоциации все равно присутствовали, он не смог оценить того, что происходит со стихотворением при их утрате. В результате эти автопереводы не нашли своего читателя и никак не помогли ни англичанам, ни
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 746;