Кризис современной буржуазной философии.
Если сравнить буржуазную философию современной эпохи империализма с буржуазными философскими воззрениями, распространенными в период восходящего развития капитализма, то прежде всего бросается в глаза почти полный разрыв современной буржуазной философии с прогрессивными общественными движениями нашего времени. Буржуазная философия XVII - XIX вв. идеологически обосновывала необходимость перехода к новому общественному строю и одновременно подвергала всесторонней критике теоретические устои феодального общества. В это время, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, развитие философии служило введением к политическому перевороту. В эпоху империализма главной социальной функцией буржуазной философии становится консервативно-охранительная. Это нашло яркое выражение в популярном ныне на Западе лозунге "деидеологизации", смысл которого состоит как раз в том, чтобы изолировать философию и социологию от рассмотрения проблемы "социального изменения" в широком плане (так на языке буржуазных теоретиков именуется проблема социальной революции).
В результате философия превращается в специализированную деятельность теоретиков, концентрирующих свои усилия на анализе частных проблем с помощью специальных методик и формализованных процедур. Эта концепция философии как специальной науки или даже специального метода, не имеющего собственного теоретического содержания и заботливо устраняющего все мировоззренческие проблемы, неразрывно связана с таким направлением философской мысли, как неопозитивизм. А такое направление, как иррационализм, вообще порывает с представлением о философии как специфической формой научного знания и рекомендует "исправлять" научную картину мира с помощью интуитивного "вчувствования", открывающего якобы "новые горизонты", недоступные понятийному мышлению.
Таким образом, и с той и с другой стороны подвергается сомнению или прямо отвергается коренной - атрибутивный - признак философии - служить теоретическим обоснованием научного мировоззрения. Кризис современной буржуазной философии означает прежде всего кризис самой концепции философии, неверие в ее позитивную социально-мировоззренческую функцию в условиях научно-технической революции.
Типичным показателем состояния современной буржуазной философии является преобладание аналитико-методологических исследований над конструктивно-синтетическими теориями, преобладание критики конкурирующих концепций над самостоятельным и оригинальным философским мышлением. Так, позитивисты порой весьма удачно обличают некомпетентность иррационалистов в вопросах современного научного знания, некритическое использование ими неясных по содержанию и прямо двусмысленных понятий, догматизм их исходных философских постулатов. Но их собственная доктрина тоже не выдерживает критики в решающих пунктах.
С другой стороны, иррационалисты правильно указывают на то, что позитивистская философия игнорирует все важнейшие жизненные проблемы современного человека и, прежде всего, - проблему отношения человека к миру, смысла его существования, или, как иногда говорят, "ценностной ориентации". Однако поставленные ими проблемы они пытаются решать "особым методом", игнорируя данные науки, и потому заходят в тупик.
Для современной буржуазной философии характерна пестрота философских школ и школок, быстрая смена моды на концепции, шумная реклама, усиливающая популярность того или иного писателя, и полное забвение, обычно следующее за этим. Здесь действуют законы капиталистического рынка, определяющие спрос на идеологический товар определенного сорта, до тех пор, пока очередная "новинка" не вытеснит из продажи прежнюю. Немалую роль в этом деле играет и атмосфера скандала, ореол "греховного", "недозволенного", пугающего респектабельного буржуа мнимым "потрясением устоев". Такой ореол два десятилетия назад возник вокруг атеистического экзистенциализма во Франции, и с тех пор представители этого направления (особенно Ж.-П. Сартр и примыкающая к нему небольшая группа литераторов: С. де Бовуар, Л. Гольдман, Ф. Жансон и др.) остаются верны своей привычке беспрестанно изумлять и провоцировать общественное мнение, не слишком заботясь о теоретической обоснованности своих взглядов. В их произведениях место теоретически анализа сплошь и рядом занимают живописные описания драматических ситуаций человеческой жизни и пылкий пафос негодования но поводу всевластья техники и гибели личности в современном "индустриальном" (читай: капиталистическом) обществе.
Этот пафос защиты личности от одуряющей монотонности стандартизованного и регламентированного мещанского существования в "железном Миргороде" (как выразился Есенин, обобщая свои впечатления от США) и объясняет популярность экзистенциализма среди западной молодежи (особенно студенческой), людей литературы и искусства и вообще широкого мелкобуржуазного читателя, проникнутого тем же самым духом смутного недовольства существующим. Однако само по себе такое недодольство еще не дает четкой социально-политической ориентации и очень легко может быть использовано в самых реакционных целях, как это произошло, например, в Германии в период установления нацистской диктатуры, когда целый ряд философов (в том числе лидер экзистенциализма М. Хайдеггер), критиковавших капиталистический уклад с позиций реакционного романтизма, объявили о поддержке "нового порядка".
Часто экзистенциалистские идеи составляют философскую платформу различного рода анархистских тенденций и настроений. Это стало особенно заметно после майских событий 1968 г. во Франции. Тогда на гребне волны студенческих выступлений всплыло имя Г. Маркузе, объявленного главным идеологом "новых левых". Его взгляды смесь гегельянства, фрейдизма и экзистенциализма (с преобладанием последнего) - проникнуты идеей голого отрицания капиталистического общества, "великого отказа" от сотрудничества с господствующим порядком, но вопрос о контурах будущего он принципиально исключает из рассмотрения, ограничиваясь маловразумительными высказываниями типа: "там видно будет". Но это может означать только одно: призыв ломать вслепую, разрушать, не имея в виду позитивной программы общественного переустройства. Как показывает исторический опыт и марксистко-ленинская теория исторического процесса, подобного рода стихийный бунт не в состоянии вывести людей за пределы капиталистического общества; после короткого периода сумятицы и верхушечных изменений он приведет к восстановлению старых общественных отношений.
Итак, если идеологи позитивистской ориентации не смеют даже и помыслить о возможности какого-либо иного общественного строя, кроме капиталистического, то теоретики экзистенциалистской ориентации переводят на философский язык настроение романтической тоски по иной, лучшей жизни, причем этот романтизм, смотря по обстоятельствам, то служит силам крайней реакции, то выражает позицию мелкобуржуазной революционности.
Выражая интересы определенных классов и социальных групп, современная буржуазная философия пытается как-то осмыслить гносеологические проблемы, выдвигаемые современным этапом развития научного знания. В связи с этим мы рассмотрим содержание основных направлений буржуазной философской мысли ХХ века.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1311;