ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Стремясь познать сущность предметов и процессов, человек исследует их историю, обращается к их прошлому. Постигнув сущность, он обретает способность предвидеть их будущее, ибо общей чертой всех процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность будущего настоящим, еще не появившихся явлений - уже существующими. Одна из сторон взаимосвязи между объективно существующими и возникающими на их основе явлениями представлена в теории диалектического материализма связью категорий действительного и возможного.

 

Категория возможности отражает тот этап движения, развития явлений, когда они существуют лишь в виде предпосылок или в качестве тенденций, присущих некоторой действительности. Поэтому возможность может быть определена как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, превращения в иную действительность. В противоположность возможному, как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, т. е. осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей. Таким образом, возможное и действительное выступают как тесно взаимосвязанные противоположности.

 

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей, взаимосвязь возможного и действительного представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

 

РАЗВИТИЕ ВОЗЗРЕНИЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

Вопрос о возможном и действительном и их соотношении привлекал внимание мыслителей с глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возможное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как тесно взаимосвязанные моменты становления.

 

Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допуская отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи как возможности, способной стать действительностью лишь через оформление, в котором осуществляется некая цель, в рассуждениях о первоматерии как чистой возможности и о первых сущностях как чистой действительности мы находим яркий пример метафизического противопоставления возможности и действительности. Следствием такого противопоставления является уступка идеализму, в виде учения о "форме всех форм" - боге, "перводвигателе" мира и высшей цели всего существующего.

 

Эту антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении схоласта Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассивная возможность, которой лишь божественная идея - форма придает действительное бытие. Бог как форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществления возможного.

 

Однако наряду с господствующей схоластикой в средние века существовала и прогрессивная тенденция в философии, воплощавшаяся в попытках преодолеть аристотелевскую непоследовательность и представить материю и форму, возможность и действительность в единстве. Яркое воплощение эта тенденция нашла в творчестве таджикского мыслителя Х - XI вв. Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны) и арабского философа XI I в. Ибн-Рошда (Аверроэса).

 

Позже идею единства возможности и действительности на основе материализма и атеизма развил Дж. Бруно. Во Вселенной, утверждал он, не форма порождает действительность из пассивной материи, а вечная материя обладает бесконечным многообразием форм. Материю, как первое начало Вселенной, Дж. Бруно в отличие от Аристотеля толковал как нечто возвышающееся над противоположностью субстрата и формы, выступающее одновременно в качестве абсолютной возможности и абсолютной действительности 1. Несколько иное отношение между возможным и действительным усматривал Дж. Бруно в мире конкретных вещей: здесь возможное и действительное не совпадают, и их следует различать, что однако, не исключает их взаимосвязи.

 

Эти диалектические идеи утратил метафизический материализм XVII - XVIII вв. Оставаясь в рамках механистического понимания детерминизма с присущей ему абсолютизацией необходимых связей и отрицанием объективного характера случайного и возможного, он, естественно, не смог с этих позиций научно решить рассматриваемую проблему. Понятие возможного представители этого материализма относили к событиям, причины которых не познаны, т. е. считали возможное своеобразным продуктом неполноты человеческого знания.

 

Субъективно-идеалистическое толкование проблемы возможного и действительного развил И. Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждая, что "...различие возможных вещей от действительных есть такое, которое имеет значение только t субъективного различия для человеческого рассудка" 2. Возможным И. Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеализма диалектическое учение об этих категориях, их противоположности и взаимопереходах.

 

1 См.: Д. Б р у н о. Диалоги. М., Госполитиздат, 1949, стр. 241, 242, 247.

 

2 И. К а н т. Критика способности суждения. СПб., 1898, стр. 294.

 

Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное материалистическое обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были осмыслены в качестве категорий, отражающих некоторые всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру - изменения и развития объективного мира и познания.

 

Диалектико-материалистическое учение о возможности и действительности развивается на базе достижений производственной, общественно-исторической и научной практики, в борьбе против буржуазных извращений этих достижений. Развитие науки ХХ века, связанное с широким исследованием процессов статистического типа, привело к пересмотру ряда традиционных представлений (в частности, представления механистического детерминизма о необходимости как однозначной предопределенности течения процесса), ь возрастанию в связи с этим значения категорий возможного и вероятного. Однако в рамках буржуазной философии это обстоятельство нашло искаженное отражение в виде метафизической абсолютизации роли возможного и вероятного в современной науке и противопоставления их другим категориям. Так, в экзистенциализме возможность превращается в основную и единственную категорию, растворяющую в себе все остальные. Цель подобной абсолютизации откровенно выразил французский философ П. Вандриес, который в своей книге "О вероятности в истории" предлагает заменить детерминизм в учении об обществе теорией возможностей. Такая замена имеет глубокий классовый смысл, ибо направлена против марксистского учения о закономерном характере общественного развития и основанного на нем предвидения неизбежности социалистического преобразования общества. При этом буржуазные идеологи извращают суть марксистского детерминизма и утверждают, что он не признает существования различных возможностей, т. е. уподобляют его механистическому детерминизму. Это - сознательное искажение марксизма, ибо диалектическому материализму в равной мере чуждо и игнорирование возможного, и абсолютизация его роли. Марксистская диалектика учитывает не только наличие некоторого многообразия возможностей изменения системы, но и качественную неоднородность этих возможностей.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ВЕРОЯТНОСТЬ

 

Возможность и действительность находятся в диалектическом единстве. Развитие любого явления начинается с вызревания его предпосылок, т. е. существования его в виде возможности, которая осуществляется лишь при наличии определенных условий. Это схематически можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей возможностями. Однако такая схема, как всякая схема вообще, упрощает и огрубляет реальные отношения.

 

Ведь во всеобщем и универсальном взаимодействии предметов и явлений каждый исходный момент представляет собой результат предшествующего развития и становится исходным пунктом последующих изменений, т. е. противоположности - возможное и действительное - оказываются в этом взаимодействии подвижными, меняются местами.

 

Так, став действительностью в результате осуществления заключавшихся в неорганической материи возможностей возникновения в определенных условиях органических форм, жизнь на Земле послужила основой, на которой сформировалась возможность появления мыслящих существ. Получив в соответствующих условиях реализацию, она, в свою очередь, стала основой формирования возможностей дальнейшего развития человеческого общества на Земле.

 

Таким образом, противоположность возможного и действительного не абсолютна, а относительна. Они взаимосвязаны, диалектически взаимопереходят друг в друга. Учет диалектического характера взаимосвязи возможного и действительного важен как в теоретическом, так и практическом отношениях. Качественное своеобразие состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, делает необходимым всегда учитывать это различие. "Именно в "методологии"..., - писал В. И. Ленин, - надо различать возможное от действительного" 1. Чтобы быть успешной, практическая деятельность должна опираться на действительное. В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на то, что "марксизм стоит на почве фактов, а не возможностей. Марксист должен в посылки своей политики ставить только точно и бесспорно доказанные факты" 2. Естественно, что деятельность людей по преобразованию действительности должна строиться с учетом объективно присущих этой действительности возможностей, тенденций развития. Однако это не дает основания для игнорирования качественного различия, существующего между действительным и возможным, ибо, во-первых, далеко не все возможности реализуются, а, во-вторых, если возможное и осуществляется, то не следует забывать, что этот процесс в общественной жизни представляет собой подчас период острой борьбы общественных сил, требует напряженной целенаправленной деятельности.

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 49, стр. 320.

 

2 Там же, стр. 319.

 

Отождествление же возможного с действительным порождает опасную самоуспокоенность и пассивность.

 

Таким образом, понимание диалектики возможности и действительности имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности, обоснованные совокупностью действительных отношений, сознательно бороться за утверждение нового, передового, а также не строить беспочвенных иллюзий.

 

Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество присущих ей возможностей. Учет их специфических особенностей позволяет выделить некоторые виды возможного.

 

Взаимодействие, борьба противоположностей - источник всякого изменения. Особенно ярко это обнаруживается в общественной жизни, где развитие оказывается результатом борьбы сил, представляющих прогрессивные тенденции, против сил, стоящих за сохранение или восстановление устаревших, утративших свои основания в действительности, отживших форм и порядков. В классовом обществе эта борьба воплощается в борьбе классов и приобретает особую остроту. В соответствии с этим в общественной жизни существуют возможности прогрессивные и регрессивные, выражающие тенденции поступательного развития общества или застоя, деградации, возврата к старому.

 

Поскольку закономерное развитие процессов и явлений постоянно рождает новые возможности, нет иного средства вскрыть, обнаружить их, кроме проникновения в сущность действительных отношений, познания лежащих в,их основе законов. Так, именно на базе научного анализа объективной сущности империализма и, в частности, действия закона неравномерности его экономического и политического развития, В. И. Ленин сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой стране 1. Возможности, порожденные закономерным развитием системы, ее необходимыми связями и отношениями, называются реальными. В прямом выражении закономерных тенденций изменения системы состоит специфическая особенность реальных возможностей в отличие от формальных, которые непосредственно такие закономерности не выражают, хотя в принципе и не противоречат им. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости. Так, для молекул газа, заключенного л замкнутом объеме, характерна хаотичность движения, неопределенность траектории каждой отдельной молекулы. Не исключена при этом и возможность того, что в какой-то момент времени все молекулы окажутся сосредоточенными в одной части сосуда. Однако эта возможность формальная, основывающаяся на случайном стечении обстоятельств. Формальной является, к примеру, широко рекламируемая буржуазными идеологами возможность каждого стать капиталистом в современном "народно-капиталистическом" обществе "равных" возможностей.

 

1 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 354.

 

Все возможности возникают и развиваются в определенных конкретных условиях. Реализация их также происходит лишь при наличии необходимой и достаточной для этого совокупности условий.

 

Эта связь с условиями позволяет различить возможности абстрактные, общим и существенным признаком которых является отсутствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов, и конкретные, для осуществления которых такие условия имеются.

 

Хотя абстрактная возможность в известном смысле противоположна конкретной, их противоположность относительна. Всякая возможность начинает свое существование в виде более или менее абстрактной, а реализоваться способна лишь в качестве конкретной, когда сложится совокупность необходимых и достаточных для этого условий. Учитывая это, следует подчеркнуть, что абстрактные возможности далеко не одинаковы с точки зрения перспектив на реализацию. Есть среди них такие, формированию условий осуществления которых дальнейшее развитие не способствует, а подчас и препятствует.

 

В свое время В. И. Ленин подверг резкой критике теорию "ультраимпериализма" К. Каутского, состоявшую в утверждении, что развитие капитализма делает возможным образование единого мирового объединения капиталистов. В. И. Ленин оценивает эту возможность как мертвую абстракцию, базируя свою оценку на анализе постоянно углубляющихся противоречий империализма, представляющих все меньше условий для осуществления указанной возможности. История подтвердила правильность предвидения В. И. Ленина, писавшего, что "раньше, чем дело дойдет до одного всемирного треста..., капитализм превратится в свою противоположность" 1.

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 27, стр. 98.

 

Другие абстрактные возможности по мере созревания условий, необходимых для их осуществления, превращаются в конкретные и реализуются. Так, уже в открытии явления радиоактивности крылась возможность практического использования заключенной в веществе энергии. Однако эта возможность оставалась абстрактной, пока человек не обладал знанием методов ее высвобождения и способов использования. Важнейшими вехами на пути формирования условий реализации указанной возможности было открытие нейтрона, обнаружение явления искусственной радиоактивности, изучение деления урана под действием тепловых нейтронов, разработка промышленных методов производства химически чистого графита, урана, тяжелой воды, методов разделения изотопов урана и т. д. Все это создало конкретную возможность использования внутриатомных сил сначала через неконтролируемую, а затем и контролируемую цепную реакцию. В данном случае абстрактная возможность является начальным этапом развития реальной возможности, которая с вызреванием условий, необходимых и достаточных для ее осуществления, становится действительностью.

 

Практическая значимость различения возможностей абстрактных и конкретных основана на том значении, которое имеют условия для превращения возможного в действительное. Успешной может быть лишь деятельность по осуществлению возможностей, для которых созрели объективные условия. Абстрактные же возможности должны учитываться как более отдаленная перспектива развития, а практические задачи по отношению к ним состоят в организации деятельности, направленной на создание определенных условий, в которых они могут быть реализованы. В этом плане роль субъективного фактора весьма существенна. Деятельность людей, основанная на познанных законах объективных процессов и выражающая назревшие потребности развития, способна оказать существенное влияние на их ход.

 

В непосредственной связи с вопросом об осуществимости возможного стоит проблема вероятности. Основное содержание понятия "вероятность" связано с категорией возможности, точнее, возможности в ее отношении к действительности. Каждая возможность имеет определенную степень обоснованности сложившимися в действительности обстоятельствами. Поэтому в некоторой конкретной совокупности обстоятельств каждая возможность имеет свои перспективы на осуществление или, другими словами, характеризуется определенной вероятностью реализации. Всеобщая изменчивость обусловливает отсутствие абсолютной стабильности в обоснованности возможностей, а изменение действительности всегда является процессом увеличения числа факторов, способствующих реализации одних возможностей и возрастанию вероятности их осуществления, и одновременно процессом уменьшения вероятности осуществления других возможностей. Характеризуя "степень близости" возможности к реализации в данных условиях, вероятность является неотъемлемой стороной возможного, его количественной определенностью. Учитывая это, вероятность в рамках философии можно определить как количественную характеристику осуществимости возможности в некотором конкретном комплексе условий.

 

Всеобщность вероятности как количественной характеристики возможности не означает, что она всегда имеет численное выражение. Такое выражение и основанное на нем исчисление вероятностей имеет место лишь в применении к возможностям особого рода возможностям однородных случайных событий, образующих некоторую статистическую совокупность. Особенность этих событий в том, что при многократном воспроизведении определенного устойчивого комплекса условий, каждое из них то наступает, то не наступает.

 

Примером может служить: наличие или отсутствие дефекта в данном изделии массовой продукции, срок службы такого изделия, рождение ребенка определенного пола и т. д. Важнейшим признаком существования определенных вероятностей осуществления каждого из событий такого рода, а также основанием для применения математических методов их исчисления является устойчивость частоты появления события при многократном воспроизведении данных условий.

 

Вероятность выражается в этом случае некоторым числом Р(а), сопоставляемым каждому случайному событию и лежащим в интервале от 0 до 1: 0<Р(а)<1.

 

Из сказанного следует, что математическое понятие вероятности имеет свою специфическую, хотя и весьма широкую, но все же ограниченную сферу приложимости. Поэтому оно не может заменить собой философскую категорию вероятности. Математический подход к вероятности представляет собой конкретизацию применительно к специфическим условиям массового явления более общего философского понимания вероятности.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 3769;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.