ПРОТИВОРЕЧИЕ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЯДРО ДИАЛЕКТИКИ

 

Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал "ядром диалектики". Два обстоятельства играют здесь определяющую роль. Во-первых, этот закон обладает особой формой всеобщности: его действие пронизывает собой не только все явления и процессы материального и духовного мира, включая и познание, но и действие всех остальных законов диалектики - основных и неосновных. Во-вторых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании, "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, подчеркивал В. И. Ленин, - есть познание их как единства противоположностей" 1.

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

 

Все без исключения подчиняется этому закону, поскольку все состоит из противоположностей, взаимно связанных между собой. Примерами противоположностей, могут служить верх и низ, внешнее и внутреннее, темное и светлое, северный и южный полюсы, сложение и вычитание, умножение и деление, дифференцирование и интегрирование, движение и покой, действие и противодействие, отрицательное и положительное электричество, электронная оболочка и ядро в атоме, ассоциация и диссоциация атомов, ассимиляция и диссимиляция клеток в организме, наследственность и изменчивость, среда и организм, производство и потребление в обществе, эксплуататорские и эксплуатируемые классы, личность и общество, чувственное и логическое знание и т. д. Противоположности, свойственные вещам, процессам, находятся в органической взаимосвязи, в диалектическом единстве. Так, в арифметических действиях вычитание предполагает сложение, сложение предполагает вычитание, которое содержится в нем потенциально - в форме разложимости полученного числа на соответствующие элементы. В процессе обмена веществ невозможно отделить ассимиляцию от диссимиляции. Стоит только нарушить один из этих противоположных процессов, как нарушится структура обмена веществ и организм перестанет нормально функционировать. Часто взаимосвязь противоположностей (их "взаимополагание") не выступает на поверхности явлений, скрыта от непосредственного восприятия. Кажется, что они могут существовать друг без друга, легко отделимы друг от друга, но это обманчивое явление; рано или поздно связь противоположностей дает знать о себе, определяя в конечном счете направление развития объективного процесса. Например, можно произвести продукт, но не потребить его, можно вычесть, не складывая, или сложить, не вычитая, можно отделить электрон от ядра атома, можно продать товар, изъяв из обращения вырученные деньги и не заботясь о реализации другого товара, который находится у другого товаровладельца, можно ликвидировать безработицу в той или иной отдельной капиталистической стране и даже повысить уровень жизни и темпы роста производства, сохраняя одновременно другую противоположность рост прибылей капиталистических монополий и т. д. Но вся эта внешняя разобщенность и взаимная независимость противоположностей осуществимы в весьма узких пространственных и временных границах. Взаимосвязь кажущихся независимыми противоположностей обнаруживается, как только их расхождение дойдет до определенных границ. Так, например, если допустить, что практически все сведено только к белому и черному цветам, то для человека вместе с этим сведением исчезнет всякое представление о цвете, ибо как в абсолютно черном, так и в абсолютно белом ничто не воспринимаемо1; непрерывное вычитание за определенной границей (каковой является ноль) необходимо превращается в свою противоположность сложение (5 - 3 = 2; 2 - 4 = - 2; - 2 - 3 = - 5 и т. д.); пепрерывное отделение электронов от ядер атомов практически привело бы к невозможному скоплению на одном полюсе Вселенной отрицательно заряженных частиц - электронов, на другом - положительно заряженных частиц - протонов, что в итоге восстановило бы исходное состояние, ибо отрицательные частицы (электроны) разлетались бы (так же как и положительные протоны) и захватывались свободными протонами, образуя новые атомы; произведенные продукты могут не быть потреблены лишь определенное время, иначе они утратят качество данного продукта (железная дорога, по которой не ходят поезда, превращается в вещество природы) . Но стоит распространить это на все продукты общества, как тут же обнаружится внутренняя связь между производством и потреблением. Общество не может производить, не потребляя, и потреблять, не производя. Любой акт производства есть потребление жизненных сил человека и средств производства, так же как любое потребление есть воспроизводство этих жизненных сил.

 

1 Абсолютно черное и абсолютно белое поэтому возможны лишь в абстракции, в воображении, но не в объективной действительности.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих2 противоположностей, т. е. взаимодействие противоположностей. Все перечисленные выше примеры подтверждают правильность этого определения. Это определение приложимо как к фактам развития, так и к фактам просто движения. Любое изменение тела означает, что оно тождественно себе и в то же время не тождественно, т. е. иное (правда, в рамках данного качества) . А так как изменениям подвержено все в материальном мире, то такое единство (взаимоисключающих) противоположностей, как единство тождества и различия, является самой простой и всеобщей формой диалектического противоречия. Причем не тождество и различие, а единство тождества и различил - такова диалектическая формула противоречия. Тождество и различие вовсе не обязательно есть противоречие. Нет, например, противоречия в том, что луноход и роза - материальные образования, поскольку их различие не находится в необходимом единстве, связи с их тождеством. Их тождество, заключающееся в их материальности, вовсе не обусловливает их различное отношение друг к другу. Но действие и противодействие находятся в отношении диалектического противоречия, так как именно их тождественная природа (то и другое суть определенное, равное количество движения) обусловливает форму их взаимодействия. Действие невозможно без противодействия, последнее предполагает первое.

 

2 Иногда вместо слова "взаимоисключающих" употребляют выражение "взаимно друг друга отрицающих". Но, строго говоря, это не совсем точно, ибо диалектически понятое отрицание есть пан взаимное исключение, так и тождество, единство.

 

Единство связывает противоположности между собой и определяет специфическую форму их взаимодействия. Так, связь между положительным ядром атома и отрицательно заряженной электронной оболочкой обусловлена единой электромагнитной природой, лежащей в основе взаимодействия электронов и протонов. Точно так же и взаимодействие планет в космическом пространстве обусловлено гравитационным полем, а в основе взаимоотношения математической точки и линии (одно не имеет протяжения, другое - имеет) лежит пространственное отношение (точка есть отношение координат Х и У, линия также есть отношение координат Х и Y: линию вполне можно воспроизвести по формуле: У = F(X).

 

Таким образом, единство противоположностей служит условием возникновения и движения противоречия и определяет его специфическую форму.

 

Но противоречие развивается, и это развитие уже определяется характером взаимодействия, "борьбой" противоположностей. Каково взаимоотношение противоположностей, таков и уровень развития противоречия. Поляризация противоположностей означает их развитие. В процессе этой поляризации каждая противоположность стремится как бы свести к нулю другую противоположность: чем больше одна противоположность, тем меньше другая. Так, например, ассимиляция на первых этапах роста организма все больше превалирует над диссимиляцией, затем наступает состояние временного равновесия и, наконец, диссимиляция все больше превалирует над ассимиляцией.

 

Маркс в "Капитале" блестяще показал, как развитие товарной формы ведет к поляризации потребительной стоимости и стоимости, пока не появились деньги, воплощающие в себе чистую стоимость в противовес товару, который теперь по внешней видимости воплощает в себе только потребительную стоимость, т. е. натуральные свойства продукта.

 

Город и деревня первоначально мало чем отличались друг от друга.

 

Они возникли на базе одного из первых трех больших разделений труда - между земледелием и ремеслом. Но поскольку внутренняя экономическая связь между городом и деревней (первоначально через товарообмен, торговлю) делала их различными сторонами одного целого - одной хозяйственной системы (несмотря на частые политические обособления), постепенно между ними сложилось определенное противоречивое отношение - деревня в эпоху средневековья подчинила себе город 1, затем город в эпоху капитализма подчинил себе экономически деревню. Возвышение одной противоположности сопровождалось падением, принижением другой.

 

1 Несмотря на это, города вплоть до разложения феодализма оказывали атому господству деревни экономическое и политическое сопротивление.

 

Из этих примеров видно, что неразвитое противоречие, простейшая его форма выступает как единство тождества и различия, как тождество в различии или различие в тождестве. Тождество - это отношение совпадения свойств, признаков, черт двух и более предметов, явлений. Абсолютное или абстрактное тождество двух предметов или явлений невозможно. Оно допускается в формальной логике, но лишь как равенство предметов и понятий самим себе. В объективной действительности всякое отношение тождества предметов, их свойств и признаков всегда тесно связано с отношением их различия, которое соответственно означает отсутствие совпадения каких-то других черт, признаков и свойств предметов и явлений. Различие может быть количественным и качественным: 2 и 3 или роза и ромашка находятся между собой в отношении количественного и, соответственно, качественного различия.

 

Но и 2, и 3 как конечные величины противоположны бесконечности. Роза и ромашка как растения также противоположны любому животному. Здесь различие переходит в противоположность. Противоположность, говорил Аристотель, есть "законченное различие", крайняя степень различия.

 

Противоположность - это такое отношение различных сторон, вещей, тенденций, изменений, которые непосредственно исключают друг друга.

 

Если взять развивающиеся объекты, то можно установить, что созревание противоречия ведет к превращению различия в противоположность.

 

Дальнейшее же развитие противоречия есть обострение, поляризация противоположностей, вследствие чего единство их отходит на задний план и обнаруживается лишь в критические моменты, в моменты перехода данного противоречия в качественно иное. "Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей, - писал В. И. Ленин, условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение"1 .

 

"Развитие есть "борьба" противоположностей" 2. Относительность единства выражается в том, что "равновесие" противоположностей всегда временно, а постоянная "борьба" противоположностей определяет изменение форм их единства.

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

 

2 Там же. Термин "борьба" не всегда следует понимать в обычном смысле. Иногда этот термин нужно понимать как "обострение", "поляризация" и т. д. Поэтому В. И. Ленин заключил этот термин в кавычки.

 

Итак, диалектическое противоречие, выступая в форме единства и "борьбы" противоположностей, составляет внутреннее содержание всякого развития, восходящего движения. Оно является также внутренним источником всякого движения и развития.

 

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо выяснить различие между понятиями источник, движущая сила и главная движущая сила развития.

 

Движущей силой развития (и, естественно, движения) может быть любой внешний и внутренний фактор, не являющийся, однако источником развития. Он поэтому не определяет развитие, а содействует ему, ускоряет его. Помощь одной страны другой, одного человека другому, благоприятные условия развития какого-либо биологического вида и т. д. - все это движущие силы развития упомянутых явлений.

 

Что касается главной движущей силы развития, то ею является отрицательная сторона противоречивого целого (т. е. противоречия). Понятие отрицательной стороны противоречия не следует брать в морально-этическом смысле - как нечто дурное. Отрицательная сторона противоречия - это противоположность, направленная на ликвидацию данного противоречивого целого, отношения или состояния. Это - наиболее подвижная сторона противоречия, имеющая весьма определенное направление своего движения, не совместимое с сохранением данного целого. Центробежная сила в движении планет, электрон в оболочке атома1, диссоциация атомов в химии, диссимиляция клеток и изменчивость признаков в биологии, потребление в политэкономии, угнетенный класс в социальноэкономической и политической жизни общества и т. д. - все это отрицательные полюсы противоречия, направленные в своем движении на изменение существующего отношения противоположностей. Это - активные стороны противоречий, благодаря движению которых главным образом и совершается изменение, развитие противоречивого целого.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс в "Святом семействе" на примере антагонизма буржуазии и пролетариата показали образец конкретного методологического анализа различного положения каждой противоположности в структуре противоречия. "Пролетариат и богатство, - писали они, - это противоположности. Как таковые, они образуют некоторое единое целое.

 

Они оба порождены миром частной собственности. Весь вопрос в том, какое определенное положение каждый из этих двух элементов занимает внутри противоположности. Недостаточно объявить их двумя сторонами единого целого. Частная собственность как частная собственность, как богатство, вынуждена сохранять свое собственное существование, а тем самым и существование своей противоположности - пролетариата. Это положительная сторона антагонизма, удовлетворенная в себе самой частная собственность.

 

Напротив, пролетариат как пролетариат вынужден упразднить самого себя, а тем самым и обусловливающую его противоположность - частную собственность, - делающую его пролетариатом. Это - отрицательная сторона антагонизма, его беспокойство внутри него самого, упраздненная и упраздняющая себя частная собственность" 2.

 

1 При этом следует учесть, что обозначение электрона в физике в качестве частицы, заряженной отрицательно, является условным. С таким же успехом можно было бы обозначить его в качестве положительно заряженной частицы, а ядро - отрицательным полюсом. Но с точки зрения диалектики эти обозначения имеют более конкретный смысл.

 

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 38 - 39.

 

Но отрицательная сторона противоречия не может выполнять свою функцию главной движущей силы развития без пассивной, положительной стороны, направленной на сохранение данного противоречивого целого. Положительная сторона противоречия определяет способ движения отрицательной и как бы фиксирует, закрепляет, накапливает результаты действия отрицательной стороны противоречия, выступает в известном смысле в качестве основы, носителя этих результатов. Так, электронная оболочка атома вряд ли выступала бы в качестве непосредственного носителя химических свойств атома без его ядра, без всего противоречивого целого. Вряд ли возможно было бы развитие Солнечной и иных систем, если бы действовала только центробежная сила в движении планет. Ни о каких химических превращениях не могло бы быть речи, если бы диссоциация атомов была обособлена от их ассоциации.

 

И, конечно, никакая биологическая эволюция не была бы возможна, если бы результаты изменчивости биологических признаков не закреплялись наследственностью.

 

Из всего вышесказанного следует, что как бы велика ни была роль главной движущей силы развития любого предмета, источником его развития, определяющим последнее, является внутреннее противоречие. И здесь следует различать диалектические противоречия типа отношений (верх и низ, внутреннее и внешнее и т. д.), которые не определяют развитие вещей, хотя и составляют его внутреннее содержание, и диалектические противоречия, выступающие в форме опосредованного динамикой, "борьбой" единства противоположностей. В первом случае нет главной движущей силы развития, поскольку само противоречие не выступает источником развития, нет отрицательной и положительной сторон противоречия, противоположности здесь равноправны. Во втором же случае диалектическое противоречие выступает внутренним источником развития и состоит из активной и пассивной, отрицательной и положительной сторон.

 

ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ, НЕОБХОДИМЫЕ И СЛУЧАЙНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Внутренние противоречия - это противоречия самой структуры предмета, они необходимы, неотъемлемы от предмета. Если данное противоречие можно хотя бы мысленно устранить без ущерба для структуры предмета, то оно не является необходимым противоречием предмета.

 

Поскольку все предметы в мире взаимосвязаны, то они неизбежно оказывают соответствующее внешнее влияние друг на друга. Поэтому нет в природе абсолютно "чистых" химических элементов, а есть лишь "химически чистые" элементы, т. е. элементы с незначительными примесями, взаимоотношение с которыми не может характеризоваться как необходимое. То или иное общество может содержать в своей социально-экономической структуре какой-нибудь унаследованный от старого общества уклад. Противоречия последнего не являются необходимыми, а вместе с тем и внутренними, ибо данное целое возможно и без этого привходящего элемента.

 

Внутренние противоречия (без которых структура данного целого невозможна) проявляются во взаимоотношениях данного предмета с другими предметами. Внешние противоречия при этом самостоятельного значения не имеют и определяются внутренними противоречиями. Даже противоречие между двумя современными мировыми системами - социалистической и капиталистической - не может иметь самостоятельного значения и определяется противоречием между трудом и капиталом внутри капиталистической системы, с одной стороны, и успехами в развитии стран социализма - с другой.

 

ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ, ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Основное противоречие складывается между определяющими, т. е. внутренними и необходимыми, сторонами в структуре предмета. Оно должно быть, с одной стороны, специфическим, присущим только данному предмету; с другой стороны, оно должно быть в известном смысле всеобщим внутри данного предмета, т. е. лежать в основе всех остальных противоречий предмета. Радикальное разрешение основного противоречия приводит к коренному изменению качественной определенности предмета.

 

Неосновные противоречия предмета охватывают собой неопределяющие стороны, моменты, элементы его структуры, хотя и связаны с ними.

 

Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, нейтрино, мезона в ядре атома представляют собой процессы непрерывного возникновения и разрешения противоречий, однако эти процессы не приводят к качественному изменению самого атома, так как основная полярность ядра и электронной оболочки остается прежней. В обществе наблюдается та же закономерность: основное противоречие капитализма (между общественным характером производства и частной формой присвоения) может сохраняться при разрешении противоречий между различными социальными группами (национализация земли, отдельных отраслей промышленного производства, введение более демократической, хотя и буржуазно ограниченной, конституции и т. д. Но только разрешение основного противоречия капитализма ведет к ликвидации последнего.

 

В зависимости от этапа, ступени процесса развития основные и неосновные противоречия могут выступать в роли главных и неглавных противоречий. Главным противоречием является такое, от разрешения которого зависит дальнейшее развитие предмета. Например, нельзя было приступить к строительству социализма в России, не ликвидировав частнокапиталистическую собственность и класс капиталистов, узурпировавший всю собственность на средства производства. Социалистическая революция, разрешив практически это основное противоречие буржуазного общества - противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, - привела к тому, что главным противоречием стало противоречие между самым передовым типом государства - диктатурой пролетариата - и отсталой экономикой. В ходе индустриализации это противоречие было в основном разрешено, и постепенно главным противоречием стало противоречие между развитым социалистическим сектором в городе и мелкобуржуазным, мелкотоварным сектором в деревне. В ходе коллективизации было разрешено и это противоречие, но дальнейший прогресс уже зависел от обеспеченности технически оснащенного социалистического производства в деревне и в городе высококвалифицированными кадрами. Культурная революция в 30-х годах была призвана разрешить это главное на том этапе развития нашего общества противоречие, что и было осуществлено в основном ко второй половине 30-Х годов.

 

Противоречие между социализмом и капитализмом всегда было основным противоречием нашей эпохи, начиная с 1917 года, когда трудящиеся нашей страны взяли государственную власть в свои руки и осуществили всемирно-историческое преобразование капиталистических отношений в социалистические. Но в конце 30-х и первой половине 40-х гг. главным противоречием было не основное противоречие эпохи, а противоречие между фашизмом, с одной стороны, и блоком социализма и антифашистских сил капиталистической системы, - с другой. Без уничтожения фашизма нельзя было осуществлять дальнейшее движение по разрешению основного противоречия нашей эпохи, т. е. движение по укреплению и развитию завоеваний социализма, движение за победу социализма над капитализмом во всемирном масштабе.

 

Умелое сочетание борьбы за конечные и ближайшие цели и задачи предполагает понимание соотношения основного и главного противоречий в развитии.

 

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ И НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Антагонистические противоречия - это противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, основанные на несовместимости, непримиримости соцально-политических интересов. Неантагонистические противоречия - это противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, предполагающие общность их коренных социальных интересов. Рабы и рабовладельцы, крепостные и помещики, рабочие и капиталисты всегда находились в отношении антагонизма друг к другу, в то время как трудящиеся классы в отношении взаимного сотрудничества и помощи. Несовместимость социальных интересов связана с наличием частной собственности, поэтому даже внутри одного и того же класса (например, капиталистов) имеет место конкурентная борьба "не на жизнь, а на смерть". Отдельные объединения представителей этого класса имеют место только во имя усиления этой антагонистической конкурентной борьбы против других групп представителей этого же класса данного или иностранного государства. Современная эпоха дает множество примеров подобных объединений, слияний капиталистических фирм и банков в национальном и интернациональном масштабах.

 

Антагонистические противоречия разрешаются в ходе острой классовой борьбы (внутриклассовая борьба - конкуренция, например, - не приводит к разрешению антагонистических противоречий) и завершаются ликвидацией данного эксплуататорского класса. Неантагонистические противоречия разрешаются в ходе добровольного сотрудничества индивидов, классов, социальных групп между собой, не доходя до обострений, т.е.

 

не принимая острых форм. Эти противоречия и пути их разрешения обнаруживаются и раскрываются путем критики и самокритики. Особенно это характерно для социалистического общества, где разрешение основного и других противоречий является условием расцвета и прогресса всех индивидов, классов и социальных групп.

 

В ряде случаев (в отдельных странах, строящих социализм) имели и имеют место сочетания антагонистических и неантагонистических противоречий. Это обстоятельство не снимает необходимости ликвидации антисоциальных сил в этих странах, но сама эта ликвидация не во всех случаях принимает острые формы, а иногда ж носит весьма мирный характер, как, например, в ДРВ.

 

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Общее противоречие - это противоречие, присущее нескольким или многим предметам, как правило одинаковым. Общее противоречие по-разному может быть связано с предметами. Оно может быть просто одинаковым у разных предметов, друг с другом не связанных (противоречие между волной и частицей в солнечном световом луче и в световом луче от электрического светильника) или же охватывать своим действием многие предметы, связывая их между собой (в случае статистических закономерностей - противоречие между законами поведения отдельных элементов множества и законами самого множества; в обществе - противоречие между обществом и личностью производством и потреблением, экономикой и политикой и т. д.) .

 

Специфическое противоречие присуще отдельному предмету и части предметов того или иного вида. Однако, специфичность противоречия относительна. Одно и то же противоречие в одном отношении может выступать как специфическое, в другом - как общее. Например, противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения является специфическим для капиталистического общества, если мы будем сравнивать это общество с феодальным или социалистическим. Оно будет общим, если мы одну капиталистическую страну будем сравнивать с другими капиталистическими странами.

 

Специфические противоречия всегда представляют собой форму проявления тех или иных общих противоречий. Все вышеупомянутые в данной глава примеры противоречий из неживой, живой и общественной областей действительности можно рассматривать как специфические формы действия диалектического противоречия, рассматриваемого нами в общем виде. Противоречия, которые приходится решать в каждой стране, строящей социализм, всегда выступают в специфической форме - в зависимости от национальных и межнациональных условий этого строительства.

 

Отсюда - необходимость специфических методов социалистического строительства в различных странах. Однако нельзя переоценивать специфику противоречий той или иной страны строящегося социализма, как нельзя ею и пренебрегать. Наряду с особенностями разрешения противоречий существуют и общие принципы подхода к их решению, поскольку в своей основе противоречия перехода от капитализма к социализму во всех странах одни и те же. Это - основное противоречие капитализма (противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения), противоречие между элементами социализма и капитализма, между пролетарским государством и несоциалистической экономикой, между социалистическим сектором в наиболее развитых отраслях промышленности и раздробленным, в основном мелкобуржуазным сельским хозяйством и т. д. Поэтому международные Совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшиеся в Москве в ноябре 1957 г., ноябре 1960 г. и июне 1969 г., подчеркнули важность органического сочетания общих и специфических методов и принципов строительства социализма в различных странах1.

 

1 Более подробно об общих закономерностях строительства социализма см.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", Политиздат, 1964, стр. 12 - 13.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ЗАКОН ПОЗНАНИЯ

 

Диалектические противоречия действительности отражаются в познании в виде противоположных, взаимно исключающих положений. Формальная логика не признает истинности противоречивых положений, они не согласуются с законом противоречия или недопустимости противоречия, сформулированного еще Аристотелем. Согласно этому закону нельзя о конкретном предмете, объекте в одно и то же время, в одном и том же отношении (обязательно в одном и том же смысле) утверждать и отрицать что-либо. Например, нельзя утверждать, что Иванов такого-то числа прибыл в Москву, и вместе с тем утверждать, что он того же числа прибыл в Париж. Одно из этих суждений обязательно должно быть ложным, а другое - истинным, или же оба суждения ложными, но истинными они вместе быть не могут.

 

Диалектическое противоречие некоторыми логиками и философами противопоставляется также и другому закону формальной логики - закону тождества. Смысл его заключается в том, что понятие А всегда равно самому себе и его нельзя подменять в ходе мышления другим понятием В. Закон тождества имеет вид А = А. По существу этот закон есть позитивная форма закона недопустимости противоречия ("А" не молит быть в одно и то же время в одном и том же отношении не равно "A").

 

Эти рассуждения несостоятельны. Диалектическое противоречие не нарушает законов формальной логики. Оно не имеет ничего общего с формально-логическими противоречиями, исключающими истинность противоположных суждений.

 

Диалектическое противоречие отличается от формально-логического тем, что оно есть опосредованное (наличием одного или ряда промежуточных звеньев) единство взаимоисключающих противоположностей. "Для такой стадии развития естествознания, - писал Ф. Энгельс, - где все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов, уже недостаточно старого метафизического метода мышления. Диалектика, которая ... признает в надлежащих случаях наряду с "или - или" также "как то, так и другое" и опосредствует противоположности, - является единственным, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания" 1.

 

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Со ч., т. 20, стр. 527 - 528.

 

Материалистическая диалектика вовсе не утверждает возможности непосредственного отождествления или соединения противоположных в одном и том же отношении, в одном и том же смысле утверждений, высказываний. Вышеприведенные утверждения о прибытии Иванова в Москву и Париж в одно и то же время с точки зрения материалистической диалектики отнюдь не находятся друг к другу в отношении диалектического противоречия, поскольку они непосредственно связываются друг с другом, а опосредованное чем-либо отношение их просто невозможно. Нельзя, например, утверждать, что классический принцип относительности есть непосредственно современный принцип относительности и наоборот, ибо согласно классическому принципу относительности время и пространство инвариантны в любой инерциальной системе отсчета, в то время как в современной теории относительности пространственные и временные параметры при околосветовых скоростях зависят от инерциальной системы отсчета. Но если непосредственно эти противоположные принципы (будучи принципами относительности) несовместимы, то, опосредствуясь через такие промежуточные звенья, как постулат о постоянстве скорости света и отношение, _2_2_ выраженное в формуле V 1- v/c, они (эти противоположные принципы) переходят друг в друга, совпадают друг с другом. При V, стремящемся к нулю, лоренцевы преобразования (современный принцип относительности) приводят к тем же результатам, что и галилеевы преобразования (классический принцип относительности), т. е. сохраняется инвариантность пространственно-временных отношений.

 

Если взять орбитальное движение планеты Солнечной системы, то и здесь непосредственное взаимодействие таких противоположностей, как притяжение и отталкивание, нам не объяснит, почему планета движется именно по круговой орбите (точнее: эллиптической), но здесь требуется введение новых "посредствующих звеньев" - понятий инертной массы и тангенциальной силы. Непосредственно притяжение и отталкивание должны взаимно уничтожить друг друга, парализовать действие друг друга, как это бывает в случае с телом, которое непосредственно покоится на земле. Однако, в случае орбитального движения планет, притяжение и отталкивание опосредствуются тангенциальной силой, направление которой перпендикулярно оси взаимодействия планет. В результате единство притяжения и отталкивания выступает в форме живого, деятельного противоречия орбитального движения.

 

Из вышесказанного следует, что научное познание, отражающее сущность вещей, должно соответственно идеально воспроизводить противоречивую структуру этих вещей, не нарушая при этом законов и правил формальной логики, которые помогают мышлению избавляться от извращения, искажения непосредственных связей и отношений вещей. Методом отображения сложных диалектических противоречий действительности является способ анализа "посредствующих звеньев", с помощью которого только и можно понять, каким образом противоположности реальной действительности могут совпадать друг с другом.

 

Поэтому современная физика не довольствуется тем, чтобы только ограничиваться голой констатацией дуализма волны и частицы в световых лучах и в мире элементарных частиц. Она ищет различные способы теоретического решения обнаруженной полярности, которое бы соответствовало объективно существующей связи волны и частицы. Так возникли сначала концепция Шредингера ("волновой пакет"), затем - концепция Луи де Бройля ("волнапилот") и принцип дополнительности Бора.

 

В общественной жизни способ разрешения диалектических противоречий должен быть тот же. К. Маркс высмеял мелкобуржуазного социалиста Прудона, метод которого сводился к тому, чтобы устранять "дурную" сторону общества и сохранять "хорошую", например, ликвидировать деньги, сохранив буржуазную форму производства и богатства. На практике такой донкихотский подход ведет к доктринерству. Классики марксизма-ленинизма всегда отвергали мелкобуржуазный, субъективистский подход, заключающийся в искусственном "разрешении" противоречия до того, как оно созреет, или в попытке затормозить ого развитие на манер буржуазных экономистов, которые стремились увековечить противоречия капитализма ради его достоинств.

 

Задача исследователя заключается не в изобретении искусственных путей и технических средств разрешения, сохранения или устранения реально существующих противоречий. Научное исследование должно прослеживать, как противоречия сами разрешаются в реальной действительности. Там, где известна тенденция и форма будущего разрешения противоречий, практическое отношение к ним заключается в содействии этим процессам. Все труды Маркса, Энгельса, Ленина и выдающихся марксистов-ленинцев, партийные программы, решения и постановления съездов, конференций КПСС и пленумов ЦЕ КПСС и других коммунистических и рабочих партий всегда имели своей задачей указать практические пути и меры содействия объективному развитию и разрешению реально существующих противоречий. Там, где практическое вмешательство в ход событий становилось необходимым, там осуществлялась система мероприятий, которая опосредствовала или практически разрешала противоречия между городом и деревней, государством и экономикой, бурным развитием промышленного производства и уровнем культуры и т. д. В. И. Ленин учил большевиков в ходе строительства социализма так "соединять противоположности", чтобы получалась "симфония", а не "какофония".

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 4149;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.