ОТРИЦАНИЕ. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

 

К числу основных законов материалистической диалектики относится и закон отрицания отрицания. Что выражает этот закон, в чем его сущность? В самом общем виде ответ на данный вопрос можно сформулировать следующим образом: закон отрицания отрицания выражает те существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, которые возникают и существуют в процессе развития предметов и явлений объективного мира. Сюда относятся также связи и отношения, возникающие и существующие между стадиями, периодами или этапами изменения и развития самого предмета или явления и т. д. Другими словами, действие этого закона можно обнаружить в любых без исключения образованиях материального мира, в том числе и в социальных процессах, в мышлении человека. Ф. Энгельс характеризовал поэтому отрицание отрицания как весьма общий, широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления.

 

Для того чтобы раскрыть содержание закона отрицания отрицания, а значит, и правильно понять его специфику по сравнению с другими законами диалектики, необходимо вначале рассмотреть основные понятия, с помощью которых он формулируется и раскрывается.

 

СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ

 

Такими основными понятиями являются "отрицание", "отрицание отрицания" или, что то же самое, "двойное отрицание", "снятие", "преемственность".

 

"Отрицание", как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей и отношений, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предметов и явлений действительности, а также в самом процессе познания человеком объективного мира. Основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента - уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям. В любом изменении явлений и предметов действительности, а также в познании оба эти момента обязательно имеют место - либо открыто, явно, что может быть констатировано с достаточной определенностью, либо неявно, скрыто, в связи с чем порой требуются весьма большие усилия, чтобы выяснить и наличие, и характер процесса отрицания. Наиболее распространенным способом действия отрицания является именно скрытый, неявный способ.

 

Процесс отрицания всегда происходит при соответствующих условиях, а его характер зависит от природы явлений, в которых он осуществляется. Поэтому в одном случае можно свободно указать на пример, наглядно свидетельствующий не только о факте отрицания, но и характере его протекания. В другом случае лишь при условии длительного периода времени и тщательном анализе можно констатировать наличие отрицания и характер его протекания.

 

Наглядными примерами этому могут служить такие факты, как переход от одной научной теории к другой (в области развития познания), смена одних общественно-экономических формаций другими, смена периодов или стадий в онтогенезе живого организма, взаимопревращение химических элементов и т. д.

 

В. И. Ленин в работе "Три источника и три составных части марксизма" со всей убедительностью показал, что учение Маркса возникло не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, - оно является преемником всего лучшего, что было достигнуто передовой мыслью человечества в лице немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Другими словами, марксизмом было воспринято и критически переработано все положительное в названных учениях и вместе с тем отвергнуто, отброшено все то, что не могло служить условием дальнейшего духовного прогресса в обществе, и прежде всего духовного развития рабочего класса - решающей силы в создании нового, коммунистического общества.

 

Если речь идет об общественно-экономических формациях, то следует подчеркнуть, что каждая последующая формация может возникнуть и развиваться лишь при условии диалектического отрицания предшествующей, т. е. при условии максимального сохранения созданных последней материальных и духовных ценностей и одновременной ликвидации порожденных ею социальных порядков, политических, правовых, нравственных и т. п. отношений.

 

"Ни в одной области, - подчеркивал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования" 1.

 

Весьма отчетливо выражается процесс диалектического отрицания в развитии естественнонаучных теорий. Это видно, в частности, на примере соотношения евклидовой геометрии (геометрия плоского пространства) и геометрии неевклидовой, созданной в XIX в. Лобачевским и Риманом (геометрия сферического, объемного пространства). Неевклидова геометрия, отрицающая ряд постулатов, на которых покоится геометрия Евклида, тем самым отрицает и последнюю. Но это отрицание не означало полного отбрасывания или ликвидации евклидовой геометрии. Суть отрицания здесь заключалась в том, что были указаны более точные (и поэтому ограниченные) рамки истинности геометрии плоского пространства.

 

"Скрытый" характер отрицания имеет, например, процесс взаимопревращения химических элементов с периодом полураспада порядка нескольких сотен или тысяч лет.

 

Что является основой отрицания, его движущей причиной? Такой основой и причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречий, свойственных каждому предмету, явлению объективной реальности. Именно момент разрешения противоречия является и моментом самого отрицания. Но поскольку всякое разрешение противоречий сопровождается ликвидацией одной противоположной стороны и преобразованием другой или преобразованием обеих противоположных сторон, то отсюда следует, что для диалектики имеет значение не любое отрицание, а только такое, которое служит условием дальнейшего развития. В. И. Ленин подчеркивал, что "не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике..., а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." 2.

 

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 297.

 

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 207.

 

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

 

Прямо противоположным диалектическому пониманию отрицания является метафизическое понимание его. Как уже говорилось, для метафизики, как философского метода, характерно признание абсолютных (неизменных) граней между предметами и явлениями, их свойствами и отношениями, рассуждение по принципу "илиили". Поэтому в рамках метафизического понимания отрицанием является то, что выполняет лишь разрушительную функцию и не несет в себе каких-либо положительных моментов. Это означает, что любое отрицание, где бы оно ни происходило и какой бы характер ни имело, всегда представляет собою полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Сменяется ли одна историческая эпоха и ей на смену приходит другая, происходит ли смена одних научных теорий другими или в результате каких-либо причин гибнет цивилизация или растение, уничтожается космический объект и т. д. - для метафизики все это имеет строго однозначный характер.

 

Нужно сказать, что такой взгляд на отрицание имеет свою гносеологическую основу. Она заключается в представлении, согласно которому предметы и явления действительности не имеют каких-либо внутренних противоречий; причины же их изменения сводятся к действию только внешних факторов. Для метафизики, писал Энгельс, "предмет не может быть самим собою и в то же время чем-нибудь другим, положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга".

 

Хотя на первый взгляд этот способ мышления кажется убедительным, поскольку он присущ так называемому здравому смыслу, в научных исследованиях, особенно в случаях глубокой оценки социальных явлений, он оказывается неприменимым. Одним из наглядных подтверждений этому служит метафизическое понимание сущности отрицания.

 

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

 

Каждый момент (стадия) развития, представляющий собой отрицание, не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним. Следовательно, за каждым первым отрицанием неизбежно следует второе, за вторым - третье и т. д. Такой вывод неизбежно вытекает, во-первых, из признания факта бесконечности движения как способа существования материального мира, во-вторых, из доказательства того, что противоречия, являющиеся основой каждого отрицания, не примиряются, а разрешаются. Поэтому отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т. е. когда в начале и конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе1.

 

1 Например, при постоянных колебаниях температуры от - 0 до +100 и выше происходит цикл взаимопревращений лед -> вода -> пар -> вода -> лед -> вода -> пар и т. д. вода + пар и т. д. При атом совершается возврат к первоначальному агрегатному состоянию.

 

Впрочем, в объективной реальности преобладающими являются изменения циклического характера, в результате чего в природе совершается всеобщий круговорот веществ. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цикличность изменений, их повторяемость зависит от природы явления или предмета и условий, в которых эти изменения происходят. Они различаются как по объему, глубине, так и по времени протекания. Поэтому не всегда и не во всех случаях мы можем с достаточной полнотой и точностью констатировать границы и масштабы происходящих в самой действительности циклических изменений.

 

Однако, в "чистом" виде эти изменения не происходят; они находятся в той или иной связи, в том или ином отношении с изменениями поступательного характера. Можно сказать, что цикличность и поступательность представляют собой две взаимообусловленные противоположности, присущие движению как способу существования материи. Поэтому неправомерно полагать, будто какие-либо конкретные процессы можно рассматривать только как поступательные или только как циклические.

 

В неорганической природе (в частности в явлениях, изучаемых физикой или химией) циклические изменения имеют настолько преобладающее значение, что они нередко служат аргументом в пользу утверждения о нецелесообразности применения закона отрицания отрицания, например, к миру элементарных частиц. Взаимодействие этих частиц обнаруживается в их взаимопревращаемости: любая элементарная частица, взаимодействуя с любой другой (или другими) превращается в другую (или другие) частицу. На первый взгляд в этих циклах взаимопревращений, кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается в итоге как бы по замкнутому кругу. Но это возможно лишь в абсолютном вакууме, который, кстати, существует лишь в идеальной форме. На самом же деле все обстоит иначе: элементарные частицы, взаимопревращаясь, оказывают определенное влияние на материальное образование, составными частями которых они являются. Другое дело, что это влияние мы пока не можем проследить с необходимой полнотой.

 

Современная биохимия довольно подробно раскрыла тот факт, что жизнедеятельность всех органических веществ основана на большом ряде различных химических реакций, общих и для простейших и для самых сложных организмов. Последовательность одних и тех же реакций тождественна во всех деталях, их конечный эффект или балансовый уровень остается сходным как у бактерий, так и у высших организмов. Поэтому на всех ступенях эволюционной лестницы живой природы обнаруживается много одних и тех же (важнейших для жизнедеятельности организмов) химических соединений. Так, аденазинтрифосфорная кислота (АТФ), являющаяся универсальным звеном клеточной энергетики, обнаруживается у всех организмах без исключения.

 

Это означает, что в рамках биологических явлений химические (а также и физические) процессы имеют циклический характер, их движение совершается в этих пределах как бы по кругу, с возвратом к исходному состоянию. Но именно благодаря этому осуществляется нормальное функционирование живых организмов, их эволюция и в конечном итоге - прогрессирующее развитие.

 

Или такой пример. Все многоклеточные организмы на протяжении своей индивидуальной жизни как бы претерпевают неоднократное обновление: в каждом из них происходит непрерывный процесс деструкции (разрушения) и образования клеток. Другими словами, каждая клетка, за исключением нервной, функционирует лишь определенное время, затем она разрушается, а ее место занимает вновь образованная клетка. По отношению к живому организму как целому происходящий в нем процесс новообразования клеток имеет характер повторяющихся циклов. Благодаря этому осуществляется нормальное функционирование и развитие живого организма.

 

В то же время, если отдельный организм (особь) рассматривать в рамках популяции, то его рождение, развитие и отмирание выступает как момент повторяющихся процессов, происходящих внутри популяции и обеспечивающих ее функционирование и развитие как биологического явления.

 

Естественно, что не только в живой природе, но и в неживой, а также и в жизни общества развитие всех явлений и предметов имеет аналогичный характер. При этом следует иметь в виду, что сам характер развития в различных областях объективного мира имеет свою особенность, которая может быть настолько своеобразна, что на первый взгляд создается впечатление об отсутствии у них тождества, сходства.

 

Таким образом, сложность и противоречивость движения, выражающиеся во взаимосвязи цикличности и поступательности, обусловливают факты определенного повторения отдельных пройденных ступеней в развитии, возврата якобы к старому. В каждом конкретном явлении имеется определенное повторение прошлого, характеризуемое как отрицание отрицания. Но в этом повторении нет полного воспроизведения прошлого, так как и само явление и условия, в которых оно существует, претерпели существенные изменения. В силу этого самое повторение происходит на иной, более высокой основе, а процесс развития, по образному выражению В. И. Ленина, идет не по прямой линии, а по восходящей кривой линии, имеющей вид спирали.

 

Может возникнуть вопрос: как часто происходит повторение пройденных ступеней? Ответ может быть один: это зависит от природы самого явления и от условий его функционирования. В развитии одних явлений повторяемость можно установить через однодва отрицания (например, зерно - растение - зерно; металлы - металлоиды - металлы), в развитии других - через четыре-восемь моментов отрицания (зерно - корневая система - стебель - колос зерно), в развитии третьих - повторяемость может иметь весьма приблизительный характер (например, геологическое развитие).

 

Все это указывает на то, что нельзя действие закона отрицания отрицания представлять схематизированно, т. е. в виде строго очерченных ступеней, во всех процессах, сменяющих друг друга с одинаковой последовательностью и в какой-либо неизменной форме.

 

Весьма специфично действие рассматриваемого закона в общественной жизни.

 

СПЕЦИФИКА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

В общем виде особенность действия законов материалистической диалектики в социальной форме движения материи обусловлена наличием двух факторов - объективного (совокупность изменений, которые происходят вне и независимо от воли и желания людей) и субъективного (деятельность людей, классов, партий, различных объединений и т. д., направленная на достижение определенных целей). Именно через взаимодействие этих факторов пробивают себе дорогу объективные законы диалектики.

 

В условиях развития антагонистических формаций процесс отрицания отрицания выражается в конечном итоге в столкновении и борьбе основных классов - эксплуататоров и эксплуатируемых. Любой эксплуататорский - экономически и политически господствующий - класс все свои усилия сознательно направляет на сохранение условий, отвечающих его коренным интересам. Эти усилия и действия в итоге противоречат объективному ходу истории. Напротив, угнетенные классы ведут борьбу с эксплуататорами за ликвидацию этих условий и создание других условий, обеспечивающих их свободное существование и развитие. Действия угнетенных классов в данном случае отвечают требованиям поступательного движения в истории.

 

В результате борьбы классов происходит отрицание, итогом которого является возникновение новой формации. Переход к новой формации не означает полного, абсолютного отрицания предшествующей: все положительное, достигнутое в материальной и духовной областях деятельности людей, сохраняется и используется для дальнейшего развития истории.

 

Каждая антагонистическая формация в своем развитии претерпевает ряд последовательных отрицаний, которые приводят ее к самоотрицанию. Такое состояние наступает, когда возможности прогресса общества в рамках данной формации исчерпаны.

 

Качественно иным является отрицание в условиях социализма (и тем более коммунизма) прежде всего потому, что здесь нет классов, чьи коренные интересы были бы полярно противоположны, следовательно, нет класса, жизненно заинтересованного в сохранении определенных общественных условий в ущерб другому (или другим) классу. Более того, сами классы в силу объективных причин, развиваясь, в итоге перестают быть классами как большими социальными группами людей.

 

В нашей стране, как было отмечено в решениях XXIV съезда КПСС, "в процессе коммунистического строительства, в условиях развертывания научно-технической революции, глубоких сдвигов в экономике и характере труда происходят важные социальные изменения. Повышается профессиональная подготовка и мастерство рабочих и крестьян, их образованность и культура; постепенно сближаются условия труда и быта в городе и деревне; увеличивается численность интеллигенции, особенно научно-технической" 1. Благодаря этому создается все больше объективных предпосылок для образования бесклассового, социально-однородного общества.

 

1 "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 203.

 

Это значит, что на смену одним основным противоречиям, определяющим развитие общества, "пришли" другие, имеющие принципиальное различие. Объективная тенденция к укреплению единства социалистического общества основана на базе экономических, производственных отношений, важнейшим признаком которых является общественная собственность на орудия и средства производства.

 

Благодаря этому в условиях социализма и коммунизма основные элементы производительных сил - орудия и средства труда ("вещный элемент") и люди, приводящие их в действие ("личностный элемент") - соединены между собой непосредственно. Это значит, что в самих материальных (экономических) отношениях социализма и коммунизма нет тех причин, которые в конечном итоге ведут к разделению общества на противоположные, враждующие классы.

 

В условиях же классового общества, например, капитализма, это соединение элементов производительных сил осуществляется через частного собственника, т. е. опосредованно: именно его, собственника (а не самих производителей материальных благ) заинтересованность определяет то или иное направление развития материального, а значит, и духовного производства в обществе. Такое положение неизбежно порождает условия для поляризации классов, углубления и развития противоречий между ними.

 

Поэтому, если в антагонистических формациях главными, определяющими противоречиями были противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, то для социализма и коммунизма, как единой формации, таким противоречием является противоречие между объективными требованиями и условиями развития общества и уровнем планомерно организованной деятельности людей в материальной и духовной областях. Это такое противоречие, которое по своей природе не стремится к состоянию антагонизма, оно, следовательно, не порождает потенциального предела развития самой формации. Возникающие в развитии нашего общества трудности (как проявление этих противоречий) преодолеваются и разрешаются под контролем, организованными усилиями и в интересах всего общества, а не отдельных социальных групп или классов.

 

Об этом наглядно свидетельствуют, например, решения XXIV съезда КПСС. В директивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 гг. определены важнейшие социально-экономические задачи, решение которых создаст еще более благоприятные условия для утверждения коммунистического общества, дальнейшего общественного прогресса. Характер этих задач, их содержание отражают интересы не одного какого-либо, а всех классов и социальных групп советского общества.

 

Это означает также и то, что процесс возникновения, развития и разрешения социальных противоречий, совершающийся в коммунистической общественно-экономической формации, не создает почву для образования тех сил и тенденций, действие которых в итоге приводит к полному самоотрицанию данной организации общества, как это было в прежних формациях.

 

Ф. Энгельс охарактеризовал историю общества, разделенного на угнетенных и угнетателей, как предысторию человечества. Действительная, подлинно человеческая история начинается после уничтожения всех форм эксплуатации человека человеком, когда человек становится господином созданных им общественных отношений и, тем самым, создает все необходимые предпосылки для всестороннего развития каждого члена общества.

 

С этого времени сама история общества, ее характер и тенденция, направление развития приобретают качественную особенность. Для анализа, оценки, осмысления ее перспектив не могут быть применимы в неизменном виде понятия и представления, выработанные на основе изучения прежней истории. В определенной степени можно провести такую аналогию: как при изучении явлений микромира оказываются неэффективными принципы и подходы, выработанные классической физикой, так и при изучении процессов и явлений, относящихся к собственно коммунистической формации, неправомерно механически пользоваться понятиями и представлениями, образованными в ходе изучения классово-антагонистических формаций.

 

В прежних формациях на все социальные противоречия - как при возникновении, так и при их развитии и разрешении - в конечном итоге то или иное влияние оказывали противоречия, существовавшие или существующие между основными антагонистическими классами. Со сменой одной антагонистической формации другой, аналогичной, характер общественного развития в принципе не изменяется. Возникновение и разрешение противоречий и, следовательно, действие закона отрицания отрицания было идентичным, а переход от одной стадии общественного развития к другой, от старого к новому выступает как смена одного социально-экономического строя другим.

 

При рассмотрении же развития общества, перешедшего в стадию коммунистической формации, мы неизбежно должны отказаться от подобного представления. Уже самое понятие "общественно-экономическая формация", главным признаком которого является характер господствующих экономических отношений, с точки зрения будущего развития общества приобретает качественно иное содержание. Стадиями, ступенями общественного прогресса будет выступать не смена одной формации другой, а совершенно иные качественные характеристики общества, связанные с совершенствованием, с одной стороны, общественных институтов и, с другой, - человека как личности. Такова тенденция развития человеческой истории.

 

Таким образом, говоря о действии закона отрицания отрицания в условиях социализма и коммунизма, необходимо учитывать качественную особенность их организации и развития в отличие от всех предшествующих общественно-экономических формаций.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 6615;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.