Сущность познания.
Рассмотрение в предыдущей главе проблемы соотношения материи и сознания, уяснение того факта, что сознание, как свойство высокоорганизованной материи, является высшей формой отражения действительности, подводят нас к следующей проблеме: что представляет собою это отражение действительности? Прежде всего, как это следует из анализа сознания, оно есть не что иное, как знание о мире, о природе, об обществе, о человеке, наконец, о самом себе. Именно эта особенность сознания была отмечена основоположниками диалектического материализма, подчеркнувшими, что "способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание" *. Но тогда- возникает вопрос о том, какова природа самого знания, как оно зарождается, каковы его формы, как оно функционирует и какую играет роль в жизни общества.
Наука, изучающая сущность знания, закономерности его функционирования и развития, носит наименование теории познания или гносеологии. Основной проблемой гносеологии является проблема отношения объекта познания - окружающего мира и субъекта познавательной деятельности - человека.
Материалисты и идеалисты дают прямо противоположное решение проблемы соотношения субъекта и объекта познания. История борьбы материализма и идеализма в познании показала, что идеализм не в состоянии решить этот вопрос. Так, учение Платона о первичном, доприродном существовании идей, универсалий (общих понятий), мигрирующих при рождении человека от индивида к индивиду, осеняющих избранных, названное "теорией воспоминания", вело к отрицанию познания как отражения действительности.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 633.
По существу к такому же отрицанию приводила и гегелевская абсолютная идея, порождающая природу и человека, ибо она приходила - после всей мучительной истории развития духа - к знанию самой себя. Невозможность познания объективного мира, материи доказывают Беркли, Юм, Кант, эмпириокритики, современные позитивисты, сторонники прагматизма и т. д. А неопозитивизм на словах вообще отказывается от решения вопроса об источнике познания, хотя на деле занимает идеалистическую позицию.
Не смог разработать последовательно научной гносеологии и материализм прошлого. Признавая материю источником ощущений, а человека - продуктом природы и защищая опытное происхождение знания, он противопоставлял чувственную и рациональную стороны познания, эмпирическое и теоретическое знание, не замечал активности субъекта по отношению к объекту, упрощал процесс познания и т. д.
Уже сама история гносеологии, тысячелетняя борьба материализма и идеализма в ней свидетельствуют о трудностях процесса познания. Об этом же говорит наличие противоречий в развитии самой науки, естественных и социальных знаний.
Познание, таким образом, - это сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, включая человека и жизнь общества, а также изучение путей и целей самого процесса образования знаний. В процессе познания осуществляется освоение человеком окружающего мира, который по мере углубления и развития знаний все полнее и разностороннее преобразуется людьми.
В этом заключается сущность познания, и воплощением ее являются образующиеся в ходе этой сложной деятельности людей системы знаний, запечатлевающиеся как в естественном языке и в специальных знаковых моделях различных наук, так и в продуктах материальной практики человечества - средствах производства и предметах потребления.
По отношению к естествознанию В. И. Ленин резюмирует это в следующих словах: "Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта..."*.
* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 176.
В этих словах охарактеризована не только сущность познания, но и цель познания, т. е. то, ради чего и существует познавательная деятельность. Такой целью является практика.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1021;