Сознание и кибернетика.
При рассмотрении природы психики, сознания никак нельзя обойти некоторых вопросов, поставленных бурным развитием кибернетики. Кибернетика есть наука, которая исследует различного рода системы регулирования и управления, существующие в живой природе, и автоматические системы, созданные человеком. Важнейшей задачей практической кибернетики является создание систем, которые моделируют, имитируют процессы мышления. На этом пути уже достигнуты большие успехи. Построены машины, решающие логические и математические задачи, прогнозирующие будущие события, играющие в шахматы, планирующие производство, переводящие с одного языка на другой и т. д. Естественно, что в связи с этим встает вопрос: можно ли создать мыслящую машину? Однако прежде чем на него ответить, нужно уточнить само понятие "машина".
Под машиной нередко понимают систему, способную совершать действия, ведущие к определенной цели. В этом смысле и живые существа и человек являются машинами. Такое определение не совсем удачно, так как паровоз, автомобиль, прокатный стан и т. д. теряют в таком случае право называться машинами. Ведь ни к каким целесообразным действиям эти системы не способны. Действия, ведущие к определенной цели, производят вовсе не они, а люди, управляющие ими.
Конечно, у человека и машины есть много общего. Еще в XVIII в. французский философ-материалист Ж. Ламетри полагал, что человек - это огромный, сложный, самостоятельно заводящийся часовой механизм. Разум тоже механическое явление, оно одновременно и результат и условие совершающихся в человеческом механизме движений. После изобретения паровой машины человека стали сравнивать с паровой машиной. В наше время его нередко отождествляют с электронно-счетной машиной.
Однако сходство машины и человека нельзя абсолютизировать.
Люди, например, являются биологическими существами, их организм подчиняется биологическим закономерностям. Но из этого не следует, что человек является животным. Он социальное существо, которое качественно отличается даже от самых высокоорганизованных животных. Человеческий организм обладает многими функциями, которые присущи и машине. Нетрудно, например, установить определенное сходство между движениями руки землекопа и ковша экскаватора. Много общего есть между вычислительными операциями мозга человека и счетными операциями, выполняемыми кибернетической машиной. Но как и в первом, так и во втором случае машина остается машиной, ее сходство с человеком совсем не означает их тождества.
Что же такое машина? Машины - это "природный материал, превращенный в орган власти человеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания" *. Машина - творение человека, которое служит средством его деятельности, реализации его цели и воли. Это значит, что только в руках людей, в связи с человеческим обществом те или иные системы могут выступать в качестве машин.
* K. Магх. Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie. М., 1939, S. 594. См. также "Большевик", 1939, N 11-12.
А как быть с кибернетическими машинами? Ведь кибернетические системы могут функционировать относительно самостоятельно.
Больше того, доказана возможность воспроизведения ими себе подобных, самопрограммирование. Однако это совсем не значит, что с созданием таких машин грань между человеком и машиной стерлась.
Кибернетическая машина представляет собой управляемую, точнее говоря - самоуправляющуюся систему, функционирующую на основе восприятия и переработки информации. Начальным звеном в деятельности таких машин является сбор информации о внешних объектах. Введение в машину информации возможно различными путями. Один из них - многочисленные датчики, реагирующие на те или иные внешние воздействия, для восприятия которых они приспособлены. В настоящее время создаются обучающиеся и самообучающиеся устройства, машины, которые могут давать оценку объекта по ряду признаков, часто недоступных человеку.
Вторая операция - создание программы (стратегии) поведения, управления системы. Выработка такой программы человеком осуществляется на основе имеющегося у него опыта, знаний. Получая внешнюю информацию об объекте, люди определяют характер своих действий. В системах автоматического управления общая программа всегда задается человеком. Однако способы такого задания могут быть различными. Один из них состоит в "жестком" определении стратегии поведения системы, когда предусматриваются все основные элементы поведения. Такой путь требует подробного математического описания, что иногда крайне затруднительно. Кроме того, необходимо знание всех условий работы, которые могут постоянно изменяться. Это и привело к тому, что стали пользоваться другим путем - автоматическим приспособлением к изменяющимся условиям. Здесь программа жестко не предопределяется, намечаются лишь,общие контуры поведения. Система сама может настраиваться.
Последним этапом является реализация принятой стратегии управления. В технических устройствах эта задача состоит в том, чтобы возможно оперативнее и точнее устанавливать выбранные режимы работы. Важно обеспечить и наибольшую эффективность управления путем максимального использования энергетических, прочностных и других ресурсов системы.
Основное назначение введения кибернетических машин состоит в том, чтобы передать им некоторые функции управления, осуществлявшиеся человеком. "...Системы автоматического управления, - пишет академик В. Трапезников, - выполняют ряд функций человека и даже превосходят его в этой области. Однако было бы неправильно видеть назначение управляющих автоматов в полном вытеснении человека из процессов управления. В большинстве случаев современные системы управления представляют собой системы "человек и автомат", в которых человек, вооруженный сложнейшей и точнейшей техникой, продолжает играть роль командира, принимающего окончательное решение" *. Как бы самостоятельно ни работали машины, они так или иначе, прямо или косвенно связаны с человеком.
* В. Трапезников. Кибернетика и автоматическое управление. В сб. "Возможное и невозможное в кибернетике". М., Изд-во АН СССР, 1963, стр. 186.
Человек, в конечном счете, определяет функции таких систем.
Важно обратить внимание и еще на одно обстоятельство.
Деятельность человека всегда связана с исторически сложившимися потребностями. Благодаря этому любой ее акт, который направлен на удовлетворение индивидуальной и общественной потребности, приобретает человеческий смысл.
Машина есть система, операции которой для нее самой не имеют значения общественной или биологической деятельности. Взять, например, некоторые кибернетические модели, которые имитируют условно-рефлекторное поведение. Модель перемещается в пространстве, обходит препятствия, приближается к подзаряжающей батарейке, когда собственный источник энергии иссякает, и т. д. Исходя из этого, стали говорить о совпадении поведения животного и кибернетических моделей. В действительности это сходство носит чисто внешний характер: ни один акт действия кибернетической модели не носит характера приспособительной деятельности, поскольку он не направлен на удовлетворение реальных потребностей. Исходя из этого, можно сказать, что и функции управления осуществляет не сама по себе машина, а человек с помощью машины, который ее создает и программирует.
Можно ли создать мыслящую машину? Некоторые думают, что для этого надо создать достаточно сложную систему, приближающуюся к структуре мозга.
Разумеется, значение структуры системы нельзя принижать.
Органом мышления может быть лишь тело, обладающее достаточной сложностью; мозг содержит в себе до 15 миллиардов клеток-нейронов; между этими клетками, а также группами клеток имеется большая специализация, "разделение труда". Поэтому в процессе моделирования мышления создаются сложные системы. Но для создания мыслящих машин, состоящих к тому же из неорганических элементов, требуется включить их в совокупность социальных отношений.
Необходимо, чтобы машина прежде всего приобрела те качества, которые присущи живым телам, а затем качества, присущие человеку.
Мы видим, что нельзя поспешно делать вывод о возможности мышления машины. Поэтому целесообразнее говорить об использовании машин в познавательном процессе человека и о моделировании на них некоторых мысленных операций. Мыслит человек с помощью машины. Принципиально нельзя отождествлять моделирующие функции машины и сами процессы мышления. Операции счетной машины могут быть подобны умственным операциям, но сами по себе они не представляют умственной деятельности, тождественной человеческой.
В настоящее время на счетно-решающих устройствах удалось смоделировать ряд особенностей человеческого мышления, в том числе и некоторые моменты творчества. Моделированию поддаются все те процессы мышления, которые имеют определенные правила, или, как их называют, алгоритмы, которые к тому же известны исследователю.
Некоторую аналогию этому можно найти в игре; например шахматной. Здесь имеются определенные знаки (шахматные фигуры могут рассматриваться как некоторые символы; не случайно, что каждая из них может быть обозначена с помощью метки) и определенные условия, правила игры. В процессе игры человек приводит фигуры (символы) в определенные соотношения, что можно уподобить операции действия с формулами и символами. Игра протекает как чисто символическая, она не имеет предметной интерпретации: люди не задумываются в этом случае, какое отношение игра имеет к объективной действительности. Это сходство игры и формального мышления послужило одной из причин того, что шахматы стали рассматриваться как очень удобная модель логических операций человека; играющие в шахматы машины получили широкое распространение. Интерес кибернетики к шахматам и вообще играм, таким образом, оказался не случайным, он был вызван не причудами ученых, а задачами изучения некоторых правил мышления человека.
Игра не бессодержательна. Ее, в частности, можно сравнить с поведением враждебных войск в ходе боя. Это говорит о том, что как бы ни были условны правила игры, они так или иначе выражают логику вещей; если бы это было не так, то никакая игра не была бы возможна.
При наличии сходства нельзя игнорировать качественного отличия современных кибернетических машин от мышления человека.
Говоря об отличии человеческого мышления от функционирования счетно-решающих устройств, никак нельзя забывать о громадной роли кибернетики. Успехи ее в наши дни неоспоримы не только в конструировании, самоуправляемых систем, которые облегчают труд человека во всех областях управления общественным производством, переработки информации. Следует подчеркнуть, что развитие кибернетики и проникновение ее методов в науки, изучающие психику человека и анализирующие деятельность мозга, помогают исследовать сложные психические процессы, правильно трактовать мысленную деятельность людей.
Современная наука, в том числе и кибернетика, наглядно подтверждает положение диалектико-материалистической философии о сознании как свойстве материи.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 3475;