I. Экологическое сознание
Философия ХХ в. в лице, прежде всего, экзистенциализма призвала отказаться от присущего новоевропейской культуре агрессивности и подошла к пониманию важнейшего значения природной среды для существования и развития человечества. Одним из основоположников экологического мировоззрения может быть назван А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью». Можно говорить и собственно об экологической философии как направлении исследований с характеризующим его понятием «глубинной экологии». Предлагаются термины экософия, ноософия, витософия и др.; исходя из философских оснований, экологические философы пытаются сформулировать некие «правила жизни» как совокупность экологических заповедей. Таким образом, в конце ХХ века антропоцентрическое сознание, основанное на «человеческой исключительности», заменяется экоцентрическим мировоззрением, в основу которого берется экологическая этика. Сравним основные позиции антропоцентризма и экоцентризма (Табл. 12).
Таблица 12. Позиции антропоцентрического и экоцентрического мировоззрений
Антропоцентризм | Экоцентризм |
1. Высшую ценность представляет человек | Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы |
2. Иерархическая картина мира | Равноправность всего живого |
3. Цель взаимодействия с природой – получение полезного продукта | Должны удовлетворяться не только потребности человека, но всего природного сообщества |
4. «Прагматический императив»: разрешено то, что полезно человеку | Экологический императив: разрешено то, что не нарушает природное равновесие |
5. Этические нормы людей не распространяются на природу | Этические нормы распространяются в том числе на взаимодействие с природой |
6. Прогресс мыслится как подчинение природы человеку | Прогресс возможен лишь как коэволюция природы и человека |
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира (слово «культура» - от возделывание экологично само по себе). Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелирует с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры, их скоординированное развитие, направляемое основными экологическими ценностями.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 2004;