ПРАКТИКА КАК ОСНОВА ПОЗНАНИЯ

 

Введение в теорию познания практики явилось сущностью того революционного переворота в гносеологии, который совершил марксизм-ленинизм. Это зафиксировано уже в первом из "Тезисов о Фейербахе", составленных Марксом в 1845 г., где он подчеркнул, что главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, заключается в том, что действительность берется только "в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно"*.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 17.

 

Практикой в широком смысле слова является преобразующая мир общественно-историческая деятельность людей, и прежде всего производственно-трудовая деятельность, на фундаменте которой развертывается общественное бытие и отражающее его общественное сознание.

 

Отличительной чертой практики является, прежде всего, ее предметный характер. Предметность эта определяется двумя факторами.

 

Во-первых, в ходе материально-практической деятельности человеком преобразуется конкретная предметная область действительности.

 

Во-вторых, - и это решающее - такое преобразование осуществляется посредством специально созданных предметов - средств труда.

 

Затем, материально-практическая деятельность по своей природе носит общественный характер, объединяя большие коллективы людей вокруг общей цели.

 

В свою очередь, общественная природа практики требует развития средств коммуникации, без чего невозможно эффективное координирование действий людей, участвующих в деятельности, осознания единой цели и согласованного движения в направлении ее осуществления. Все это обусловливает развитие языка, совершенствование сознания и его функции целеполагания.

 

Общественная сущность и предметный характер деятельности людей, прямой обмен их на этой основе веществом и энергией с природой, целеполагание и управляемость являются атрибутами практики как материального процесса, в ходе которого осуществляется опредмечивание "реального процесса жизни" людей.

 

Эта материально-практическая деятельность реализуется в различных формах: промышленного производства и обмена, организации и управления, потребления и воспроизводства физических сил человека, в форме классовых битв за улучшение экономических условий жизни и за диктатуру производительного класса. Наконец, в науке практика принимает форму научного эксперимента, начиная от лабораторного опыта и кончая запуском космических ракет: В этом своем виде практика и выступает в качестве фундамента, на котором воздвигается величественное здание человеческого познания. Именно она порождает потребность в знании законов природы и общества, в знании личности и ее внутреннего мира. Причем она не только порождает потребность в знании, но создает- ту социальную атмосферу, в которой развивается знание, включая и аккумулирование прошлого опыта и те технические возможности, без которых не было бы ни Левенгука, ни Больцмана, ни Менделеева, ни Эйнштейна.

 

Таким образом, на основе развития практики возникает потребность в знании и в его дальнейшем развитии.

 

В этом взаимодействии непрерывно совершенствуются и знания и материально-практическая деятельность людей, ставящая перед знаниями все более и более сложные задачи и вооружающая познание все более совершенными техническими средствами: приборами, потоками энергии, средствами связи, вычислительными устройствами и т. п. - всем тем, без чего наше знание застыло бы на уровне прекрасных мифологических сказаний или всеобъемлющих умозрительных конструкций натурфилософии.

 

Именно под непосредственным воздействием практики развились такие теоретические науки, как математика, астрономия, механика, раскрывая глубокие тайны природы и ставя на службу человеку все новые и новые вещества и источники энергии. Этот процесс, продолжаясь непрерывно, вылился в ХХ в. в научно-техническую революцию. Человек овладевает энергией атома, создает новые материалы с заданными свойствами, приближается к управлению наследственностью, создал "мыслящие" машины, космические ракеты. Все это практика, деятельность, в которой слились воедино знание природы и ее преобразование. Высшим выражением этого процесса явилась революционная практика пролетарских партий, преобразующая само общество, а тем самым и человека.

 

Итак, познание - это не мгновенный акт, а сложный исторический процесс формирования знания, основой, источником и конечной целью которого является практика - творческое, революционное преобразование мира на основе его же собственных законов.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1375;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.