ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ ПОЗНАНИЯ
Восприятия и представления, развертывающиеся на фундаменте практической деятельности, именно благодаря своему практическому характеру, по существу неотрывны, как мы видим, от логических форм мышления. В свете последних достижений психофизиологии это становится очевидным и, как подчеркивает А. Р. Лурия, сегодня даже "восприятие начинает представляться сложным активным процессом, основанным на последовательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправильных гипотез и получением некоторого синтеза . наиболее информативных точек..." *.
Чувственное отражение человеком действительности представляет собою, таким образом, не механическое фотографирование воздействующих на органы чувств объектов, а результат активного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов, понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек и подводит восприятие под эти, имеющиеся у него понятия, представления, и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия. Огромную роль играет здесь то, что человек всегда предварительно как бы настроен теми или иными компонентами ситуации на восприятие целого, в связи с чем восприятие носит прогнозирующий характер, складывается из ожидания и проверки его. Причем, возникающее ожидание как бы отбирает строго определенные моменты ситуации, затормаживая другие, и тем самым управляет процессом восприятия.
Психическое отражение действительно, таким образом, неотрывно от деятельности субъекта. "Оно, - подчеркивает А. Н. Леонтьев, не может не зависеть от деятельности, не может не подчиняться осуществляемым ею жизненным отношениям субъекта, не может не быть пристрастным, как пристрастны и сами эти отношения" **.
* А. Р. Л у р и я. Мозг человека и психические процессы. М., 1963, стр. 40.
** А. Н. Л е о н т ь е в. Проблемы развития психики, стр. 222.
Отношение человека к отражаемому в высшей степени динамично, подвижно, ибо связано с целью отражения. Активность восприятия и означает, прежде всего, его целенаправленность, благодаря чему из огромного количества свойств отражаемого объекта (его сторон, связей) выступают, как существенные, то одни, то другие. Существенность же воспринимаемого свойства определяется только в контексте с условиями конкретной, сложившейся в данное время ситуации, в координации со всем предшествующим опытом воспринимающего.
Достигается это путем "гипотетического" (Дж. Брунер), "опережающего" (П. К. Анохин), "вероятностного" (Е. Н. Соколов, Д. Арана) восприятия ситуации. Длительный, повторяющийся несчетное количество раз контакт человека с действительностью формирует хранящийся в центральной нервной системе огромный запас своеобразных матриц жизненных ситуаций и соответственный запас "фоновых коррекционных комплексов" (Н. А. Бернштейн), автоматизирующих поведение в этих ситуациях. Причем восприятие одной из деталей матрицы ведет к мгновенному опережающему ее включению. Возникает характерная гипотеза восприятия, тормозящая весь объем несущественной теперь информации о других деталях. Пройдя цикл блок-схемы, эта гипотеза, откорректированная обратной связью, либо отбрасывается, либо подтверждается, уточняется, автоматически включая соответствующий эффекторный комплекс и тормозя множество других эффекторных реакций. В результате и возникает однозначность ситуации и однозначность непосредственного ответа.
Причем, процесс этот протекает тем более свернуто, чем привычней, обыденней ситуации, т. е. чем повседневней человеческая практика. По той же причине человек с активным восприятием как бы органически слит с жизненными ситуациями, включен в них, и поведение его адекватно меняющимся параметрам ситуации даже тогда, когда он и не раздумывает об этом.
Таким образом, непосредственная включенность человека в ситуацию, рождающая активность восприятия, не только экономит колоссальное количество нервной энергии, но и высвобождает высшие отделы центральной нервной системы для более сложных, высокотворческих видов психической деятельности и соответственно для более сложных форм практики.
Но какова же психологическая структура этих, рождающихся в практике и потому социальных по своей природе, гносеологических процессов? Такая психологическая структура, являющаяся реальным и действенным фундаментом чувственно-непосредственного отражения, раскрывается через диалектику понятий значения и смысла.
Цель деятельности выступает перед человеком объективированной в предмете отражения. Эта объективация цели осуществляется в форме значения предмета. "Значение и есть то, что открывается в предмете или явлении объективно - в системе объективных связей, отношений, взаимодействий, входя в содержание общественного сознания оно становится также и "реальным сознанием" индивидов, объективируя в себе субъективный смысл для них отражаемого"*.
Именно то, что значение - "это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества", делает понятным социальный характер восприятия мира человеком и, соответственно, социальный характер чувственной интуиции. Благодаря тому, что человек воспринимает мир через значение его компонентов, он воспринимает мир в своем субъективном опыте как общественно-историческое существо. Поэтому его чувственно-непосредственное отражение действительности развертывается на основе представлений его эпохи, на основе опыта предшествующих поколений.
Однако диалектика смысла ситуации, смысла предметов для личности, выражающаяся в значении ситуации или предмета, подводит к следующей необходимой ступени, характеризующей творческое восприятие мира, творческую интуицию. Для человека воспринимаемая ситуация или предмет не только обладает значением, но тогда, когда личностный смысл в практике коррелируется со значением, возникает еще один компонент человеческого отражения мира переживание значимости ситуации или предмета, что позволяет человеку, воспринимая ситуацию или предмет, занять личностную позицию. Такое переживание значения и смысла ситуации или явления, предмета или процесса порождает то, что называется эмоцией, выступающей как специально-человеческое подкрепление восприятия значения и являющейся необходимым элементом познания.
Таким образом структурное единство чувственной и рациональной сторон познания, определяемое практикой и проявляющееся уже на уровне интуиции, и превращает акты познания в активные поисковые процессы. Иными словами - в познание органически входит реализация отношения субъекта познания к его объекту. Ни ощущения, ни восприятия, ни представления, ни абстрактно-логические формы познания, как верно подчеркивает В. П. Тугаринов **, не являются зеркально-безразличными образами действительности. Наоборот, образ действительности, возникающий на основе единства чувственного и рационального, - это пережитый субъектом познания образ, и поэтому в нем находят свое место потребности, интересы, мотивы, цели, идеалы человека и человечества, социальных групп, коллективов, классов.
Благодаря эмоциональным подкреплениям, сопровождающим восприятие, эти потребности образуют весьма ощутимую внутреннюю структуру. В результате "превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" осуществляется одновременно тремя путями: картинно-наглядной фиксацией раздражителя, знаковой фиксацией его значения и эмоциональной фиксацией личностного смысла ситуации.
* См.: А. Н. Л е о н т ь е в. Проблемы развития психики, стр. 223.
** См.: В. П. Т у г а р и н о в. Философия сознания. М., 1971.
Итак, как мы видим, на основе практики осуществляется органическое слияние чувственного и рационального в познании. Это и обусловливает не только значимость непосредственно-чувственного отражения мира человеком для познания, но силу и значимость его рациональной, абстрактно-логической познавательной деятельности.
Последняя осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
Понятие - это мысль, отражающая общие, существенные,необходимые свойства предметов, явлений, процессов действительности.
Количество понятий неисчислимо. Животное и дерево, метеор и спутник, сила и покой, холм и Вселенная - все это есть запечатленная в слове мысль об окружающем человека мире и о его собственных переживаниях как отражении этого мира. Каждое явление, тело, процесс или их свойства обладают качественной определенностью.
В понятии выражается прежде всего эта качественная определенность.
Длителен и труден процесс образования научных понятий. Тысячелетия науке было известно понятие "атом". Но какие изменения претерпело это понятие за прошедшие века! От гениальной догадки великого материалиста Демокрита до открытия очередной частицы антисигма минус гиперон - дистанция .не только огромного, но и труднейшего пути.
Современные позитивисты протестуют против этого. Они утверждают, что понятия - это термины, образованные в результате конвенций, соглашений. Люди договорились считать атом частицей, тяготение - силой, длину, ширину, высоту - пространством, Солнце - небесным телом и т. д.
История опровергает это. Каждое понятие у любого народа это преломленные в мысли и выраженные в речи результаты тысячелетней практической деятельности. В языке северных народов, например, есть ряд слов, которые передают движение моржа в разных направлениях. В ненецком языке имеемся до сорока слов, выражающих конкретный вид снега. Таких примеров множество.
В этом раскрывается конкретно-чувственная природа образования общих понятий в ходе материальной жизни общества.
Из этого следует вывод: как нельзя оторвать чувственное отражение от логического мышления, так понятие нельзя оторвать от ощущений, восприятий и представлений. Наоборот, оно вырастает из чувственных форм. "В природе", - подчеркивает В. И. Ленин, они, понятия, имеют "кровь и плоть" *. И дальше: "... в понятиях человека своеобразно (это NB: своеобразно и диалектически!!) отражается природа" **.
История человеческого мышления показывает и то, что образование понятий - это не случайное отыскивание слов, не откровение, внезапно озаряющее человека, а результат трудоемких, сложных процессов, занимающих сотни и тысячи лет.
* В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т. 29, стр. 257.
** Там же.
Такими процессами являются абстрагирование и обобщение.
Абстрагирование - это мысленное вычленение, выделение существенных свойств, сторон, черт явления или предмета. Обобщение мысленное включение в объем понятия всех предметов, обладающих совокупностью признаков, характеризующих его содержание.
В основе процесса абстрагирования и обобщения лежат мыслительные операции анализа и синтеза. Анализ - расчленение целостного явления или предмета на его "составные" части (свойства, черты, стороны). Синтез - суммирование отдельных свойств, черт, сторон предмета или явления.
Здесь следует обратить внимание на активность субъекта познания в процессе образования понятий. Эта активность выражается прежде всего в проявлении роли воображения, фантазии в познании.
Уже формирование представлений выявляет эту роль, ибо само представление есть своеобразно объективированное в виде чувственного образа воображение, т. к. сам объект представления непосредственно в момент образования представления, как правило, не контактирует е органами чувств. Н в меньшей степени эта гносеологическая функция воображения проявляет себя в логических операциях. Само абстрагирование, отвлечение требует включения воображения. То же имеет место к при обобщении.
Таким образом, понятия представляют собой своеобразный итог познания мира человеком и воплощают в себе, с одной стороны, богатство и разносторонность вещей, предметов, тел, явлений, процессов, т. е. объект познания, а, с другой, особенности субъекта познания, цели и характер его деятельности.
Каково же место понятий в рациональной форме познания? Сами по себе понятия носят характер статичности, хотя в них отражается динамика явлений, процессов. Как самый полный словарь не есть еще сам язык, так сумма понятий не есть сознание. От того, что мы узнаем сами по себе понятия "космос" или "изменением, "атом" или "масса", "ген" или "движением, "пространством или "прекрасное", мы мало продвинемся в понимании окружающего мира. Но понятия в реальном процессе познания взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга. Взять хотя бы категории, т. е. наиболее общие понятия диалектики: "материя" и "движением, "пространство" и "время", "движение" и "покой", "содержание" и "форма", "возможность" и "действительность" и т. д. Удивительная, на первый взгляд, парность категорий есть выражение общей закономерности существования понятий. Это отражение в мысли движущихся, изменяющихся ферм материи, результат проникновения человека в тайны природы и общественной жизни. Понятия в мышлении связаны между собой. Не просто механическое фиксирование готовых понятий, а их постоянный переход друг в друга и в свою противоположность - вот действительное содержание рациональной, абстрактно-логической ступени познания.
Эти процессы осуществляются в форме суждений. Вот почему особенности понятий нельзя уяснить, минуя суждения. Суждение это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "дождя нет", "море смеется", "атом неисчерпаем", "социализм победил окончательно" - все это суждения, в которых об одних понятиях утверждается или отрицается нечто через другие понятия.
"Атом неисчерпаем". В этом суждении не только нечто утверждается (делимость) и нечто отрицается (неделимость) об атоме, здесь отражается взаимосвязь атома с другими формами материи, его структура, место и значение в познании. Это закономерно, ибо само понятие "неисчерпаемость" как в фокусе отражает диалектический подход к явлениям, а катом" выражает материалистическое понимание мира и т. д.
Иными словами, суждения выражают связь понятий и являются ничем иным, как "пересаженной в голову" связью предметов, явлений, процессов. Это определяет принцип классификации суждений, в частности деление на единичные, особенные и всеобщие. "Рабский труд - источник существования античного мира" - суждение единичности; "всякий подневольный труд обусловливает существование эксплуататорского общества" - суждение особенности; а суждение "человеческий труд - основа социальной формы движения" суждение всеобщности.
Если в суждении связь понятий отражает действительную связь явлений, предметов, процессов, то оно истинно; если же связь понятий искажает связи объективного мира -суждение ложно.
К вопросу об истине мы еще вернемся. Пока же обратим внимание на неправомерность отрыва одних форм абстрактно-логического мышления от других. Понятии только условно могут рассматриваться вне суждений. В
действительности, суждение - связь понятий, а сами понятия - следствие суждение. И те и другие - образы объективного, не зависящего от сознания мира.
Но и суждения не могут быть до конца поняты в отрыве друг от друга. Мысленная связь нескольких истинных суждений и выведение из них определенного заключения в форме нового суждения о предметах, явлениях, процессах объективного мира называется умозаключением. Таким образом, порядок изложения форм абстрактного мышления, принятый в логике, - это не произвольный порядок, но отражение действительной диалектики предметов, явлений и процессов.
Суждения, которые кладутся в основу умозаключения, называются посылками. Умозаключения бывают различных видов. Наиболее широко применяются индуктивное и дедуктивное умозаключения.
Индукция, как восхождение от единичных фактов к общему, и дедукция, как движение мысли от общего к частному, выведение из общих посылок следствий более частного характера путем логических рассуждений, являются взаимодополняющими способами познания действительности. "Индукция и дедукция, - говорит Ф. Энгельс, - связаны между собою столь же необходимым образом, как синтез и анализе *.
* К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 254.
Широкое распространение в познании имеют умозаключения по аналогии. В ходе этих умозаключений, на основании сходства или тождества некоторых точно установленных свойств или черт ряда объектов наука приходит к выводу о сходстве или тождестве других свойств или черт этих объектов. Так, например, сходство Земли и Луны как небесных тел позволило предположить, что, поскольку у Земли обе стороны аналогичны, то и у Луны обратная, невидимая с Земли сторона, ничем принципиально не отличается от видимой.
Так и оказалось в действительности. То же было в отношении лунного грунта и т. п.
Вместе с тем, зная, например, что Земля обладает магнитным полем, по аналогии давно было заключено о наличии у Луны, Марса и других планет магнитного поля. Однако исследования Луны и запущенные к Марсу ракеты не подтвердили пока присутствия там магнитного поля. Заключение о его наличии у других небесных тел остается гипотезой.
Гипотеза (по-гречески предположение) может выступать как суждение о ненаблюдаемых явлениях или о скрытых внутренних механизмах наблюдаемых явлений, не проверенное на практике.
О значении гипотезы для познания прекрасно сказал Ф. Энгельс: "Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза" *. И действительно, обратимся ли мы к учению о микромире - квантовой механике или релятивистской теории поля, обратимся ли мы к идеям об эволюции звездных ассоциаций или о происхождении жизни, о функционировании мозга или о наличии внеземных цивилизаций, - везде мы обнаружим гипотезы, а в них своеобразное переплетение чувственно достоверного и принципиально проверяемого, но далеко еще недоступного проверке, опыта прошлого и фантазии о будущем, актуально используемого и лишь потенциально возможного.
К. Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т. 20, стр. 555.
Мысль о коммунизме, родившись в тисках социальной несправедливости, как фантазия, как мечта о справедливом обществе, прошла фазу гипотезы в утопических суждениях социалистов Франции и России. И лишь затем, развертываясь как гипотеза, постепенно в научных доказательствах Маркса, Энгельса, Ленина, приняла форму теории, а в ходе победоносной Великой Октябрьской социалистической революции в России окончательно сложилась как могучая, непобедимая и незыблемая теоретическая основа революционного преобразования мира, преобразования капиталистического общества в общество коммунистическое.
Вопрос о гипотетическом знании снова подводит теорию познания вплотную к проблеме активности субъекта в познании. Здесь это обнаруживает себя и в том, что само познание предстает, в полном соответствии с принципами марксистско-ленинской диалектики, не только как знание-опыт и знание-объяснение, но и как знаниепрогноз. Причем прогнозирование выступает не только как функция познания, но и как механизм актуализации знания в процессе преобразования мира субъектом. Иначе говоря, хотя возникновение знания, как мы видели, невозможно без практики, но и развертывание практики, ее развитие невозможно без знания.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1111;