Право на приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы.
В настоящее время неограниченную возможность приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей предусматривается ст. 95 УИК.
Запрет на подписку, получение, приобретение, хранение и распространение касается лишь изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также изданий порнографического характера (ч. 2 ст. 95 УИК).
Осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств (ч. 1 ст. 95 УИК).
Причем посылки и бандероли с литературой, приобретаемой через торговую сеть, не включаются в количество посылок и бандеролей, которое вправе получать осужденный (ч. 3 ст. 95 УИК). Однако в исправительных учреждениях существуют ограничения на хранение указанной литературы, поскольку согласно ч. 4 ст. 95 УИК осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.
Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ), в основном сохраняется за осужденными, но с некоторыми ограничениями. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 12 УИК:
осужденные, являющиеся российскими гражданами дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке России либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания;
осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика;
ответы осужденным даются на языке обращения, а при отсутствии такой возможности – на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
Особое значение право на сохранение своего родного языка, культуры и традиций имеет для осужденных иностранцев.
В заключение следует отметить, что соблюдение рассматриваемой категории прав человека возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень и когда создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.
Несмотря на определенные трудности, обусловленные в первую очередь недостаточным финансированием из федерального бюджета, ГУИН Минюста России и территориальные органы уголовно-исполнительной системы пытаются самостоятельно решать возникающие проблемы, принимают меры по выполнению уголовно-исполнительного законодательства, других нормативных актов, определяющих порядок исполнения уголовных наказаний.
Для реализации осужденными своих прав необходим механизм, обеспечивающий возможность реального пользования ими.
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 12 УИК).
Поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) ч. 11 ст. 12 УИК также устанавливает: “При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц”.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1220;