Культурные права
Право на образование предполагает общедоступное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; право выбора родителями формы обучения своих детей и обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии с собственными убеждениями.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основное общее образование является обязательным. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Однако в настоящее время требование обязательности основного общего среднего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста. (Конституция 1978 года закрепляла обязательность среднего общего образования и бесплатность всех уровней основного образования.)
Право каждого на образование гарантируются Конституцией РФ за счет общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43).
Поскольку основное общее образование обязательно (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), ч. 1 ст. 112 УИК предусматривает, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.
Что же касается осужденных, желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия (ч. 1 ст. 112 УИК).
Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 2 ст. 112 УИК).
Некоторыми гарантиями получения образования является положение ч. 3 ст. 112 УИК, согласно которому для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде.
Не привлекаются к общему образованию лишь осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК).
При этом если получение основного общего образования детьми обеспечивают родители или лица, их заменяющие (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), то в отношении осужденных это обеспечение приходится принимать на себя государству.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции).
Наряду с общим образованием в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него (ч. 1 ст. 108 УИК). По желанию могут получить соответствующую профессиональную подготовку лишь осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет (ч. 2 ст. 108 УИК).
Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 июля 1998 г.; дополнена Федеральным законом от 9 марта 2001 г.).
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК).
Относительно высшего образования ч. 3 ст. 43 Конституции гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Российское законодательство в области образования не содержит дискриминационных положений. Россия ратифицировала Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования.
Интересной представляется проблема, связанная с возможностью реализации лицами, отбывающими наказание, своего права на получение среднеспециального, а также высшего образования.
Препятствием для реализации прав данной категории граждан на получение высшего образования является неразвитость форм и методов организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Также законодательством не регламентирован механизм получения высшего образования лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Конвенции ООН "О борьбе с дискриминацией в области образования" "выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение ... которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования и, в частности, для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа...".
В данном случае, когда достаточно большая категория граждан лишена возможности воспользоваться правами, говорить об "общедоступности образования, адаптивности системы образования" в исправительных учреждениях в целом по России нельзя. Данный факт в свете Конвенции ООН может трактоваться как дискриминация в области образования.
Когда речь идет о реализации права гражданина на образование, доводы должностных лиц об отсутствии денежных средств представляются необоснованными. Получение высшего образования могло бы в дальнейшем оказать положительное влияние при социальной реабилитации (адаптации) лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества подразумевает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на доступ к культурным ценностям и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Одной из наиболее серьезных и сложных проблем является проблема обеспечения конституционного права человека на культуру и его нравственное здоровье. Негативное воздействие средств массовой информации, особенно электронных, нередко пропагандирующих насилие, порнографию, пьянство, нравственное разложение, грубо нарушают конституционные права граждан на культуру и нравственное здоровье. Государство не обеспечивает защиту человека, особенно детей, от негативного воздействия СМИ.
Право на просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач позднее было дополнено на просмотр видеофильмов (ч. 1 ст. 94 УИК).
Запрет на данного вида право касается лишь отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденных, переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры (ч. 1 ст. 94 УИК)77.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1049;