Основы правового положения осужденных
Правовое положение осужденного - это совокупность нормативно закрепленных обязанностей и прав, которыми он обладает, обусловленных характером назначенного наказания и порядком его исполнения, а также поведением осужденного во время отбывания наказания и другими предусмотренными законом обстоятельствами.
Отправным моментом в уяснении правового статуса осужденного является положение, в соответствии с которым государство должно признавать в нем человека и гражданина. В свое время эта мысль как нельзя лучше была выражена К. Марксом, который писал, что государство должно видеть в правонарушителе человека, живую частицу государства, солдата, который должен защищать родину, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи и, наконец, самое главное – гражданина государства1.
Гражданство является важнейшим правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, а также первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный законодательством страны объем взаимных - государства и гражданина - прав, обязанностей, ответственности основан непосредственно на признании и соблюдении основных прав и свобод личности. Однако права, законные интересы, обязанности могут быть реализованы в полной мере только при наличии гражданства.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека на гражданство. Ряд важных принципов установлен в Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 года, а также в Европейской Конвенции о гражданстве. До настоящего времени Россия подписала только Европейскую Конвенцию о гражданстве (1997 год). Однако она еще не ратифицирована.
В Конституции РФ нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя. Поэтому ожидалось, что реализация права на гражданство России будет основываться на соблюдении общепринятых норм международного права, уважительном отношении к соотечественникам, прибывшим в Россию на постоянное проживание.
Это означает, что применение наказания не влечет за собой лишение гражданства и исключение осужденного из числа членов общества. Чтобы убедиться в том, что так было не всегда, достаточно вспомнить изгнание из рода, высылку из страны, существующую еще в Древнем Риме (или Греции) или действующее до 1958 г. отечественное законодательство, предусматривавшее такой вид наказания, как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и изгнанием навсегда из пределов СССР. В настоящее время положение ч. 3 ст. 6 Конституции РФ о том, что российский гражданин не может быть лишен своего гражданства, распространяется и на лиц, осужденных за совершение преступления.
Необходимо еще раз напомнить, что право на гражданство является важной составной частью основ правового статуса личности, а реализация этого права накладывает на государство обязанность обеспечивать и защищать закрепленные в Конституции РФ права и свободы личности. Так, в Минимальных стандартных правилах предлагается считать осужденных к лишению свободы не исключенными из общества, а остающимися его членами. «Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот». (проверь).
Сохранение за лицом, подвергнутым наказанию, гражданской правосубъектности является необходимой предпосылкой отношения к нему как к субъекту гражданских прав и обязанностей, а не изгою, заслуживающему любого обращения. Именно поэтому ч. 1 ст. 10 УИК гласит: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний».
Вместе с тем правовое положение осужденного не может быть идентичным положению любого другого гражданина. Это отличие имеет своим основанием его собственное противоправное поведение и сводится к различного рода правоограничениям, которые и образуют, с точки зрения юридической, содержание наказания. Следовательно, осужденный - гражданин с ограниченным правовым статусом.
В этой связи обоснованным был отказ в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. М. Гладкова, который попытался оспорить ряд общих правил отбывания лишения свободы, в том числе цензуру корреспонденции, ограничение свиданий, телефонных разговоров, приобретения продуктов питания, получения посылок и других благ для всех осужденных, содержащихся в тюрьме, особенно на строгом режиме (ст. 131 УИК), меры взыскания и др., утверждая, что указанные положения предусматривают не соответствующие Конституции РФ ограничения прав.
Да, гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемый закон, примененный или подлежащий применению в деле заявителя, затрагивает его конституционные права и свободы2.
Однако ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, п. «о» ст. 71 Конституции тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч. 1 ст. 43 УК, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве устанавливаются как меры наказания с различным комплексом соответствующих его виду ограничений, так и порядок отбывания этого наказания, то есть режим исполнения, предполагающий индивидуализацию в применении наказания и создание предпосылок для достижения его целей.
Устанавливая указанные меры, законодатель должен исходить из того, что в целом осужденные обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности и совершенных ими преступлений3.
Так решается вопрос и в ст. 10 УИК, ч. 2 которой гласит: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом».
Защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, должна быть также обеспечена в отношении осужденных, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. В ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах специально подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»4. Имея в виду данное обстоятельство, можно дать и более широкое определение: осужденный - это правосубъектное лицо с ограниченным правовым статусом.
Однако различие в обычном правовом статусе граждан данного государства и лиц, не являющихся таковыми, предопределяет раздельное закрепление правового статуса осужденных граждан и иностранцев. В ч. 3 ст. 10 УИК особо оговаривается, что последние пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами России и ее законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством5.
В остальном же следует учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека#S провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения,
Таким образом, осужденный - это не бесправное существо, а личность временно (на срок наказания) ограниченная в правах.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1672;