Социология постиндустриального развития

 

Все эти тревожные симптомы,

которые нас так пугают, могут оказаться не симптомами смер­ти, а, напротив, симптомами рождения новой жизни.

 

Р. Флетчер

Индустриальное производство _

не просто Преходящий гость в истории, но, вероятно, останет­ся с нами в том или ином виде навсегда.

 

Р. Дарендорф

 

 

На изменения социально-поли­тической ситуации можно реа­гировать только нововведения­ми.

 

к. Пэвuт

 

Жесткие потрясения западного общества в 60-е годы заставили правительства, крупные монополии и корпорации скон­центрировать усилия на научно-практической деятельности, направленной на преодоление социаль­но-экономического и духовного кризиса, а также реконструкцию социальной системы на основе но­вейших данных науки и техники. Это обусловило необходимость «теоретического обеспечения» про­мышленного и социального развития в новых ус­ловиях. Данная потребность вновь актуализирова­ла позитивистско-сциентически ориентированную социологию с верой в безграничные возможности научно-технического рационализма (ренессанс Ве­бера и Парсонса). Критика пессимистических кон­цепций сатурации индустриального общества со­провождалась реабилитацией технологической модели развития общества. Да, все причины неду­гов современного общества надо искать в достигну­том уровне индустриализации. Однако дальнейшее продолжение нтр автоматически осуществляло пре­образование индустриального общества, в качествен­но новую цивилизацию, ориентирами которой вы­ступали не экономические императивы, а ценности качества жизни.

Стремление к построению более или менее общих концепций, в том числе и прогностических моделей социального развития, обусловливало в 70-е годы сближение социологии с футурологией. Последняя занималась «изучением будущностей», если мир подвергнется (не подвергнется) коренным переме­нам под влиянием сил, реальность которых уже теперь очевидна. Главный вопрос касался того, что возникнет из существующего положения вещей: будет ли будущее продолжением позитивного раз­вития тенденции «открытого общества» (оздоров­ления капитализма), или оно будет качественно иным - новым этапом. Анализ будущностей как бы ликвидировал разрыв между пророчеством и экспертизой. Предлагались различные сценарии будущего:

- все остается в прежних границах: будущее равно прошлому;

- если не будет найдено альтернативы термоядерной угрозе: катастрофа;

- победа тотально-консервативных моделей господства: а) катастрофа не исключается; б) ката­строфа исключается, если это станет универсаль­ной моделью;

- сверхиндустриализация: гиперэкспансионистское общество;

- экологическая модель: а) согласие между людьми и природой; б) единство социального и природного начал (натурализация общественных проблем).

Построение концептуальных и прогностических моделей общественного развития сопровождалось плюралистической непринужденностью: «постиндус­триальная» (Д. Белл), «посткапиталистическая» (Р. Дарендорф), «постцивилизованная» (К Болдуинг),

«постсовременная» (А. Этциони), «постбуржуазная» (Г. Лихтгейм), «нового индустриального» (Дж. Гэл­брейт), «индустриального в фазе зрелости» (Р. Арон), «продвинутого индустриального» (Г. Маркузе), «сверхиндустриального» (А. Тоффлер), «технотронного» (3. Бжезинский). Для инновационных концепций ха­рактерна единая методологическая основа - парадигма реиндустриализации и перерастания индустриального общества в «постиндустриальное» («пост» после, по ту сторону).

Реиндустриализация рассматривалась как новый этап НТР, в котором наука и техника больше не являлись врагами человека и его естественного ок­ружения, а формировали ресурсосберегающую (эко­разумную) экономику, трудосберегающее производ­ство и электронно-информационную культуру. Для неё приоритетами выступали общечеловеческие цен­ности и выживание человечества как главные императивы эпохи. При этом «постиндустриальное» развитие трактовалось в том смысле, что оно вело к технотронному, сверхиндустриальному обществ­у, в котором преобладающая часть общественной жизни концентрируется на непромышленной дея­тельности - сфере потребления и услуг. Постиндустриальное общество - это информационное об­щество, которое приходит на смену трудовому и является его отрицанием. В нем информация (а не труд) является системообразующим фактором но­вой социальной реальности.

Данный конструктивистский (рационалистичес­кий) подход рассматривал социальные системы и институты как искусственные образования, т. е. как созданные людьми по заранее заданному про­екту. Чтобы не допустить (приостановить) их хао­тического развития, необходимы социальное управ­ление и контроль, ставящие социальные процессы в определенные рамки. Тем самым восстанавлива­лись в правах концепции технологического прог­ресса, ориентированные на социоинженерные пре­образования, ведущие с помощью науки и научных методов к «достойному человека обществу». В то же время отвергающие политические действия как еэффективный способ переустройства человечес­кой жизнедеятельности. Соответственно, парадиг­ма антииндустриализма, пессимистические выводы глобалистики и теорий «пределов роста», опровергались как «безнадежно неправильные» (Саймон Дж., Кан Г. Изобильная планета. Ответ на «Гло­бальные проблемы 2000 гoдa», 1984) им на смену приходит оптимистический прогноз, вселяющие уве­ренность и повышающие готовность социальных организаций и отдельных людей участвовать в со­зидательной деятельности, поощряющей содейст­вие разумной политике и вселяющей надежду.­








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1185;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.