Радикальная концепция постиндустриального развития
Вопреки антитехнической риторике эллюлей, фроммов, мэмфордов и маркузе именно супериндустриальное общество расширяет рамки свободы.
А. Тоффлер
Иной подход в оценке индустриальной цивилизации и поиске контуров «новой цивилизации» (варианта «Tpeтьeгo пути») имел место в радикальных футурологических концепциях М. Маклюэна, А. Турена, А. Тоффлера, Э. Шумахера и др. В частности, А. Тоффлер в своих работах критически оценивал «индустриальную цивилизацию», пошедшую «не той дорогой». Она привела к конфликту между природным и социокультурным аспектами человеческого существования, напряжению между формами индустриального общества – системами капитализма и социализма (результат двойного эффекта разочарования). Анализ будущего Тоффлер осyществлял на основе «информационного редукционизма»: переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством: информационных технологий будет осуществляться на основе компьютерной революции. Он будет сопровождаться инновациями способа производства, образа жизни и культуры, разрешающими современные глобальные проблемы. В работе «Третья волна» образно метафорически Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны - это волны истории, рождающие цивилизации, через которые проходит человечество в своем развитии. Накатываясь одна за другой, эти «волны» образуют фон, на котором развертывается драма истории в трех действиях - три цивилизационные волны.
1. Доиндустриальная - сельскохозяйственная цивилизация до 1650-1750 гг., основанная на простом разделении труда, кастовой структуре общества, авторитарной власти и децентрализованной экономике. Технологической основой аграрной цивилизации является соха.
2. Индустриальная - промышленная цивилизация до наших дней. Её технологическая основа- машина.
Вторая волна - индустриализм разрушила сельскохозяйственную цивилизацию, подавила первобытного человека и изменила образ жизни миллионов. Она дала человеку массу материальных благ, получил развитие рынок. Но далось это слишком дорогой ценой: отрывом от природы, диктатом массовизации, утратой индивидуальности, Освенцимом, испепеленной Хиросимой, властью машины над человеком, отделением производителя от потребителя. К странам «индустриального пояса» Тоффлер относит Северную Америку, азиатский индустриальный район, Западную и Восточную(социалистическую) Европу, которые имеют общую характеристику («и так везде») и разделят общую судьбу. Он негативно оценивал индустриальное общество и видел выход в его перестройке - фундаментальных (системоизменяющих) преобразованиях. Но в отличие от представителей радикальной социологии Тоффлер звал не к бунту против существующего общества, а к хорошей реформе, приводящей его к саморазвитию.
3. Постиндустриальная (посткапиталистическая и постсоциалистическая) - компьютерно-информационная цивилизация. Она уже рождается у нас на глазах, но плохо видима в сутолоке повседневной жизни.
К контурам новой цивилизации Тоффлер относил:
1) Информационные (гибкие) технологии, качественно преобразующие инфраструктуры общества и образ жизни людей.
2) Демассифицированное (конфигуральное) общество, в котором классы теряют своё значение, а тысячи меньшинств, с временным характером существования, образуют различные переходные формы.
3) Антиципарная (предвосхищающая) демократия, обеспечивающая «участие граждан» в формировании моделей собственного будущего.
4) Транснациональные институты, решающие глобальные вопросы: отход от национально-государственной замкнутости и самомнения к общим рынкам со свободным перемещением товаров, людей, идей, культуры. Кто опоздает присоединиться к радикальной перестройке, социально-технологической информатизации современного общества, тот обречен на развитие «вдогонку» за постоянно ускользающим призраком будущего. Вопросы, поднятые А. Тоффлером на рубеже 70-80-х годов, стали не только предметом теоретических дискуссий, но и практического решения. Сам же он считал что создание футурологических проектов открывает путь к массовому пробуждению социального воображения и активному включению рядовых граждан в процесс исторического творчества. При этом надо «научить» людей встретить будущее и научить их, как выдержать эту встречу». Сегодня есть реальная возможность по достоинству оценить, что в его пророчествах оказалось правдой, а что нет. Оправдались прогнозы, предвещавшие неизбежный крах социалистического строя и СССР. Но, как заметил Тоффлер в интервью «Литературной газете» (1993 г.), не следует утрачивать чувства исторической перспективы. «Подлинная перемена - это закат индустриального общества. Капитализм и коммунизм были порождением промышленного развития общества. И, если одно из этих порождений потерпело крах, почему мы должны пребывать в уверенности, что такой же крах не постигнет второе?»
На вопрос, что нас ждет (особенно администрацию США), Тоффлер дал следующий прогноз.
1. Регионализм. Индустриальное общество тяготело к национальному государству. Постиндустриальное общество тяготеет к региональному государству.
2. Расовые проблемы и урбанизация. Следует ждать учащения беспорядков, ибо в ближайшие годы экономическое и расовое давление лишь усилится.
3. Азия. Это самый важный регион мира, и все же США ослабляют в нем свое присутствие. Опасность огромная.
4. Мексика. Если экономика Мексики потерпит Крах, в стране может наступить хаос. А в случае переворота США получат малый Вьетнам у себя под боком.
5. Безработица. Она будет иной и охватит не Только низшие социальные слои. Стимуляция экономики не поможет, так как все упрется в проблему специализации.
6. Военная стратегия. Ввиду отсутствия глобальной военной стратегии планируется урезать бюджет за счет сокращения количества рабочих мест. И урежут его не там, где надо.
7. Политика промышленного развития. Нет серьезной дискуссии на общенациональном уровне. Правительства же осознали, насколько это важно, и уже начинают разрабатывать свои стратегии.
8. Власть средств массовой информации. Массмедиа будут играть всё более важную роль. В постиндустриальном мире они могут занять место партий и отнять У них власть.
9. Религия. С закатом индустриального мира развалятся вековые политические структуры и возникнут новые предмодерные силы. Предвижу столкновения между государством и церковью.
10. Экология. Политические дебаты на эту тему будут по-прежнему носить абстрактный характер, а нерешенные вопросы - накапливаться. Делая упор на развитие новых технологий, японцы уйдут вперед. CШA, Китай, Индия идут к самому настоящему политическому и социально-экономическому повороту, их ждут гигантские структурные изменения, сравнимые, скажем, с перестройкой в СССР. Будущее Европы может оказаться в руках какой-нибудь экстремистской организации, победившей в одной из восточноевропейских стран. Если социальная напряженность в России или других странах Восточной Европы обернется взрывом, он ударит по всему континенту. Япония: изнутри страна обременена устаревшей и неэффективной политической системой. А извне окружена странами (Китай, Россия, Индия), в высшей степени нестабильными. Пожалуй, весь Тихоокеанский бассейн более уязвим, чем принято думать, так что Японии еще предстоит сделать не один трудный выбор. Вообще, когда так усиливаются различия, когда решения нужно принимать в кратчайшие сроки и требуется максимальная гибкость, противоестественно навязывать странам единообразие и однородность.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1235;