Информационная цивилизация
Информационное общество будет
новым типом общества, целиком
отличающимся от своего
индустриального предшественника.
И. Масуда
Информационное общество формируется как новый образ на основе «святой троицы»: коммуникационный спутник - кабельное телевидение, персональный компьютер (символический акт - запуск искусственного спутника Земли в бывшем СССР). Дефицит исторического времени требует: а) чрезвычайной быстроты и точности реакции на происходящее; б) умения сосредоточиться на стратегических направлениях; в) изменения технопространства, т. е. перехода от машины и транспортной сети к информационно-коммуникативной сети (телефон-компьютер-телевизор) как «нервной» системе новой цивилизации. Г. Маклуэн (1911-1980) представил трехсту-
, |
пенчатую модель всемирной истории.
1-я эпоха: человек слушающий - эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в
качестве коммуникации в акустическом (доалфавитном) мире (мифологическое сознание).
2-я эпоха: человек смотрящий - эпоха типографского (печатный станок И. Гутенберга) или
индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации. В данную эпоху изобретение алфавита означало переход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к новой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последовательно (рационалистическое сознание).
3-я эпоха: человек слушающий и смотрящий эпоха информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности (синтез мифо-рационалистического сознания).
Маклуэн считал, что электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т. п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно на работе ив быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.
Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры - к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ Является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.
Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демократии - «компьютерную демократию», в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом «общественного мнения»: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенствующее право общественности знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь.
Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные структуры, чтобы завоевать сознание общественности, обязаны вести с ней постоянный диалог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних контактов. Посредником между властью и обществом выступают «масс-медиа» - независимые средства массовой информации (особенно электронные), действующие по принципу «расскажи все, расскажи быстро».
Другим социальным институтом, связанным с развитием СМИ и социологии и осуществляющим связь управленческих структур с общественностью, является система «пабликрилейшнз» (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.
Пабликрилейшнз - это деятельность, направленная на установление и поддержание двустороннего общения между социальной организацией и ее общественностью, с целью добиваться на информационной основе сотрудничества и взаимопонимания, основанных на правде, знании и полной информированности. Последние принципиально отличают эту деятельность от пропаганды и рекламы. Выступая в качестве посредника в двустороннем общении, как консенсусной и конвергентной коммуникации, пабликрилейшнз обеспечивает:
а) для организации: достижение благоприятного отношения к себе общественности посредством распространения разъяснительного материала о своей деятельности в интересах общественности;
б) для общественности: добиваться реализации своего права на доступность социальной информации, относящейся к общественной жизнедеятельности.
Правильно разработанная и осуществленная программа информационной деятельности по новым канонам, как части эффективного управления, свободной от диктата идеологии и политики, является обязательным фактором достижения успеха на основе социального сотрудничества и партнерства между социальными организациями и их общественностью.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1253;