Проблема реидеологизации
Начинается новый идеологический век.
Р. Арон
Традиционные клише вроде «правый» или «левый», «коммунизм» или «капитализм» утратили свой смысл. Люди ищут новую ориентацию, новую философию...
Э. Фромм
Новая ситуация обусловила важное значение мировоззренческих ценностей, утверждающих идеи постиндустриального развития. Когда изменения реального мира не находят соответствующего отражения в идеологии, ценности проявляют тенденцию к утрате своего смысла. В свою очередь, безтворческой объединяющей идеи и объединяющих ценностей все разваливается. Понимание этого вело в 70-е годы к формированию процесса, получившего название «реидеологизации». Он пришел на смену «деидеологизации» и означал тенденцию и действия, направленные на усиление влияния идеологии на жизнедеятельность общества.
Возвращение к признанию роли и действенной силы идеологии в обществе происходило на основе прагматическо-инструментального подхода, опирающегося на её функции: а) познавательно-аналитическая группа включает объяснительную, оценочную, прогностическую; 6) практически-прикладная группа включает интеграционную, мобилизующую, охранительную, ориентирующую, побуждающую.
Наличие классово-стратификационных структур, их объединений и организаций по принципу «общего интереса», делало идеологию (выражающую
эти интересы) - идею как идеал - универсальным средством консолидации, направлением целеустремленных действий людей в борьбе за свою жизнеспособность. Будучи отражением социальных интересов (субъективность), она пронизывает социально-практическую деятельность и поведение социальных субъектов. Следовательно, идеология являлась необходимым компонентом общественной жизни. При этом социальная дифференциация обусловливает наличие в ней разных по содержанию и характеру видов идеологии - групповых, классовых, национальных, государственных,
религиозных и др. Поэтому требование «освободиться (отказаться) от идеологии» противоречит её сути: невозможно с помощью лозунгов, заклинаний отменить то, что является имманентным моментом в жизни общества. Даже агрессивная критика идеологии чаще всего является лишь формой испытания образцов нарождающихся её видов альтернативного порядка в борьбе «за место под солнцем». Реально вопрос может сводиться к отказу от определенной идеологии, её смене, переидеологизации, приведению к новому качественному содержанию, объективно отражающему действительные социально-исторические реалии.
Идеология придает тот или иной смысл действиям людей. Но её ценностная ориентированность отличает идеологию от объективно-научных построений, от науки в целом. В своей способности выдвигать прогнозы на будущее она сближается с утопией. Обоснование одних ценностей и опровержение других ведет к тому, что идеологические
построения тянутся к мифотворчеству. Огосударствление догматизирует идеологические доктрины, возводя их в абсолют и чрезвычайно упрощая, клишируя и т. п. Наличие в идеологии и обыденного уровня, связанного с ближайшими интересами людей, обусловливает присутствие в ней народного здравомыслия, своеобразно выражающего мироощущение и общественное мнение. В практической, прикладной идеологии имеет место программный компонент (политические документы, манифесты, платформы, призывы, лозунги и т. п.), формирующий конкретную устремленность социальных сил в социально-политической обстановке.
Ценностная природа обусловливает проявление в идеологии научности и не научности, конструктивности или деструктивности, прогрессивности или реакционности, а отсюда - либо плодотворной, либо негативной роли в общественной жизни. Следовательно, между наукой и идеологией может возникать конфронтационный тон. Но это вовсе не исключает необходимости опоры второй на первую, использование идеологией научного знания, как основы обретения ею черт научности, обновления, не отменяя различия между наукой и идеологией.
В условиях перехода общества к постиндустриальному развитию на смену классовой идеологии приходит новая технократическая (неполитическая) - «постидеология» с элементами научности под влиянием науки и техники. Данная ситуация характеризуется тем, что духовный мир деполитизированной общественности пронизан технократическим сознанием, заглушающим социальные антагонизмы. Этот подход трансформируется в поиски глобальной, планетарной, панидеологии, ориентированной на общечеловеческие ценности, надклассовый и безнасильственный мир, гуманную и демократическую альтернативу.
Концепция планетарной цивилизации базируется на общности исторической судьбы, взаимозависимости государств и народов. Торговый строй постоянно стремится к организации единой универсальной формы мирового масштаба. Кочевничество - высшая форма торгового строя. Магнитная карточка становится подлинным протезом индивидуальности («Я» человека), открывающим ему доступ к универсальному рынку. Данная тенденция схватывает линию развития, направленную на реализацию интернационалистического вектора мирового хозяйствования как доминанты современной эпохи. Это путь, позволяющий подняться над ограниченными классовыми, национальными, религиозными интересами и другими разногласиями, добиваться баланса интересов различных социальных групп, обществ, государств, общественных движений и т. д. как сердцевины целостного мира. На этой основе в жизни человечества как глобальной общности складывается особый тип общественного сознания - общечеловеческое сознание, воспринимающее действительность в её геополитическом, своего рода вселенском, планетарном аспекте. В таком плане выдвижение идеи планетарной идеологии также правомерно и своевременно она должна быть способной убеждать людей в необходимости выполнять действия надклассового наднационального и надгосударственного порядка. Приведенный подход демонстрирует действительную деидеологизацию общества, т. е. не отказ от идеологии вообще, а отказ от устаревших идеологических постулатов, сложившихся в условиях конфронтации, противоборства «двухполюсных» идеологий, и переход к парадигмам, нетрадиционным решениям с учетом интеграционных, универсалистских социальных процессов. Действительно, ход современного мирового развития обусловливает ocтрейшую необходимость партнерства всех участников мирового сообщества в борьбе за общечеловеческое выживание: стремление к спасению цивилизации от угрозы оружия массового уничтожения, ликвидации опасных болезней, сохранению; природы планеты, рациональному распоряжению небесконечными её ресурсами, созданию достойных условий для развития всех людей и народов земли. Если люди не одержат победу в этом направлении, то теряют смысл и попытки обеспечить коренные интересы людей, права человека распоряжаться собственной судьбой.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1249;