Леворадикальная социология
Судьба настоящего состоит в том, что оно
должно пройти через свержение
фактически существующей экзистенции.
Г. Маркузе
Будьте реалистами: требуйте невозможного
Идея исчерпанности возможностей, связанных с индустриальными моделями развития, получила серьезную поддержку в леворадикальной социологии, обосновывающей необходимость коренных (радикальных) социальных изменений, в том числе и с использованием средств политического насилия. Радикальной (революционной) критике была подвергнута безграничная индустриализация, нацеленная на постоянный экономический рост и открывшая перспективы глобальной катастрофы. При этом «рационализация» (наука и техника) рассматривается как основная сила «узаконивания господства» меньшинства над эксплуатируемым большинством в условиях «индустриальной цивилизации». Отсюда вытекал интерес к марксизму, давно осознавшему значение антагонистических противоречий и конфликтов в общественном развитии и необходимость их разрешения с помощью социально-политических революций. Негативным отношением леворадикальной социологии к НТР, оценивавшейся как «научно техническая контрреволюция», она обязана своей популярности в движении «новых левых», официально выражающих оппозицию консервативной идеологии капитализма и советского социализма как вариантов «единого индустриального общества». Главный тезис радикальной критики заключался в том, что преодолеть кризис индустриального развития общества невозможно без серьезных политических, институциональных и культурных изменений.
Лидером радикальной социальной критики индустриальной версии прогресса выступала Франкфуртская школа, что обусловило её захваченность марксологическим поветрием. Данная школа, как направление леворадикальной социологии (социально-философской мысли), сложилась в 30-х годах под руководством Макса Хоркхаймера (директора Франкфуртского института социальных исследований). С самого начала она ориентировалась на проблематику диалектического и исторического материализма. С 1933 г. по 1950 г. Институт и его сотрудники находятся в эмиграции, с 1939 г. – в США, где были пущены организационные корни в американской университетской среде, оказавшие влияние на интеллектуальную жизнь Америки. По возвращении в ФРГ, Франкфуртская школа стала центром молодой, критически мыслящей интеллигенции. Её главные представители - Теодор Адорне (1903-1969), Герберт Маркузе (1898-1979), Эрих Фромм (1926-1980), Макс Хоркхаймер (1895-1973), Юрген Хабермас (1929), которые эволюционировали от «критической теории» к пессимистической философии истории, затем - к «негативной диалектике» и, наконец, к левому радикализму. После разочарования в молодежных выступлениях 1968 г. последняя школа в социологии как таковая распалась. На протяжении своего существования Институт осуществлял «социальные исследования», опираясь на социально-философские теории и эмпирические методы в комплексном изучении философско-социологических проблем: «семьи и авторитета», «предрассудка и авторитарной личности», «отчуждения и властвующей элиты», «теории и практики», «политической и сексуальной революции», «индустрии культуры и манипулирования сознанием».
Критическое отношение к научно-технической рациональности индустриальной цивилизации, как специфической технологии господства социальных механизмов капитализма и социализма, обусловило потребность подняться над двумя классическими парадигмами социологии:
1) идущей от Конта через Дюркгейма и Вебера к Парсонсу;
2) идущей от Маркса - Энгельса через Ленина
Сталина к марксизму-ленинизму. При этом представители Франкфуртской школы исходили из того, что Ленину был незнаком«аутентичный марксизм», так как «Экономико-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», первоначальный вариант «Капитала» были опубликованы после его смерти. В советский период марксизм был догматирован и представлял собой «мумифицированные» понятия и «прирученную» диалектику, апологизирующую заранее заданные позиции (предвзятые концепции). Следовательно, строительство «советского социализма» шло не по Марксу.
Франкфуртцы опирались на марксизм как на теорию критического отрицания «буржуазной рациональности» (революционного взрыва «рационализированной действительности»). Это форма нео-марксизма (неортодоксального марксизма), ориентированная на подлинный - аутентичный марксизм. Он основан на первоисточниках, т. е. очищен от догматизма и схоластики: марксизм с «человеческим лицом» как теоретико-методологическая база «гуманистического социализма» (в духе реформистской социал-демократической ориентации). Таким образом, если противники марксизма считали его«опиумом для интеллектуалов», то нео-марксисты видели будущее за «недогматизированным» марксизмом (особенно ранним), синтезированным с фрейдизмом. Последнее способствовало популярности и доступности их работ в критически настроенной интеллектуальной среде гуманитарной интеллигенции и студенчества.
Усилиями Т. Адорно, г. Маркузе, М. Хоркхай мера марксологическое поветрие вылилось в «диалектическое» стремление в теоретическую социологию («диалектическая социология» или «критическая теория»). В нем негативно-диалектическая концепция трактовал ась как определенное политическое действие, но не принимающее характера «политической акции». Данная концепция опиралась на «отрицающую» философию Гегеля: отрицающую; противоразумную действительность общества, в котором господствует иррациональная стихия товарных отношений. Однако, по мнению Маркузе, осуществление разумного преобразования этой действительности он ошибочно возлагал на государство. «Критическая теория» Маркузе (вслед за Марксом) исправляла эту ошибку и связывала надежду на разумное общество с идеей революции. Но, в отличие от Маркса, не как «отрицание отрицания», а как тотальное отрицание - «абсолютное отрицание установившихся порядков». Маркузе исходил из того, что закон и порядок везде и всегда являются законом и порядком тех, кто защищает установленную иерархию. Поэтому всех «мятежников» объединяет глубина отказа от существующей реальности (дух бунта против всякого порядка). Этот «Великий Отказ» есть протест и борьба за изначальную из свобод - свободу жизни без страха. Свободное общество построят те, кто захотят быть свободными в полном соответствии с принципом «все дозволено», а если попросту - как кому придет в голову. Главное - разгромить капитализм, а там посмотрим (активистская ориентация левого экстремизма).
Таким образом, научно-технический прогресс к общественному и тем более личностному прогрессу отношения не имеет. По иронии судьбы, «машинная цивилизация» оказывает дегуманизирующее воздействие и «плодит худших людей». Рассмотренные истоки одномерности объединяют две альтернативные системы индустриальной цивилизации - монополистического капитализма и государственного капитализма (казарменного социализма) в главном:
а) они являются индустриально-бюрократическими системами;
б) они являются централизованными системами панрациональной регуляции;
в) они преследуют схожие цели – накопления и Экономического роста;
г) они игнорируют человеческий фактор «человек-винтик».
В силу этого оба варианта «единого индустриального общества» обладают способностью сдерживать социальные качественные изменения, которые могли бы привести к установлению новых форм существования человечества - «коммунистического индивидуализма», где царствует «свободный разум свободных индивидов».
Концепция «одномерного человека»
В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном обществе. В ней обосновывался тезис о деградации пролетариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антагонистом» властвующих структур. Одномерное общество формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со стороны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образования, средств массовой коммуникации, досуга, армию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действительно видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авторов рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется. Тем самым создается благодатная почва для социального конформизма и манипулирования массовым сознанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.
В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возникновения глобальных проблем;
- ориентация на абсолютную эффективность
производства;
- ориентация на создание и удовлетворение
порабощающих людей потребностей;
- понимание обусловленности человеческого существования исключительно средствами экономического роста;
- представление о непосредственном совпадении расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества;
- представление о направленности исторического прогресса ко всеобщему эгалитарному равенству или экономическому благополучию.
В итоге «одномерный человек» из «спящей массы» (рабочий класс), интегрированный в это общество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма.
Необходимость тотального отрицания «единого индустриального общества» актуализировала перед франкфуртцами вопрос поиска сил, которые могли бы его осуществить, - «субъекта революционного (исторического) процесса». Несправедливые отношения господства и подчинения можно устранить с помощью радикальной критики (оружие критики), путем морального осуждения эксплуатации и угнетения и их идеологии. Эта «революция в сознании» должна освободить людей от угнетающих их ложных представлений, от одномерного сознания. В результате данной «интеллектуальной революции» (революции в человеке) должен произойти индивидуальный бунт каждого, «великий отказ» участвовать в игре «потребительского общества». Поэтому носителем революционной идеологии и исполнителем революции (субъект революции) являются те, кто обладает «двумерным» мышлением, способным критически оценивать действительность, противостоять манипулированию сознанием и не стать рабом одномерного сознания. Это прежде всего новый класс - интеллигенция и служащие, обладающие интеллектуальным и культурным потенциалом. Ведущая роль принадлежит гуманитарной интеллигенции и она является реальной силой, способной осуществить революционное изменение общества. К интеллигенции примыкает студенчество и городские слои населения, которым также свойственно критическое мышление. Кроме них революционной силой являются также нищие массы третьего мира (люмпенизированные), ущемленные национальные и религиозные меньшинства (не пролетарский протест).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1449;