Глава 4 Советская социология
Мы всюду ставим монументы содеянному нами добру и злу.
Перикл
Возрождение советской социологии началось в 50-60-х годах и совпало с освобождением страны от сталинского оцепенения.
Подросла новая поросль ученых с надеждой на иную социокультурную атмосферу в обществе. То, что в течение почти тридцати лет было запретным (генетика, кибернетика, социология и т. п.), теперь реабилитировано. Но вынужденный перерыв в развитии социологии привел к тяжелым для нее последствиям. Во-первых, преемственное, основанное на традиции развитие социологии оборвал ось. В 20-е годы советская социология порвала с традициями дореволюционной социологической мысли; в30-50-е годы были забыты достижения 20-30-х годов и не было приращения социологического знания. Начинать приходилось заново, обращаясь к западной социологии. Во-вторых, некомпетентное партийно-государственное вмешательство в науку, питаемое, односторонностью диалектико-материалистической мысли, принципом классовой партийности, обусловливало идеологическую инерцию в научно-исследовательской деятельности. На V Всемирном социологическом конгрессе в 1962 г. Ф. В. Константинов заявил, что существует лишь одна правда - марксистская и одна научная социология - марксистская. Это обусловливало тенденциозный характер критики западных социологических концепций и теорий «<карманной социологии» буржуазии) и самоизоляцию от развития мировой социологии. В-третьих, советская (марксистская) социология возрождала традицию ее колебания между философией и экономикой. Поэтому на долю собственно социологии оставались только конкретносоциологические исследования. Академик П. Н. Федосеев зачислил ее в разряд прикладных наук и с его легкой руки там она, пожалуй, числится и до сих пор.
В-четвертых, отсутствие социологического образования и подготовки кадров социологов создавало парадоксальную ситуацию «социологии без социологов». Социологами стали числиться представители сотен весьма почтенных специальностей, в том числе и слишком много случайных людей. Но нет у науки врага страшнее дилетанта: невысокий профессионализм, постоянные нарушения принципов и требований метода, плагиат и т. п. стали постоянными спутниками, дискредитирующими советскую социологию. При этом одни много обещали, а другие - слишком много ожидали. В результате возникало разочарование в социологии и негативное к ней предубеждение - невостребованность. В-пятых, социология по своей природе
не любит стеснений. Но отсюда еще не вытекает, что она напрочь лишена способности приспособиться к мерам ограничительного и направляющего порядка/ (власти и регламентирующей партийности). За эту способность советская социология поплатилась: включенность в партийно-государственную систему сделала ее проводником мифологического проектирования общественной жизнедеятельности. Демонстрируя триумфальное шествие от успеха к успеху, социология не смогла разглядеть драму «догоняющего социализма», завершившуюся его катастрофой. В-шестых, реабилитаторы социологии не осознавали в полной мере, какой потенциальный заряд несет она в смысле понимания происходящих у нас общественных процессов и влияния на них. Принося методы и идеи западной социологии, советская социология несла также свежий информационный поток, зовущий К свободному обращению с догмой марксизма, К социальному пробуждению, несогласию с политико-идеологическим абсурдом. Вооружая новым видением социального мира, социология (как и искусство) была местом, где мысль протекала относительно свободно и проблемы ставились на социокультурном уровне своего времени. Естественно, эта сторона социологии излучала беспокойство для властных структур и она подвергалась периодическим идеологическим погромам (запреты, реорганизации, оргвыводы и т. п.), с последующей реабилитацией. В постановлениях ЦК КПСС при этом обязательно говорилось о необходимости развития социологии. Но как только обозначались его результаты, следовало новое наступление на нее. Таким образом, партийные славословия были для социологии поцелуем Христа Иуды.
Данные парадоксы развития советской социологии привели в конечном счете к тому, что сегодня мы имеем новый перерыв преемственности. То, что вчера торжествовало и считалось революционным долгом, теперь, в основе своей, потеряло смысл и стало обвиняемым. Время перестройки показало, что реформировать «советский социализм» - это все равно, что пытаться «поджаривать комья снега», к тому, что было, возврата нет. Все реставрационные попытки бессмысленны и вредны. Возможно только движение вперед. Постсоветское, постиндустриальное - это качественно иное общество. Поэтому социология, преодолевая кризис, сопровождающийся фрустрацией и аномией, должна продолжать ставить проблемы, задавать вопросы и искать ответы на них.
Россия сегодня кажется не кипучим мировым центром, а, скорее, обтрепанным его подолом. Немалую роль в ее возрождении должна сыграть социология. Перед ней открылась возможность становления как самостоятельной науки на уровне научных стандартов мировой социологии. Новому поколению социологов приходится заново приобретать научный и исследовательский опыт. Советская социология теперь исторически дистанцирована. Обстоятельных исследований данного периода ее развития пока нет и еще предстоит без идеологических шор разобраться в существе происходившего. Важно не потерять достижения, особенно в отечественной прикладной социологии, которые предохранят от комплекса неполноценности перед бывшими «нашими врагами». Нужно налаживать равноценный обмен: брать из современной социологии все интересное, новое для нас и самим посылать живительные токи «чужому». Всякое обособление в социологии является своего рода национализмом. А он смертелен. Мы это уже проходили.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1240;