Понятийный аппарат
Методолого-теоретический приоритет исторического материализма в советской социологии обусловил перегруженность ее языка философскими понятиями. Последние выполняли своеобразную роль «интеллектуального полицейского» в разработке социологических теорий и анализе эмпирического материала. Необходимо признать, что социалистическая фразеология служила прикрытием для извращенных идей социализма, псевдо социалистических экспериментов (включающих гулаги), npевратившихся в тормоз социального развития.
Исследования по систематизации социологических понятий приобрели размах в начале 80-х годов. Определяющую роль в ней играла номенклатура понятий исторического материализма(Г. С. Арефьева, В. С. Барулин, г. г. Караваев, Ю. К. Плетников, А. К. Уледов и др.). Отсюда вытекала проблема их соединения с понятиями специальных социологических теорий. В частности, определения, даваемые понятиям, обозначаемым одним и тем же словом в обеих системах, свидетельствовали о том, что речь фактически шла о двух разных понятиях (например, социальное, культура, идеология, ценность, класс и т. д.). В результате складывал ась ситуация «птичьего языка», когда одни и те же понятия, различающиеся по смыслу, долгое время морочили голову научному ообществу, больше запутывая, чем проясняя. В этой ситуации социологов в определенной мере спасало лишь то, что в программах социологических исследований имелся раздел – теоретическое и эмпирическое уточнение понятий для данного случая, специально для определенной цели.
Подверглась критике предложенная польским социологом Я. Щепаньским номенклатура социологических понятий, так как большинство из них не являлись понятиями исторического материализма.
Необходимо отметить, что понятийный аппарат марксистской и немарксистской социологии строился на разных основаниях. В основе первой лежали модификации понятий исторического материализма и научного коммунизма, которые базировались на диалектическом материализме. Иная традиция в немарксистской социологии, тяготеющей к плюрализму, дистанцированию от философии, а в некоторых сферах социальной жизни трудно различимая с социальной психологией. Поэтому в ажиотаже идеологической борьбы многие понятия западной социологии были под критическим запретом: социальные нормы, социальная организация, социальная стратификация, социальная система, социальные изменения, деидеологизация, конвергенция, плюрализм и т. д.
Рост гипертрофированно большого количества критических работ, при отсутствии переводных публикаций критикуемых зарубежных авторов, искажал представление о них при недобросовестном переложении оригинала. В результате затруднялась культурная интеграция с мировой социологией и усиливал ась изоляция от научного сообщества ввиду несовместимости идеологических позиций.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 822;