Возрождение советской социологии (50-60-е годы)
Все, кто, как и я, верит в то, что истинная наука не знает национальных и идеологических границ, будет приветствовать развитие социологии в Советском Союзе.
Т. Парсонс
В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опоры строительства коммунистического общества зримо возросла. Появилась потребность в многосторонней информации о. социальных процессах, экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись перспективы для реабилитации социологии как средства познания и источника новой информации, связи общественной науки с жизнью. Быстрый рост ее начался в конце 50-х и особенно 60-хгодах в вузах и академических институтах в городах Ленинграде (Санкт-Петербурге), Москве, Свердловске (Екатеринбурге), Новосибирске, Горьком и др. Активное участие в возрождении социологии приняли А. А. Зворыкин, А. г. Здравомыслов, Т. И. Заславская, И. С. Кон, г. В. Осипов, А. Т. Харчев, о. и. Шкаратан, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.
С первых шагов четко обозначилась линия развития отечественной социологии - изучение и участие в строительстве социалистического и коммунистического общества. Это означало, что ее реабилитация не должна была нарушать идеологические каноны и стройную структуру марксизмаленинизма. Со стороны ортодоксальных марксистов (Ф. В. Константинов, г. Е. Глезерман, В. п. Рожин, п. Н. Федосеев, Д. И. Чесноков и др.) было объявлено о совпадении исторического материализма и научной (марксистской) социологии. Данная методологическая установка являлась «священной коровой», которую нельзя трогать. Таким образом, для социологии как самостоятельной науки путь возрождения был перекрыт марксистским фундаментализмом.
Парадокс заключался в том, что если сто лет назад марксизм претендовал на средство переоценки ценностей, защиты угнетенных и на орудие изменения мира, то теперь он превратился в отсталую догматическую теорию, защищавшую тоталитаризм и авторитаризм. Положительная комплиментарность в этой ситуации неизбежно вела к социальному мифотворчеству и апологетическому обслуживанию властных бюрократических структур командно-административной системы. Реальной самооценке собственных достижений и неудач, трезвому представлению об уже свершившемся и задуманном при таком подходе места не остается. Установки теоретического монизма и исторического детерминизма навязывали простую истину: коммунизм наступит потому, что более лучшему нечему быть. Эта «великая» идея гарантировала советскому строю и обслуживающей его науке моральную правоту. Ставшая непререкаемой истиной, она привела в конечном счете к краху данной системы. После определенной расчистки почвы, произведенной ХХ-ХХII съездами руководящей КПСС, было объявлено о 4развернутом строительстве коммунизма. После ряда уточнений - о «создании и совершенствовании развитого социализма». На рубеже 80-90-х годов пришлось признать глубочайший социально-экономический и политический кризис, за которым последовала катастрофа системы социализма. Шли в одну дверь, а попали в другую.
В условиях непререкаемого господства философии исторического материализма, акцент в возрождении социологии пришелся на область ее прикладных функций и оправдание эмпирических методов. В этот период налаживались зарубежные контакты. В 1956 г. советские ученые впервые приняли участие в заседаниях Международной социологической ассоциации. С 1958 по 1964 г. СССР посетили Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. представители западной социологии. С созданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошла официальная институциализация социологии. На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований(В. А. Ядов и Ю. В. Арутюнян), в 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г. В. Осипов).
Совершенно неудовлетворительно обстояло дело с базисом социологической информации - системой социальной статистики, призванной систематически изучать и фиксировать ход экономических, социальных, демографических и других процессов. Во-первых, многие разделы социальной статистики были закрыты (в лучшем случае с грифом для служебного пользования., а часто доступ к ним обеспечивала лишь пресловутая. Форма-2.). Во-вторых, те статистические данные, которые публиковались в открытой печати, зачастую подвергались фальсификации, чтобы скрыть отрицательные тенденции от населения, и от ученых. Поэтому поле социологической информации, привлекаемой применительно к изучаемым темам, непозволительно уменьшалось, что нарушало стандарты надежности результатов социологических исследований. Начиная с середины 60-х годов, развитие социологии приобрело экстенсивный характер. Все больший размах получили социологические исследования в отраслях промышленности (заводская социология), развернулись социологические подразделения в союзных республиках, на многих обществоведческих кафедрах, при партийных органах были созданы социологические группы. При отсутствии социологического образования обострилась проблема кадров: социологами числились люди весьма далекие от социологии, что сказывалось на ее результатах. Профессиональная непригодность (дилетантство) во многих случаях приводил а к откровенной халтуре. Обычной стала работа на общественных началах («дешевая социология»), сопровождающаяся безответственностью. В этой среде укрепилось мнение, что социология - это всего лишь метод опроса людей, где главное - анкета. В результате формировался образ социолога как человека, бегающего с анкетой. Страну надолго охватили анкетные метели. Парадокс ситуации заключался в том, что количественный рост советской социологии сопровождался ухудшением ее качественных показателей, потерей авторитета.
Однако, несмотря на мощное идеологическое блокирование, новое сознание все-таки проникало в научное сообщество. В рамках социологии оно выражалось в дискуссии о ее предмете как самостоятельной науки. Данная проблема конкретизировалась в вопросах: может ли социология иметь свой аспект в системе общественных наук? в каком отношении она находится с философией? имеет ли социология собственный научный язык?
В качестве официальной разрабатывал ась следующая модель марксистской социологии.
1. Методологической основой всего обществознания выступала марксистско-ленинская философия. Исторический материализм, как ее составная часть, являлся общесоциологической теорией, изучающей законы общественного развития в целом, формы проявления и механизмы их действия. Эти законы относились ко всем сферам общественной жизни и действовали в них на протяжении истории человечества. Исторический материализм формировал исходную базу для теоретического анализ асоциальных явлений на основе своих методологических принципов: 1) материалистического подхода к социальным явлениям, предполагающего признание материальных отношений (общественного бытия) в качестве первичных; 2) исторического подхода при рассмотрении общественных процессов, Ориентированного на материалистическую диалектику; 3) анализа и оценки явлений общественной жизни с классовых позиций. Они составляли методологический фундамент материалистической социологии, конкретно-социологических исследований.
2. С формированием «научного коммунизма» как учебной дисциплины, он также претендовал на методологическую функцию (наряду с историческим материализмом). Данная наука тоже занималacь раскрытием механизма действия общих закономерностей коммунистической формации. В этом качестве научный коммунизм преломлял через себя методологические принципы исторического материализма и выступал по отношению к наукам, изучающим коммунистическую формацию, общим методом.
3. В результате марксистская социология трактовалась как система наук с некоторыми модификациями. Для одних - эта система включала все общественные науки, что затрудняло обнаружение специфики предмета социологии. Для других она включала лишь методологические науки (исторический материализм и научный коммунизм). Но в том и другом случае конкретно-социологические исследования представали как прикладной инструмент (некий придаток), позволяющий собирать первичную информацию (эмпирическую) для методологических наук. Создавалась странная картина: философское (общее) знание объединял ось с эмпирическим (не философским) знанием о конкретных состояниях социальной действительности. Но первое не имеет собственного эмпирического базиса. Получается некое полуфилософское знание – своеобразный «кентавр». При этом преследовалась главная цель_ выводить доказательства философских обоснований смысла социалистической действительности изданных эмпирических исследований, находящихся под контролем партийных чиновников от идеологии. Как тут не вспомнить Шекспира: «Гораций, много в мире есть такого, что вашей философии не снилось». Ведь исторический материализм и научный коммунизм как философские науки – всего лишь теории, погруженные в мир абстрактных идей и категорий. Как отмечал Гегель, философия находится по ту сторону действительности. Она, в лучшем случае, отражает лишь наиболее общие (всеобщие) черты реальности. Но не может претендовать на отражение всего богатства и неисчерпаемости бытия. Поэтому стало трюизмом сравнение философских теорий с компасом, указывающим лишь общее направление движения. И это, в определенной мере, верно.
Специфика социологии заключается в том, что она имеет эмпирический базис, представляющий собой сгруппированные и обобщенные социальные: факты. Последние выступают как данные опыта, результата человеческой практики в конкретных ситуациях. Конкретных в том смысле, что они: касаются частных сторон, отдельных деталей социального целого. При этом для сбора фактологической информации, ее обработки и анализа используется специфический метод социологии социологическое исследование. Таким образом, социология - это нефилософская наука, получающая свое знание на основе большой точности измерений конкретных фактов социальной действительности. Тем самым оно противостоит субъективизму, волюнтаризму, философским спекуляциям. В силу этого социология как наука нужна там и тогда, где и когда есть потребность в правдивой, гласной, плюралистической информации. Ее качественное состояние было своеобразным барометром развития демократии в советском обществе.
Постоянное «бодание» с ортодоксальным марксизмом, выискивание проблем («темных пятен социализма»), заимствования в западной социологии и стремление к самостоятельному статусу вызывали не только теоретическую «досаду», но и стремление «навести порядок» в марксистской социологии. Поводом послужили «Лекции по социологии» Ю. А. Левады, в которых он определяет социологию как науку, опирающуюся на наблюдения и эксперимент. Сведение ее к эмпирическому уровню означало отрыв от философского уровня и утрату социологией методологической функции по отношению к обществознанию в целом.
На рубеже 60-70-х годов вновь встал вопрос, что же такое социология?
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2407;