Автокефалистские расколы на Украине в 1990-е гг. Возрождение униатства.
Украинская Православная Церковь (УПЦ) составная часть Московского Патриархата на правах практически полностью независимой в управлении митрополии. В настоящее время на ее канонической территории существует два раскольничьих сообщества, именующих себя «православными». Это так называемые «Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат» (УПЦ КП) и «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ).
Возрождение автокефалистского раскола, которое началось на Украине именно в западных областях, было спровоцировано, главным образом, всплеском националистических настроений. Первыми на Западной Украине эти настроения выразили греко-католики. Уже в 1988-1989 годах они выходят из подполья. В Галичине появляется возглавляемый диссидентом-националистом Иваном Гелем «Комитет защиты Украинской католической церкви (УКЦ, позже переименована в УГКЦ Украинскую греко-католическую церковь)», который стал устраивать шумные манифестации. С осени 1989 г. начинаются массовые захваты православных храмов. К концу 1989 г. УГКЦ получила законный статус, чему не мало содействовало дипломатическое вмешательство Ватикана и достижение договоренности по данному вопросу между Иоанном-Павлом II и М.С. Горбачевым 1 декабря 1989 г. Местные власти, еще коммунистические, но уже ориентирующиеся на союз с националистами, не оказывали противодействия организаторам и участникам этой кампании даже тогда, когда она осуществлялась в формах неприкрытого насилия над верными Православной Церкви священнослужителями и мирянами. Экзарх Украины митр. Филарет (Денисенко), попытался в своей б-бе с униатами опереться на союзные и республиканские власти, что не привело к успеху: УКГЦ была легализована государством. В это же время происходит появление автокефалистов, что также было связано со взрывом националистических настроений на Западной Украине. Зачинатели нового раскола в те годы объясняли свои действия необходимостью поставить заслон греко-католикам. Идея автокефалии, по их словам, лишала униатство наиболее веского аргумента в свою пользу характера «национальной» украинской церкви. Однако очень скоро стало ясно, что и уния, и автокефалия это порождение одного и того же явления украинского сепаратизма.
В результате униатской агрессии в кон. 1991 г. появилось 597 приходов Украинской католической Церкви. Раскольническая УАПЦ захватила 351 приход на западе Украины: в Львовской епархии осталось лишь 18 приходов Московского Патриархата. В июне 1990 г. автокефалистами в Киеве был проведен первый «собор» УАПЦ, который избрал В. Боднарчука (лишенного епископского сана в 1989 г. за переход в «юрисдикцию» УАПЦ, после ухода на покой по состоянию здоровья), именовавшего себя архиеп. Львовским и Галицким Иоанном, «патриаршим местоблюстителем», а проживавшего в США Мстислава (Скрынника), переступившего через порог 90-летия, провозгласил Патриархом всея Украины. 21.08.1991 парламент Украины принял решение о выходе из Союза, и митр. Киевский Филарет (Денисенко) из непримиримого противника украинской церковной автокефалии стал ее ревнителем, тем более что исход выборов Патриарха на Поместном Соборе 1990 г. он счел своим провалом (он был местоблюстителем после смерти Патр. Пимена и одним из 3-х кандидатов на Престол). Немаловажное значение для него имела и публикация в периодических изданиях Киева и Москвы статей о неблаговидных фактах его личной жизни. Под давлением митр. Филарета в нач. нояб. 1991 г. Собор УПЦ вынес постановление о том, чтобы обратиться к Святейшему Патриарху и епископату РПЦ с просьбой даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, т е. автокефалию. На заседании Синода 25-27.12.1991 (с участием митр. Филарета) решено было разослать обращение и определение Украинского Собора всем архиереям РЦ для тщательного изучения вопроса столь исключительной важности, с тем чтобы впоследствии он стал предметом обсуждения на архиерейском Соборе. Решение Собора Украинской Церкви встревожило значительную часть священнослужителей и мирян на Украине; в Московскую Патриархию из разных епархий стали поступать телеграммы с просьбой оставить их приходы в Московской юрисдикции, приезжали как протестующие против установления автокефалии, так и ее сторонники. В тоже, время митр Филарет предпринимал энергичные усилия к тому, чтобы, ускорить процесс автокефализации, он разослал по епархиям циркуляр о проведении собраний духовенства в поддержку Решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости. 22.01.1992 в Киеве состоялось Епископское совещание Украинской Церкви. На совещании принято было новое обращение к Святейшему Патриарху, в Синод и ко всем архиереям Русской Церкви, в котором содержался упрек в том, что священноначалие Русской Церкви умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии. Однако вскоре три архиерея Украинской Церкви – епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 февр., решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр и направлены в другие епархии. Решение Синода вызвало возмущение в пастве, находившейся в окормлении этих архиереев, и паства не выпустила их из своих епархий.
31.03-5.04.1992 Архиерейский Собор РПЦ обсудил ходатайство украинских архиереев о предоставлении УЦ автокефального статуса. В докладе на Соборе митр. Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского гос-ва. Затем началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. На обсуждение вопроса о статусе Украинской Церкви повлияли и многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавших против стремления к автокефалии. Большинство выступавших отвергло мысль об автокефалии, виновником церковного кризиса на Украине назван был митр. Филарет. Архипастыри потребовали его ухода со своего поста. Митр. Филарет выступил тогда с заявлением, которое было понято как изъявление готовности оставить пост Главы УЦ и подчиниться воле архиерейского Собора. Однако, вернувшись в Киев, он заявил, что он не намерен оставлять свой пост.
В сложившейся ситуации Свят. Синод поручил старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митр. Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейским Собор УЦ, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового Предстоятеля. Получив извещение о постановлении Свящ. Синода, митр. Филарет заявил, что считает решение Синода «необоснованным и недееспособным». Патриарх Алексий II направил митр. Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, которая отвергла постановление Свят. Синода РПЦ. Архиерейский Собор, созванный в Харькове 27.05.1992 митр. Никодимом в составе 17 архипастырей, но в отсутствие митр. Филарета, не пожелавшего явиться на Собор, выразил недоверие митр. Филарету и уволил его с Киевской кафедры. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митр. Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового Предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. Во втором туре главой Украинской Церкви был избран митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Свящ. Синод РПЦ согласился с решением Архиерейского Собора УЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывш. митр. Киевского Филарета. Святейший Патриарх Алексий II благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве главы Украинской Церкви. 11.06.1992 в Свято-Даниловом мон-ре состоялся Архиерейский Собор, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению митр Филарета в антицерковной деятельности. Вначале было заслушано заявление 16 епископов УЦ, которое давало подкрепленную ссылками на каноны исчерпывающую характеристику раскольническим действиям митр. Филарета, за которые он подлежал лишению сана. Тщательно рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывш. митр. Киевского и еп. Почаевского Иакова в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть митр. Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные им в запрещенном состоянии, а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян, незаконными и недействительными; извергнуть из сана еп. Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывш. митр. Киевского, лишив его всех степеней священства.
Филарет и Иаков не подчинились решениям Архиерейского Собора кириархалмюй Церкви и вступили в переговоры с лжеепископами УАПЦ во главе с Антонием (Масендичем). Переговоры велись в Киеве под патронатом президента и правительства Украины и закончились 25 июня собранием запрещенных священнослужителей и впавших в раскол мирян, провозгласившим себя Весукраинским православным собором. Этот лжесобор постановил объединить сторонников Филарета, отделившихся от канонической УПЦ, с УАПЦ и считать, что УПЦ-КП является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключенных ими до нынешнего дня, и всех ее средств и имущества – движимого и недвижимого, включая храмы, мон-ри, учебные заведения и др. Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами УПЦ-КП. Собор заявляет, что главой УПЦ-КП считает Патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руководства, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст – 94 года, что осложняет руководство Церковью, ввести должность заместителя Патриарха. Утвердить заместителем Патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины. Утвердить управляющим делами Киевской Патриархии митрополита Переяславского и Всечеславского Антония. Однако вопреки расчетам объединителей Мстислав, узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их, предложив своему давнему противнику Филарету подчиниться своему церковному начальству и уйти на покой. Филаретовская группировка объявила решение Мстислава следствием невменяемости. Большинство раскольников Вост. и Юж. Украины, а также Волыни пошли за Филаретом, раскольники Галиции объединились вокруг лжеепископа Петра Петруся и бывш. львовского свящ. Владимира Яремы – их-то и признал своими продолжавший жить в США Мстислав. В 1993 г. он умер, после чего филаретовцы избрали своим «патриархом» свящ. Василия Романюка, переименованного во Владимира, – украинского националиста, узника сталинских, потом брежневских лагерей, потому не имевшего репутации агента госбезопасности, какая твердо сложилась у Филарета. Василий Романюк к тому времени был тяжело больным человеком, совершенно неспособным к административной деятельности, которая продолжала оставаться в руках его заместителя не уступившего своему «Первоиерарху» даже резиденции, не говоря уж о праве распоряжаться церковными делами. Приверженцы Мстислава избрали другого «киевского патриарха» – Владимира Ярему, ставшего Димитрием, для чего ему пришлось в преклонном возрасте развестись с женой и постричься. В 1994 г. филаретовскую группировку стали покидать лжеепископы и клирики: одни переходили к Димитрию (Яреме), другие, и их было большинство, в каноническую Церковь.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1558;