Библия и возрождение просвещения и свободы (1200-1500)
В 500 - 1200 гг. большинство народов (за исключением Британии и некоторых отдельных регионов) переживали общий застой. Развитие гражданских свобод, а также прогресс в научных исследованиях, в технике и в большинстве других областей был очень незначительным или не наблюдался вовсе. Это было прежде всего результатом того, что свет Слова Божьего был «скрыт» от простых людей.
Слово Божье было записано апостолами в первом веке и канонизировано в течение нескольких последующих столетий; но по мере того как церковь «отпадала» от Бога, Его Слово удалялось от людей. Тем не менее «учебник свободы» предусмотрительно сохранялся книжниками и монахами, которые жертвовали всей своей жизнью, переписывая Библию от руки. Ограничение доступа к библейским истинам держало простых людей в неведении на протяжении всех «Темных веков».
На протяжении всех средних веков Восточная и Северная Африка не имела никакого развития в просвещении и искусстве, и главной причиной тому было влияние Мухаммеда на арабскую культуру. Исламская вера сокрушила политеизм и идолопоклонничество на Среднем Востоке. Гражданские преемники Мухаммеда, которых называли халифами, поощряли образование и развитие искусств в своей культуре сарацинов (630 -1200 гг.), которая распространялась до самой Франции. К сожалению, они были побеждены злобными и необразованными монголами и турками, которые провоцировали крестовые походы в 1100 - 1300 гг., нападая на христианских паломников, направлявшихся в Священную Землю. Наиболее мудрым и честным из всех исламско-арабских султанов был Саладин, который начал царствовать в 1192 году, но, к сожалению, затем Средний Восток был завоеван монголами под предводительством Чингиз Хана.
Крестовые походы были небиблейским путем защиты христианства и сохранения его от вытеснения на Среднем Востоке. Этой задачи крестовые походы не выполнили, хотя им и удалось сдержать ислам, не дав ему проникнуть глубоко в Европу. К тому же, когда европейцы, участвовавшие в крестовых походах, увидели университеты на Среднем Востоке, это побудило их к созданию новых школ в Европе. К 1170 году были открыты университеты в Болонье в Италии, в Париже во Франции и в Оксфорде в Англии. Этот новый интерес к учебе, хотя по-прежнему ограниченный несколькими привилегированными слоями общества, особенно фокусировался на Библии.
В Италии такие города, как Венеция, Пиза, Генуя, Равенна и ведущий город Милан в 1054 году провозгласили независимость и избрали свои собственные магистраты. Император завоевал эти города в 1162 году, но около 1100 года папа Григорий VII, пытаясь ослабить власть императора, применил учение Мэйнголда о теории посредничества, в которой говорилось о том, что нижестоящий магистрат имеет право и даже обязан не подчиняться и противостоять высшей власти, если последняя действует вопреки воле Божьей.
Около 1200 года католический монах Доминик учредил первое представительное правительство на национальном уровне в Англии в своем монашеском ордене. Это существенно отличалось от норм, принятых в остальном католическом мире. Этот представительный принцип нашел свое отражение в гражданской сфере правления при создании английского парламента в 1262 году.
Норманнская система правления, установившаяся в Англии во времена Уильяма Завоевателя в 1066 году, ликвидировала права народа. Следовательно, короли злоупотребляли людьми - как баронами, так и простыми гражданами. При короле Иоанне положение дел ухудшилось до такой степени, что английские бароны составили договор, который вскрывал злоупотребления и гарантировал баронам определенные права и привилегии, содержащиеся в библейском законе. Король Иоанн, нуждающийся в финансовой поддержке баронов, неохотно, но все же подписал Великую хартию вольностей в 1215 году. Важно отметить, что католический священник Стефан Лангтон, по всей вероятности, является главным составителем этого документа. Папа римский констатировал, что это незаконно, но Английская Католическая Церковь, благодаря своему кельтскому происхождению, проигнорировала папу и приняла этот документ. Хартия вольностей воплотила принцип, заключающийся в том, что как правитель, так и народ подчиняются закону. Позже как английские, так и американские колонисты ссылались на Хартию вольностей как на источник своих свобод.
Во Франции католический теолог Фома Аквинский (1225-1274) и испанские доминиканцы, несогласные с францисканцами[39], утвердили неотъемлемое право на собственность, а также общие доктрины закона естества и права личности. Это было почти за 500 лет до того, как эти идеи описал Локк. В 1288 году во Франции королем Филиппом было созвано первое национальное собрание, которое провозгласило его верховенство над папой.
В 1308 году в Швейцарии Уильям Телл не стал воздавать почести императору, отказавшись кланяться шляпе, которую он поместил на шесте на городской площади. В результате Телл был приговорен к тому, что должен был стрелять в яблоко, помещенное на голову собственного сына. Он попал в яблоко, но все равно был арестован. Несправедливость австрийского правителя побудила швейцарские кантоны[40] Ури, Швица и Андерволда к бунту против императора. Под руководством Милчтата, Стаффачера и Свица они совершили бескровный переворот и установили в Швейцарии конфедеративное правление.
Распространение духа свободы было следствием предшествовавшего ему духа просвещения. Даже император Карл IV, живший в Праге, в Чехии, был подвержен духу того века. В 1355 году он издал Золотую буллу, учреждавшую определенное число, а именно семь курфюрстов (выборщиков) и закреплявшую за ними определенные обязанности в империи. Также Карл основал университет в Праге в 1348 году.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1235;