Первые церкви в Римской империи (30 — 400)
Когда ранняя церковь применяла принципы, которым учил Иисус, к жизни отдельной личности и на уровне политики, они не просто оказали влияние на жизнь многих людей, но просто перевернули весь мир вверх дном. Язычество потерпело поражение во всей Европе и христианство стремительно распространялось. К 500 г. приблизительно 25% мира стали христианскими и около 40% были евангелизированы. [25]
В 6-ой главе мы рассмотрим некоторые новозаветные примеры, где апостолы противостояли тирании, используя различные формы общественного протеста и законных действий (Деян. 13, 16, 24, 25, 26). Во второй главе данной книги уже упоминалось, как апостол Павел упрекал христиан в Греции за их безразличие и безответственность в отношении политики, что позволило нехристианам прийти к управлению (1Кор. 6:2-5). Он побуждал их стремиться к занятию должностей в официальных структурах, например, в таких, как судебная система Коринфа. Когда христиане столкнулись с трудностями при обращении к Римской системе правосудия, они начали создавать свои собственные альтернативные суды, которые имели отношение только к тем, кто добровольно принимал обязательства и последствия завета. Со временем язычники стали отвергать римскую судебную систему и стремиться к истинному правосудию, отправляемому в христианских судах. Ко времени правления императора Константина (около 300 г. н. э.) половина населения империи была обращена в христианство, а следовательно, участвовала в «христианской» судебной системе. Таким образом, когда Константин сделал христианство официальной государственной религией империи, христианским судьям также был дан официальный статус, и от них требовалось ношение официальной темной одежды или мантии, которую носили все гражданские судьи. Современная практика ношения «священнических мантий» проповедниками основных церковных деноминаций происходит от этого события, потому что большинство из этих «христианских судей» были духовными лицами. Таким образом, мантии священников - это свидетельство и своеобразная дань памяти о том, как первая церковь принимала участие в политике.
Увещевание Павла к христианам в Коринфе было столь действенным, что один из сотрудников самого Павла - человек по имени Ераст - постепенно переориентировался, сменив служение проповеди Евангелия на гражданское «служение» («... начальник есть Божий слуга, тебе на добро... ». Ераст был постоянным помощником Павла, таким же, как Тимофей, до тех пор, пока он не был послан Павлом в Грецию (Деян. 19:22). Служа там церквям, Ераст начал чувствовать Божье призвание к политической карьере. Павел рассказывает нам о том, что произошло с Ерастом в конце своего Послания к Римлянам (написанного из Коринфа), где он пишет: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель» (Рим. 16:23). Археологи нашли в Коринфе табличку, датируемую первым столетием, на которой написано: «Ераст, уполномоченный по общественным делам, построил эту мостовую[26] за свой счет». Полагают, что здесь идет речь именно о библейском Ерасте. [27]
Какая восхитительная иллюстрация повиновения заповеди Христовой Его ученикам - служить народу в случае получения должности в правительстве! Ераст совершает здесь нечто совершенно беспрецедентное с точки зрения языческого римского правительства. Вместо того чтобы поднять налоги, он сам, из своего собственного кармана платит за реализацию проекта. И за это он удостоен надписью на специальной табличке. Здесь мы имеем новозаветный пример того, как христиане не только противостоят порочной системе правления, но берут инициативу на себя и пытаются создать хорошее правительство, - и это одобряется величайшим апостолом всех времен!
Помимо этого, первые церкви и то единство, которое существовало между их собраниями, дают нам хороший образец самоуправления. Хотя церковное правление на местном уровне было преимущественно самостоятельным, существовали определенные ограниченные полномочия у апостолов и пресвитеров церквей, которые собирались на совет в Иерусалиме (Деян. 15:2, 4, 6 и 16:4) и одобряли специальные служения (Гал. 2:1, 2, 9 и 2Кор. 8:19:23). Отношения между материнской церковью в Иерусалиме и другими церквями были первым примером федерализма или двойного правления, действующего также в определенных (местной и национальной) сферах юрисдикции. Эти церкви были образцами равенства, служения, моногамии[28] и благотворительности. Принципы христианства, которые демонстрировались в качестве примера этими церквями, постепенно вели к устранению несправедливости, превалировавшей во всех культурах: полигамии (многоженства), принесения в жертву людей, притеснения женщин, рабства, расизма, тоталитаризма и социализма.
Однако по прошествии некоторого времени церковь постепенно потеряла свое добродетельное начало и библейское знание и в итоге приняла элементы языческой философии правления и образования. Это повлекло за собой убежденность духовенства в том, что только они (священники) могут понимать Слово Божье и только они должны рассказывать простым людям, что Бог требует от них, вместо того чтобы предоставить каждому человеку возможность самоуправления.
Вместо того чтобы сеять в сердцах людей истину и выращивать добрый плод, духовенство просто пыталось диктовать людям свои представления о том, что заповедал Бог (и нередко эти их представления прямо противоречили Библии).
Первым из обращенных в христианство языческих царей был царь Армении (в 295 г. н. э). Он провозгласил свой народ «христианским», хотя фактически это было не так. В действительности они по-прежнему имели языческую форму монархического правления.
Константин также пытался реализовать волю Божью языческими методами. После своего обращения (около 312 г. ) он решил сделать свою империю христианской. Однако не понимая Божьего метода градуализма[29], он внешне объединил церковь и государство и учредил «национальную церковь», провозгласив, что все граждане его империи должны быть христианами. Эта его попытка нанесла немалый ущерб делу Божьему, выродившись в «Темные века»[30], которые начались сразу после падения Римской империи в 410 г.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 712;