Русская Зарубежная Церковь после II Мировой войны.
Мировая война вызвала размежевание в эмиграции. Русские в Америке, сочувствовали победам Красной Армии. Победе русского оружия втайне молился в оккупированном немцами Париже митрополит Евлогий. В Сопротивлении участвовали также архимандрит Афанасий (Сахаров), протоиерей Андрей Сергеенко, В.Н.Лосский, А.Блум (ныне митрополит Сурожский Антоний). Часть эмигрантов, однако, с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз связывала надежду на крушение большевизма. Эти надежды выразились в некоторых официальных заявлениях и проповедях карловацких иерархов и клириков (митр. Анастасий).
После избрания и интронизации Патриарха Сергия восемь карловацких епископов, собравшихся на совещание в Вене, вынесли постановление о недействительности этого избрания. Не признала Русская Зарубежная Церковь и избрание Патриарха Алексия. Сразу после своего избрания Патриарх Алексий I обратился к зарубежным иерархам со словами братского увещания, в которых призывал их к воссоединению с Матерью-Церковью. Призыв этот возымел известный успех. В октября 1945 г. в Харбин была направлена церковная делегация во главе с архиеп. Ростовским Елевферием (Воронцовым) для переговоров с архиереями карловацкой юрисдикции, находившимися в Китае. В результате переговоров архиепископ Елевферий и митрополит Мелетий (Заборовский), возглавлявшие Харбинское епископское совещание, подписали акт о воссоединении Дальневосточной Православной Церкви с РПЦ. С Матерью-Церковью воссоединились и русские православные приходы на Балканах: в Югославии и Болгарии, а также некоторые приходы в Германии и Австрии, главным образом в советской оккупационной зоне (позже ГДР). Большая часть карловацкого епископата и духовенства не возобновила, однако, общения с Патриархией.
После войны зарубежный Синод не мог уже оставаться в Югославии, он перебрался вначале в Германию – в Мюнхен, а оттуда в 1950 г. через океан в пригород Нью-Йорка Джорданвилль. После переезда зарубежного Синода иерархия Зарубежной Церкви изменила акценты в своей политической ориентации. Если ранее, при митр. Леонтии, и потом, во время второй мировой войны, карловчане ориентировались на крайне правые политические круги, выступали как последовательные русские националисты, всячески подчеркивали свой монархизм, позволяли себе антизападные, антиамериканские выпады, отождествляли большевизм с масонством, то в Америке эта тенденция хотя и сохранилась, но стала маргинальной; ведущий идеолог Зарубежной Церкви протопр. Георгий Граббе в 50-60-х гг. выступал уже, скорее, как апологет США. Главной темой его обличений архипастырей РПЦ становится обвинение их в том, что они, поддаваясь советской пропаганде, допускают антиамериканские, антизападные заявления. В этом протопр. Граббе видел проявление апостасии, которая делает невозможным признание каноничности Московской Патриархии. Не все члены Зарубежной Церкви разделяли позицию протопр. Георгия Граббе, архиеп. Иоанн (Максимович) старался держаться подальше от политических дрязг, любил Россию и родной ему русский народ; в своей жизни он много пострадал от церковных политиканов. 27.05.1964 ушел на покой глава Зарубежной Церкви митр. Анастасий (Грибановский), архиерей дореволюционного поставления, сохранив за собой почетное председательство в Синоде. 22.05.1965 в возрасте 92 лет митр. Анастасий скончался. Его преемником был избран младший по хиротонии среди архиереев Зарубежной Церкви митр. Филарет (Вознесенский). В 60-х гг. после вступления РПЦ в ВСЦ, в полемических выступлениях карловчан против Московской Патриархии появилась новая тема обвинение ее в экуменической ереси.
В 1965 г. зарубежный Синод причислил к лику святых о. Иоанна Кронштадтского, а вскоре и блж. Ксению Петербургскую, что благоприятно повлияло на отношение православных людей внутри России к Зарубежной Церкви. Состоявшаяся в 1981 г. канонизация новомучеников во главе с имп. Николаем II была проведена без тщательных предварительных исследований обстоятельств жизни и кончины прославленных лиц. В числе канонизированных оказались лица неправославного исповедания: протестантка гофлектриса К. Шнейдер и католик А. Трупп. Тем не менее большинство православных людей в России вполне сочувствовали самому факту канонизации, потому что почитание новомучеников и новых исповедников в России никогда не прекращалось, хотя в условиях советского режима не носило официального церковного характера.
Митр. Филарет (Вознесенский) скончался в 1985 г., его преемником в должности Первоиерарха и председателя зарубежного Синода стал митр. Виталий (Устинов), которому митр. Филарет поручил церковное управление еще при жизни. Перемена в высшем управлении Зарубежной Церковью совпала с началом преобразований в Советском Союзе, которые в конечном счете привели к его распаду. Многим и внутри России, и в диаспоре, в т. ч. и в пастве карловацкой Церкви, казалось, что поскольку исходной причиной разделения послужили политические события – установление коммунистической диктатуры в России, то с ее падением падет и средостение, разделяющее Мать-Церковь и ее отделившуюся часть за рубежом. Но надежды эти оказались далеки от осуществления: в епископате и Синоде Зарубежной Церкви возобладали не примирительные, а агрессивные настроения по отношению к Московской Патриархии. У некоторых иерархов возникла надежда, что с падением советского режима, падет и авторитет Патриархии в верующем народе и церковная власть в России перейдет к епископам-эмигрантам. Другие противодействовали сближению, вероятно, из вполне беспринципного стремлении к сохранению своей фактической самостоятельности и независимости при отсутствии каких бы то ни было канонических оснований для автокефального бытия церковного образования, не имеющего определенной территории и рассеянного по всему миру.
В мае 1990 г. Архиерейским Собором Зарубежной Церкви было принято решение об открытии приходов и епархий на канонической территории Московского Патpиapxaтa. Этим актом зарубежная иерархия вызвала единственно возможную реакцию со стороны духовенства и паствы Русской Церкви. Действия зарубежной иерархии вызвали протест даже у тех мирян и клириков, кто сочувствовал ранее Зарубежной Церкви, разделяя ее политическую идеологию. Т.о., к концу 90-х гг. взаимоотношения зарубежного Синода с РПЦ не изменились к лучшему.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 930;