Развитие системных идей в социологии
Переход к новой парадигме является научной революцией...
Т. Кун
Структурный функционализм в социологии формируется в рамках системных представлении, в которых нашел конкретное воплощение целостный (антиэлементарный) подход к объектам изучения, акцентирующий их иерархическое строение (структуру) и функциональные связи. Выдвижение данной парадигмы научного исследования соответствовало стремлениям теоретиков свести воедино все системы индустриального общества- технологическую, институциональную и идеоциональную.
Необходимо отметить, что системное движение стало формироваться на рубеже XIX-XX вв. как одно из направлений выхода из кризиса, охватившего научное познание. В частности, это была рефлексия на аналитико-синтетический способ классической науки решать исследовательские проблемы. Он выступал в качестве абсолютного постулата научного знания в рамках дихотомии «элементаризм-целостность». Акцентирование целостности объекта выдвинуло новую ориентацию, исследования новые принципы подхода к объекту изучения, составляющие суть системного подхода.
В нем внимание прежде всего переносится с исследования элементов на структуру как инвариантную (неизменную) характеристику сложности изучаемого объекта - на связи между элементами. Последние описываются с учетом их «места». В целом, а не как таковые, т. е. их описание не носит самодовлеющего характера. Мы видим реальные вещи - феномены, но не связи (соотношения) между ними. Запоминается иногда не наблюдаемый факт, а наше ошибочное его восприятие. Основу же феномена как раз и составляют системные связи, которые образуют системную целостность.
Системные представления имеют давнюю историю. В генезисе они опирались на организмические концепции общества, выступающие против механизма, выводящего интегративные характеристики живого из элементарных представлений. В XIX в. системные идеи теснейшим образом были связаны со структурным (структура) и функциональным (функция) представлениями объекта исследования.
В биологии они возникли на основе осознания недостаточности чисто эволюционистского подхода для объяснения феноменов роста, регенерации, организации и т. п. В дополнение к идее развития была выдвинута и идея системности (организованности), рассматривающая организм как систему. Почерпнутые из биологии организмические представления об обществе Г. Спенсера во многом напоминают современный системный подход. В частности, он использовал функциональные аналогии между процессами организма и общества: считая законы их организации гомогенными, Спенсер исходит из органической взаимосвязи .частей (функции) и относительной самостоятельности целого (структура) и частей как в организме, так и в обществе. Отсюда вытекало, что эволюционное развитие прогрессирующей дифференциации структуры в обществе сопровождал ось прогрессирующей дифференциацией функций. Поэтому процессы социальной эволюции, дифференциации и интеграции являются естественными и генетическими. Такие представления обусловили постановку проблемы структурной сложности социального целого и дальнейшую концептуализацию его структуры и функциональных связей в биоорганической школе. Эти идеи в модифицированном виде перешли к структурализму и структурному функционализму.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 890;