Системно-функционалъные идеи
То, что часто называют функционализмом, лучше всего трактовать не как доктрину или теорию, выдвигающую необъятно общие принципы..., но скорее как исследовательскую программу, содержащую некоторые эвристические правила или рабочие гипотезы.
К. Гемпель
Английская ветвь структурализма включала также и функциональные идеи. В частости, Радклифф-Браун считал, что изучение структуры общества неотделимо от исследований его функций. Однако логика структурализма не имеет адекватных «функциональных» объяснений при решении проблем взаимоотношений элементов в системе, св.язи системы с окружающей средой, процессами управления и т. д.
Функция - это наблюдаемые следствия частей (подсистем) по отношению' к более широким системам, в которые они входят. Они показывают, как«работают» элементы системы в отношении друг к другу и к целому. При этом структура объекта только постулируется. Методологическая специфика функционального подхода состоит в том, что функция элемента (части) объекта задается на основе принципа «включения», т. е. выводится из характеристик и потребностей более широкого целого. Отсюда функционализм - это поиск значения факта, исходя из его отношения к общественному целому.
Функциональные представления позволяют синтезировать различные характеристики объекта в целостную картину при помощи системы функций, понимаемых в биологическом смысле: функция это взаимосвязь, определяющая порядок включения части в целое. При этом совокупность функций позволяет представить объект как иерархически организованную систему. Наличие общей единой функции представляет собой основу, вокруг которой развертывается деятельность системы.
Функциональные идеи имеют место в теоретических построениях Э. Дюркгейма. Прежде всего, он исходит из признания, что общество есть реальность (система), отличающаяся по своей природе (свойствам) от индивидуальных реальностей. Поэтому именно в природе самого общества следует искать объяснение социальной жизни.
Общественное развитие сопровождается, с одной стороны, дифференциацией функций и профессий, которая раскалывает общество на множество индивидуальностей (специалистов), участвующих в нем. Это ставит проблему консенсуса (сплоченности), иначе социальная система может потерять самоконтроль и сорваться в пропасть катастрофы. Поэтому, с другой стороны, общественное развитие сопровождается специализацией, которая основана на разделении труда, обеспечивающем безличную функциональную зависимость, усиливающую социальное единство. Все индивиды имеют точки соприкосновения (пусть даже незначительные). В силу этого специализация задает общую ориентацию для согласованных действий внутри подсистемы и представителями других подсистем. Таким образом, структуры общества (то, что сложено социальными фактами) функционируют, т. е. совместно действуют и предписывают личную ответственность, обеспечивая жизнь общества (целого). Правда, здесь заключена опасность для всех автономных структур (частей), если они фиксированы на самих себя и «безрассудны», т. е. возводят в абсолют свои корыстолюбивые замыслы (приоритет части над целым).
Другой представитель английской социальной антропологии Б. К. Малиновский (1884-1942) разрабатывал системную концепцию функционалистского толка. Основной его интерес был направлен на изучение культуры как универсального явления с учетом всей ситуации социального взаимодействия. Отсюда понятие функции является основным в его работах: оно используется как средство (эвристический инструмент) объяснения конкретных культурных явлений, которые надо соотносить с другими явлениями в том же обществе. Вместе они составляют контакт, внутри которого и имеют место конкретные явления.
Функционалистская концепция Малиновского описывает культурные (общественные) явления через выполнение ими функций по той роли, которую они играют в целостной системе. Этим он подводит их под общие принципы, относящиеся к функционированию элементов общества, следуя постулату универсальной функциональности: всякие события внутри системы в определенном отношении функциональны для системы. Отсюда вытекал один из руководящих принципов - конкретные культурные (общественные) явления должны иметь функцию, так как ОДИ создаются для удовлетворения определенных потребностей. Однако возникает проблема, как установить, полезно ли для чего-нибудь и кому-нибудь данное явление?
Формирующийся функционалистический подход выясняет- связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. При этом данной структуре соответствует только данная функция, и наоборот, конкретная функция может выполняться только данной структурой. Всякая конкретизация функций обеспечивается за счет уточнения класса структур, способных ее выполнить. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым. Это позволяет выяснять допустимые сочетания элементов в системе, определять наборы функций как способов ее поведения при условии сохранения структурной целостности. Данная функциональная необходимость основана на предпосылке, будто возможно определить функциональные требования (универсальные потребности), которые должны удовлетворяться, чтобы общество нормально функционировало (сохранялось).
Необходимо отметить, что решение данного типа задач, базирующихся на функциональных представлениях, вполне сознательно ориентировано, во-первых, не противопоставление (антидетерминизм) принципу детерминизма. Социальные явления объясняются не причинно-следственными связями, а функциями, вытекающими из той роли, какую они играют в целостной системе, из тех способов, какими они соотносятся друг с другом. Во-вторых, на изучение тех типов изменений, которые не связаны с развитием, с историей общества.
Посылки функционализма как эвристического инструмента - особой совокупности правил, указывающих выбранное направление исследовательских поисков, В дальнейшем усилиями Р. Мертона и других американских социологов были приспособлены к области социологии. В частности, он толковал функционализм как метод интерпретации социологических данных - способ построения описаний и объяснений социальных явлений, исходя из отношений (значений) к общественному целому. Применительно к функциональному методу Мертон сделал ряд уточнений.
1. Различные функциональные потребности могут быть удовлетворены некой областью структурных альтернатив (проблема функциональных альтернатив действий): одно явление может иметь различные функции, так как одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
Функция - это наблюдаемое следствие, которое служит саморегуляции и адаптации данной системы к среде. Уточняя данное понятие, способствуя операциональному использованию, Мертон выделяет пять его значений:
- функция 1 - как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя;
- функция 2 - как специализированный род занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности;
- функция 3 - как математическое понимание функции и функциональной зависимости;
- функция 4 - как систематический принцип связи структурных единиц;
- функция 5 - как объективное следствие, благоприятное для приспособленности и интегрированности системы (в отличие от субъективных намерений), т. е. ее выживания.
Главными в функциональном анализе Мертон считает 3 и 5 значения.
2. Освободив функционализм от требования однозначного соответствия функции структурной единице, он сделал его более пригодным для анализа динамических процессов в социальной системе. Мертон вводит также понятия «эуфункция» и «дисфункция». Эуфункция как агрегированный (совокупный) функциональный результат способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. Помимо этого, могут быть следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы. Мертон называет их дисфункцией, то есть нарушением функций, потерю системой равновесия, разрушение ее адаптации. Кроме того, существует эмпирическая возможность возникновения антифункциональных последствий, которые просто иррелевантны (случайны, нетипичны, производны) рассматриваемой системе.
Данные понятия значительно расширяют возможности функционального подхода: исследовать баланс функций и дисфункций; выяснить возможные и невозможные состояния системы для выполнения функций; допустимые очертания элементов и др.
3. Мертон ввел различие явных и латентных (скрытых) функций для объяснения определенных общественных явлений, когда надо учитывать не только следствия, ожидаемые и наблюдаемые, но также и побочные, вторичные, неопределенные. Этим, в частности, он предложил объяснение тому, почему поступки людей, действующих с разными намерениями, оказываются функциональными.
Явная функция есть следствие поступка, которое вызвано намеренно: смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями.
Латентная функция есть следствие, вызывать которое не входило в намерение (не осознавалось) действующего, и он не знает, что его вызвало. При этом данное следствие может оказаться дисфункциональным и, одновременно, в каком-то отношении «полезным».
Данные уточнения позволили Мертону использовать функциональный подход при изучении дисфункциональных явлений - аномии, возникающей вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. Ядро функционального метода составляет функциональный анализ, который он рассматривает как метод интерпретации социологических данных. Мертон выделяет три основных постулата функционального описания фиксированного социального объекта, обязательно обладающего типичными чертами и устойчивостью.
Во-первых, постулат функционального единства: бесконечная глубина социального факта (а необщая теория) обеспечивает единство его теоретического видения. Именно факты, благодаря своей функциональной определенности, заключают в себе мощную потенцию интегрирования социальной жизни (а не идеальные типы).
Во-вторых, постулат универсальности профессионализма: все существующие формы культуры неизбежно несут в себе функциональные свойства, требующие аналитического исследования.
В-третьих, постулат функциональной необходимости: определенные функции социокультурных элементов обладают «принудительностью» или неизбежностью, что приводит к функциональной обусловленности всех социальных институтов. Но это, в свою очередь, не отвергает возможности существования «функциональных альтернатив», эквивалентов и заменителей.
Мертон рассматривает функциональность в качестве главного выражения социологического анализа повторяющихся и стандартизированных социальных явлений (институциональные объекты, референтные группы, социальные роли, структуры, средства контроля и т. п.). При этом он выделяет методологические правила функционального анализа, составляющие собственную логику социологического исследования и построения теории.
Функциональный анализ базируется только на рассмотрении стандартизированных (типовых) объектов, т. е. того, что повторяется с определенной устойчивостью.
2. Функциональный анализ включает в определение функции «субъективную диспозицию» включение в сферу исследования субъективной мотивации.
3. Объективные следствия общественных взглядов, верований и поведения составляют главное содержание функции. Поэтому рассматривать надо данные следствия, связанные с фактами и объектами, а не рассуждать о внутреннем содержании последних. При этом требуется рассматривать как а) существующее множество функциональных следствий, так и б) итоговый баланс агрегированных последствий. Изучение совокупности следствий подводит к определению социальной функции.
В том случае, когда мы имеем дело с ясной функцией, она становится доступной для описательного анализа. Скрытая функция доступна лишь для понимающего анализа.
4. Функция «обслуживает» агрегированный объект и в этом состоит ее специфика: она соотносится с системой как единство. Здесь имеет место принцип «фокусирования» функции, когда элементы системы могут не соответствовать данной функции, но значение имеет ориентация ее на систему как целое.
5. Функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы. В этом проявляется принцип выживания и сохранения последней: функции, соотносимые с системой, удовлетворяют ее потребности.
6. Каждая функция имеет «механизм» своего действия; к их числу можно отнести сегментирование социальных ролей, иерархирование ценностных ориентаций, общественное разделение труда, ритуальные и церемониальные отправления и т. д.
7. Функция может раскрывать себя через альтернативы, функциональные эквиваленты и функциональные заменители. Это ставит вопрос о существовании области возможной вариантности функции: каждая функция вполне допускает возникновение альтернативных способов своего самораскрытия.
8. Область вариантности функции не безгранична - она лимитируется требованиями Структурного контекста. Такая взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает возможность развития или альтернативного функционирования. Игнорирование этого принципа ведет к социальному утопизму, согласно которому отдельные элементы и функции могут элиминироваться без оказания влияния на всю систему в целом.
9. Функциональный анализ не делает упора на статике: понятие дисфункции открывает простор для динамического «измерения» структуры. Это всякого рода социальные напряженности, стрессы, конфликты, ведущие к социальным изменениям. Они, в свою очередь, вызывают различные типы поведенческих реакций: конформизм, инновация, ретретизм, мятеж.
10. Функциональный анализ ставит проблему валидности исследования.
11. Функциональный анализ может играть идеологическую (мировоззренческую) роль, через Функционалистические теории и гипотезы, а также и соответствующую ориентацию исследователей.
Приведенные методологические правила функционального анализа накладываются на исследование и интерпретацию общественных явлений, в том числе и аномии, обеспечивая уровень его научности. Применительно к социологии - социологический функционализм согласуется с общенаучным подходом к реальности и поднимает ее до уровня науки.
Функционализм представляет собой одно из необходимых условий системного подхода, но условие, ограниченное по сфере своего применения. В частности, функциональное описание утрачивает смысл и становится тривиальным, если, во-первых, от описания иерархии уровней переходят к анализу взаимосвязи сфер (слоев) системы (например, соподчинение экономики, политики, социальных институтов, нравственности и т. д., в социальных системах). Во-вторых, когда описывают предельно широкую систему (например, общество в целом).
Структурализм и функционализм не составляли какой-то единой теории, а были скорее направлениями социологической мысли.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1535;