Системно-структурные идеи
... в языке нет ни понятия, ни звуков, которые существовали
бы независимо от языковой
системы, а есть только смысловые различия и звуковые различия, проистекающие из этой системы.
Ф. де Соссюр
Системно-структурные идеи порождают проблематику упорядоченности и организованности, которая расширяет понятия о связях и их типологии, и создает предпосылки для перехода к понятию системы как центральному в данной ориентации исследования, с различными методологическими акцентами.
Во-первых, когда предметом изучения являются системы, строение и организация которых ясно отграничены от среды, акцент в исследованиях делается на проблеме целостности - поиск специфических механизмов связей целостности. Во-вторых, когда систему еще предстоит построить из имеющегося эмпирического материала, то акцент делается на связанности, т. е. структуре объекта – на основе постулирования и последующего исследования определенной совокупности связей. При этом данные грани достаточно условны, так как целостность немыслима без связей, а наличие связанности создает ту или иную (большую или меньшую) степень целостности. Таким образом, структурная перспектива становится социологической традицией и получает название структурализма, в котором понятие «структура. является центральным.
Особенностью структурализма является то, что он видит объект как связанное и интегрированное целое, между элементами которого внутренние взаимодействия особенно устойчивы. Данное понятие служит для обозначения вопросов о составляющих объекта (в противовес вопросам о его функциях) и позволяет представить сложность его в расчлененном виде. Функциональность компонентов в этой ситуации выступает лишь в качестве исходной предпосылки. Это позволяет структурализму, во-первых, выдвигать задачу типологического анализа структур. Следовательно, вопросы о структуре могут задаваться столькими способами, сколько существует видов составных частей объекта. В частности, можно говорить, что общества состоят из институтов, социальных групп, классов, ролей, норм, санкций, символов и т. п. Во-вторых, многообразие и разнотипность структур открывает возможность комплексного, междисциплинарного подхода к предмету изучения.
Потрясения человеческого сознания, вызванные ужасами мировых и гражданских войн, бесчеловечностью тоталитарных режимов, породили особый интерес к вопросу о ценности и смысле бытия.
Именно этим объясняется популярность философии экзистенциализма, которая пытал ась дать на него ответ. Однако в теоретической сфере для экзистенциализма был характерен крайний субъективизм. В виде реакции на него стали формироваться семиотические, структуралистические и кибернетические концепции, претендующие на поиск объективных (нейтральных) критериев интерпретации социальных процессов. Они были ориентированы на создание технических правил и моделей интерпретации в гуманитарных науках, особенно: в этнографии и лингвистике: моделирующее прочтение текстов с формализованными приемами и инструментами математической логики. В частности, лингвинистический структурализм стремился разрабатывать различные специально-научные аспекты изучения языка в составе семиотических систем: язык рядоположен другим семиотическим системам.
Семиотический подход ориентирует на изучение языка как знаковой системы. Семиотическая концепция Ч. С. Пирса (провозвестника американского прагматизма и семиотики) утверждает, что объективное существование воспринимаемой людьми действительности есть лишь гипотеза, необходимая для науки. Последняя является одним из способов достижения веры, столь нужной человеку для душевного покоя. И если все существующее есть лишь элементы опыта, а восприятия и понятия есть знаки, то все существующее оказывается знаками. При этом основным свойством знака является свойство вызывать мысль у человека. С этой стороны все воспринимаемое человеком оказывается знаками. Пирс впервые высказал мысль, что значение знака сводится к определению привычек, которые он производит.
Развивая науку о знаках, американский семиолог Ч. Моррис свел мышление к оперированию языковыми знаками. Всеобщей наукой о знаках он объявил семиотику, основные проблемы которой изложил в 1938 г. в книге «Основы теории знаков», а затем в 1946 г. - «Знаки, язык и поведение». Семиотика, как общая теория знаковых систем, синтезировала различные подходы и соответствующие методы: психологический (язык как орудие мышления), логический (язык как система значений и логических связей), лингвистический (язык как знаковая система), социологический (язык как средство общения).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 828;