Структурная лингвистика
Структурная лингвистика формировал ась как социологическая традиция и была направлением языкознания, в котором применялась системная методика - универсальная схема описания конкретных языковых структур. Она получила название структурализма для обозначения вопросов о составляющих объекта как целого. Его сторонники проводят исследования элементов текстов как некой предметной структуры, а не пластов сознания, через которое осуществляется восприятие произведения. Основной интерес они проявляют к синтактике, оставляя в стороне вопросы истории, социального контекста и выявления реального содержания художественного текста.
В любом толковании язык создается человеком благодаря врожденной или полученной им речевой способности: он есть результат творчества. В описательной же теории языка соотношение между ним и человеком прямо противоположно. Язык как средство общения (коммуникации) создает в человеке его особые человеческие качества. Поэтому человек не может создавать язык, вмешиваться в его развитие, а может лишь описывать его свойства, регистрировать его изменения в описании.
В этом плане структурализм стремится установить связи не с историей общества, а с социологией, понимая под ней науку о системе функционирующих социальных институтов.
Предметом языкознания являются лишь те стороны языка, которые обусловлены лингвинистическими (имманентными) факторами. К ним, в первую очередь, относятся внутрисистемные языковые связи, обусловливающие «синхроническое» описание языка, в противовес; прежнему «диахроническому» (историческому). При этом исходят из принципиального положения, что не существует единого исторического процесс а и общих исторических закономерностей развития культуры. Каждая социокультурная эпоха автономна и не может порождаться другими. Но в их основе лежат единые интеллектуальные структуры (лингвинистические системы), которые и должны быть главным объектом исследования.
В синхроническом (описательном) подходе язык изучается в одном состоянии, вне развития, как единая система, и все элементы его рассматриваются во взаимных (системных) отношениях – в структуре. Поэтому существует явное различие между структурой, с одной стороны, и историей и функцией, с другой. Концепция языка как знаковой системы, социальной по принадлежности и имманентной по характеру развития, была выдвинута Ф. де Соссюром, швейцарским (французским) языковедом, в устных лекциях «Курса общей лингвистики». Опираясь на учение Дюркгейма о социальном факте, разграничив речь и язык, он рассматривал последний как социальный факт, т. е. нечто находящееся вне человека, принудительное по отношению к нему. Ввиду этого лингвистика должна попытаться охватить язык не как конгломерат внеязыковых (физических, психологических, логических) явлений, но как самодовлеющее целое системно-знаковое устройство. Это был колоссальный рывок вперед в понимании особой сущности языка как социального явления. Соссюр делит язык в историческом плане на серию синхронных срезов, составляющих в своей совокупности диахронию языка. При этом каждая синхрония содержит внутреннюю систему: отношения внутри нее не могут быть целиком и до конца объяснены историей, т. е. предшествующими синхрониями в диахроническом ряду, как это: мыслилось ранее.
Соссюр решал вопрос о соотношении социального и индивидуального в языке на основе четкого разграничения языка и речи. По его учению, язык это явление чисто социальное, так как в его систему входит только то, что получает распространение в языковом коллективе. Именно в нем исторически вырабатываются определенные языковые нормы, обязательные для всех входящих в него индивидов. Речь же - явление индивидуальное: это реальное звучание (физическая сущность).
Слова в ней относятся к вещам и обозначают их в речи, являясь знаками.
Сущность языка для Соссюра заключалась в том, что он есть система знаков, в которой главную роль играют отношения между ними (а не сами знаки). Элементами языка выступают знаки, составные элементы знаков, устойчивые сочетания знаков, которые неразрывно связаны между собой и образуют единое целое. Эти связи, являющиеся разнообразными отношениями между элементами, представляют собой структуру языка.
Язык как единая система имеет иерархическую структуру знакового продукта, т. е. наличие в нем знаковых единиц разной степени сложности. Единицы языка образуют разные уровни организации языковой системы: фонетической, морфемный, синтаксический, лексико-семантический. Отдельные структуры могут быть разбиты на их компоненты, поэтому систему надо рассматривать как систему чего-то.
В частности, характер взаимоотношений между элементами языка и зависимости их от системы определяется тем, в какой степени они связаны с выражением понятий и других явлений человеческого сознания. Фонемы не выражают ни понятий, ни других элементов сознания: их функция в языке - чисто разграничительная. И в фонеме действительно с точки зрения функции нет ничего, кроме различий, и характер их, сущность их целиком определяется системой языка.
Это относится и к морфемам, которые, имея несамостоятельные значения, не соотносятся непосредственно с действительностью и функционируют в полной зависимости от системы языка и тех противопоставлений, которые исторически сложились между ними в системе языка.
Ввиду функциональных и качественных различий между языковыми элементами разного рода и отношения между ними совершенно различны. Так, отношения между фонемами иного рода, чем между словами, и не такие, как между словами и фонемами. Вследствие этого язык образует, по существу, не одну систему, а несколько взаимосвязанных систем (систему систем). Фонемы составляют совершенно иную систему, чем морфемы или словоформы. Но поскольку эти системы в свою очередь связаны между собой и вне этой связи не могут существовать, язык в целом является системой, подчиняющейся своему собственному порядку. Системы же, входящие в его состав, выступают как подсистемы. При этом язык как система не зависит от экстралингвистических факторов - общества и мышления.
Роль фактора системности (собственно лингвистические факторы) абсолютизируется Соссюром и превращается в принципиальное отрицание влияния на структуру языка и ее развитие экстралингвистических факторов. В его понимании они действуют на язык спонтанно. В частности, влияние общества на язык может вызвать в нем только изменения отдельных элементов - появление новых слов, возникновение территориальных различий и т. п., а это для системы языка несущественно.
Применение системно-структурного подхода позволило Соссюру обеспечить объективность описания структуры языка, исключая субъективность исследователя, и по-новому представить некоторые стороны сущности языка. На основе ряда его общих идей в 20-30-х годах сложились различные течения, изучающие язык как имманентную систему, которые были объединены под общим названием - структурализм (Парижская, Копенгагенская, Американская лингвистические школы). В его рамках вырабатывается ряд таких понятий, как инвариант, уровень, единица языка и т. п., которые выстраиваются в определенной схеме, считающейся универсальной для описания любого языка.
Структурная лингвистика ориентируется на поиск связей с математической логикой, разработку формально аналитических процедур изучения языка как семиотической системы. Тем самым структурализм вносит свой вклад в возникновение новых дисциплин о языковой практике - теорию рекламы, информатики, журналистики и др.
Англосаксонская версия структурализма в период между первой и второй мировыми войнами разрабатывалась в рамках английской социальной антропологии А. Р. Радклифф-Брауном (1881-1955). Опираясь на системные идеи Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, он осуществил дальнейшую разработку и распространение понятий «система, структура, функция» на общество и культуру.
Британские антропологи изучали, в основном, «простые», «племенные», дописьменные общества. Однако их методики полевых исследований при анализе примитивных сообществ вошли в арсенал английской социологии при изучении локальных общностей (сельские и городские общины, производственные группы и т. п.). Радклифф-Браун был по существу инициатором применения к племенным обществам идеи системного подхода при анализе и интерпретации социальных процессов. Он рассматривал структуру как некое целое, далее неделимое - структура родства, организация ритуала, политическая структура и т. п. Поэтому различия между обществами мыслились им как структурные. Задачей социальной антропологии Радклифф-Браун считал установление действительной таксономии функционирующих социальных систем. При этом' подразумевалось, что структура обладает вполне ощутимыми эмпирическими характеристиками системы.
Французская ветвь структурализма получила развитие в 60-х годах в работах К. Леви-Стросса, М. Лакана, М. Фуко и др., которые стремились реализовать принцип «социологизма» Э. Дюркгейма и его последователя М. Мосса.
К. Леви-Стросс в рамках этнологии исследовал системы родства и семейно-брачных отношений, племенные организации у первобытных народов, а также обряды, тотемизм, мифы, способы мышления и т. п. Он искал за ними скрытые Фундаментальные структуры, которые определяют отдельные элементы систем и их варианты. Данные структуры усматривались им во всеобщих бессознательных формах деятельности интеллекта, а также в лингвинистических (знаковых) структурах. Эти два момента (бессознательные логические и знаковые структуры) находились в центре внимания в структуралистических исследованиях.
В частности, Ж. Лакан исследовал в этом плане развитие индивида, соединяя методы психоанализа и структурной лингвистики. М. Фуко разработал концепцию культуры, основываясь на различии бессознательных схем и «практике речи. в разных культурно-исторических эпохах. Он отрицал наличие единого исторического процесса и рассматривал каждую эпоху автономно. Однако в их основе Фуко усматривал единые интеллектуальные структуры. Социально-экономические процессы определялись им лингвистическими системами, соответственно речь должна быть главным объектом исследований.
Структурализм развивался неоднородно, но для различных его течений можно выделить общие принципы.
1. Приоритетность отношений в системе (а не элементов). Структура отношений не зависит от спецификации элементов, а, скорее, определяет их.
2. Структура как инвариантная характеристика системных отношений воплощается в ряде конкретных вариантов на основе универсального изоморфизма - универсального кода структур, который позволяет в определенных условиях превращать их друг в друга средствами соответствующих правил перевода. Отсюда вытекает предположение о возможности создания общей теории социальных наук.
3. Отказ от эмпирических методов исследований и стремление путем лишь усовершенствования формально аналитических методов и процедур решать исследовательские проблемы.
4. Приоритетность синхронического (описательного) изучения объекта над диахроническим (историческим) на основе отрицания единого исторического процесса 1. При этом человек (субъект) рассматривался как отдельный элемент, который всецело обусловливается безличной (объективной) структурой. В предельных случаях проблема человека вообще устранял ась.
Необходимо отметить, что надо различать структурализм как доктрину и как метод исследования. Претензии возвести его в ранг общей социологической (философской, мировоззренческой) теории оказались несостоятельны. Метод же структурализма служит одним из инструментов анализа социальной действительности.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1482;