Одежда мальчиков и девочек с 3-х до 7-ми лет 5 страница

 

РУСЬ – древнее название земли Русов (одного из народов Славяно-Ариев).

«Здесь русским духом пахнет»

«С ним по-русски (по-хорошему) не сговоришься – глуп и упрям»

РЯСКА – женское украшение, густо подвешенное с определённым подбором. Так назывались жемчужные подвески, поднизь, «чёлочка» и другие подвесные украшения на женских и девичьих головных уборах спереди («на челе»).

«Жемчужная ряска к венцу девичьему»

«Кокошниковая ряса (т.е. подвеска)»

 

САРАФАН – длинная женская одежда без рукавов. Известен в России с XIII в., но до XVIII в. упоминается как мужская одежда. Изначально сарафан был с рукавами; встарь так называли мужской долгий кафтан особого покроя. Название произошло от персид. «сэрапай» – «почётная одежда». Шьют сарафаны из льняного полотна, ситца, сатина, тонких шерстяных тканей; украшают вышивкой, тесьмой и набойкой (печатным рисунком). Более распространён в северных областях Руси. По покрою различают однорядные, двурядные, закрытые, открытые (на груди), круглые, узкие, прямые («московские»), клинчатые, триклинки, растегаи (распашные), с рукавами, с помочами, сборчатые, гладкие, с лифом, без лифа, новгородские сарафаны. По ткани: холщевики, дубленики, крашенинники, пестрядинники, кумачники, китаечники, ситцевики, стамедники, суконники, атласники и пр.

«Везде сарафан пригождается»

«Если нету талану – не пришьёшь к сарафану»

СВАРГА (ярга) – солнечный (солярный, свастичный) знак, коловрат. Издревле известен во всех народах, на всех материках, во всех верованиях. На Руси ярга является знаком солнечных божеств, знаком движения времени и энергий.

 

СВЕЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ – человек, помогающий просвещению (одухотворению) других людей и проводящий обряды. У каждого из свещеннослужителей (волхвов, ведунов, жрецов, кудесников и пр.) есть свои обязанности.

 

СГЛАЗ – случайное или преднамеренное искажение биополя человека.

«Завистливый сглазлив»

 

СЕМЬЯ – основная ячейка Ведического общества. Состоит из семи колен: прадед, дед, отец, я, сын, внук, правнук. Семья должна жить вместе, ибо: пожилым нужна материальная опека, возможность передать потомкам свой жизненный опыт и трудовые навыки; хозяину нужно трудиться, чтобы прокормить семью, и потому нужно, чтобы кто-то присматривал за его детьми.

«Семейное согласие всего дороже»

«В семье и каша гуще»

 

СЕРЬГА МУЖЧИНЫ – металлическое кольцо, которое носят продетым сквозь мочку левого уха. Одна серьга означает, что это единственный сын в семье, две серьги – что это единственный кормилец в семье, три – что это единственный мужчина в роду. Когда воины стоят в строю, то по команде: «Равняйсь!» – поворачивают головы направо, при этом командир видит по серьгам, кого посылать в бой в первую, во вторую или третью очередь. Вначале в бой идут те, у кого нет серьги, т. е. у кого есть сыновья. Затем идут в бой те, у кого одна серьга, потом – у кого их две, и в последнюю очередь – у кого три серьги.

 

СИТЕЦ – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбелённой пряжи. Нитки основы и утка – одинаковой толщины. От других тканей подобной выделки отличается набивным узором. Родина ситцев – Бенгалия (Индия). Раньше покупали ситцы однотонной расцветки («кумач» – красный, «китайка» – синий и др.) и делали на них вручную набивной рисунок. В 30-х годах XIX века в России появились многокрасочные печатные машины, и начался расцвет ситцевого производства. Из цветного («цветастого») ситца шили рубахи, сарафаны, юбки.

«Спрашивают китайки, а разбирают кумачи»

«Ситчиком подбито, а шёлком покрыто»

 

СМЕРД – человек трудового сословия, получающий опыт первых воплощений в человеческом теле. Предназначение смердов – трудиться, помогать другим сословиям, стремясь к чистоте тела и помыслов.

СОРОКА – головной убор замужней женщины. Различают повседневную и праздничную сороки. Праздничная сорока богато вышивалась, украшалась каменьями.

 

СРЯДА – определённый набор женских одежд, украшений и оберегов. Например: девичья, свадебная, чадородная, вдовья, кручинная, старушечья (сухая, белая), старческая (вековушная), смертная (погребальная) и другие.

 

СТАН – основная часть рубахи, закрывающая тело (без рукавов). От слова «стан» – тело человека («девичий стан»). Старались делать станины цельными, из одного куска ткани, чтобы сохранить энергетическую целостность биополя человека. Детские рубахи часто шьются из нижней части станины родительской одежды.

 

СТИХИИ ПРИРОДЫ – Эфир, Огонь, Воздух, Вода, Земля.

 

СУКНО – шерстяная (или полушерстяная) ткань полотняного переплетения с гладким ворсом, с последующим валянием и отделкой. Для изготовления хорошего сукна требуется множество действий, нарушение хоть одного из них изменяет его качество. Отсюда: «сукман» - суконный кафтан, «суконник» - тёплый сарафан.

«Суконный язык»

«Это нашего сукна епанча»

 

ТОНКИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА – Жарье (эфирное), Навье (астральное), Клубье (ментальное), Колобье (буддхическое) и Дивье (деваконическое) тела.

 

УБРУС – старинный русский головной платок; узкое головное полотенце – особо нарядное («почётная ширинка»). Лобную часть и концы убруса расшивали цветными нитями, золотом и серебром, низались жемчугом и каменьями. В старину молодая жена дарила убрус родителям мужа; новожёны дарили убрус в храм или князю.

УЗОР – рисунок, являющийся сочетанием линий и цвета. Слова «узор», «узорочье» восходят к общеславянским понятиям: «заря», «солнце», «небо», «свет» – и являются образами божеств и «знамениями неба».

«Божественный узор»

ХРАМ – хран, хранилище мудрости. Обычно это какая-либо постройка.

«Храмы зиждутся во имя светое»

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общественная система, построенная на самоубийственной деятельности людей и уничтожении природы, уводящая человека от развития собственных способностей и умения жить в единении с Природой. Противопоставляется культуре.

 

ЧУЛКИ – тканая или вязаная одежда на ноги; «вязаная долгая обувь» (В.И. Даль). Иногда их шили из сукна и холста; обычно были белыми или тёмными. В средней полосе России и у коми-пермяков вязали узорные цветные чулки из шерсти. У коми-пермяков до сих пор сохранился древний способ вязки таких длинных носков-чулок деревянной иглой. Даже при множестве разрывов нитей такая вязка («путанка») не распускается.

 

ШАЛЬ – квадратный или прямоугольный платок очень большого размера (из шерсти, хлопка, шёлка). Известна в Европе с XVIII века; в России – с нач. XIX века. Имеют восточное происхождение – в Россию ввозили кашемировые и турецкие шали. Были двухсторонними, то есть не имели изнанки, и стоили очень дорого.

 

ШАМШУРА – головной убор взрослых женщин северных областей. Чепец с твёрдым круглым верхом, надевавшийся до бровей. По всей окружности вставляли шнур, который стягивался по размеру головы. Верх шили из кумача на подкладке и расшивали цветными нитями или тесьмой. Праздничную шамшуру могли расшивать и каменьями. Позднее вышивку заменила парча, а каменья – бисер.

 

ШАРОВАРЫширокие штаны в сборку, держащиеся на гашнике (завязке). Штанины обычно заправляются в сапоги. От греч. «сарабара» – восточные штаны.

 

ШЁЛК – ткань из нитей, которые прядутся из выделений тутового шелкопряда. В Древней Руси шёлк привозили из стран Востока, его покупали состоятельные жители городов, княжеские семьи и духовенство.

«Шемаханские шелка»

«Хорош на девке шёлк, коли в девке толк!»

 

ШИРИНКА – полотнище, отрезок цельной ткани во всю ширину её (с рубчиками). Может служить полотенцем (ручником, утиральником) или носовым платком, если ткань узкая. Узкой и длинной ширинкой подпоясываются вместо кушака. Небольшие ширинки (прошвы) вшиваются между штанинами портов. Невеста раздаёт на свадьбе в подарок гостям маленькие ширинки, расшитые или кружевные.

«За свинкой не находишься с ширинкой»

ШТАНЫ – мужская одежда на ноги, надеваемая поверх исподницы. По описям XV–XVII вв. известны штаны холодные, стёганые и тёплые (т.е. с меховым исподом). Часто древнерусские штаны были до колен, что возмещалось многочисленными длинными одеждами, онучами и высокими голенищами сапог. На Руси в старину штаны относились к предметам нижней одежды. На то есть лингвинистические подтверждения: тюркское слово «иштон», означающее штаны, составлено из «иш» (внутренний) и «тон» (одежда), иначе – нижняя одежда. По этой причине правильнее писать и говорить «штоны». Это слово появилось примерно в XVII веке, до этого были известны порты. Слово «брюки» («бруки») появилось при Петре I из германских языков. Разрезов штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью вставленного в отворот гашника. Штанины иногда называли «гачи», т.е. бёдра. Отсюда выражение: «Держать в загашнике» – т.е. в укромном месте. Штанины были достаточно узкие, по ноге, и соединялись ширинкой (прошвой), для свободного шага.

 

ШУБА – верхняя зимняя одежда на вате или меху. От араб. «джубба» – длинная и широкая суконная туника без рукавов. Русская шуба была длиннополой и мехом внутрь (упоминается в XV в.). Этот вид кафтанной одежды был завезён восточными купцами. Шубы были собольи, куньи, беличьи, лисьи; у крестьян – овчинные или заячьи (что вовсе не было признаком бедности). Овчинные шубы были теплы, прочны и надёжны. Они были олицетворением семейного счастья и благополучия, поэтому столь велико их значение в старинных свадебных обрядах. Молодых усаживали на шубу, которую расстилали на полу в красном углу, приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить вам тепло и богато!». Затем шубу укладывали в сани и отправляли на ней молодых под венец.

 

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН – попытка уравнять мужчин и женщин в правах и в обязанностях. Природа наделила мужчин и женщин различными телесными и психическими особенностями и способностями, ибо их природное предназначение различно. Поэтому их права и обязанности равными быть не могут, любое уравнивание мужчин и женщин противоестественно.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР – особый нервно-психический узел, являющийся местом сосредоточения определённой жизненной силы человека. Семь основных энергетических центров расположены вдоль позвоночника с его внутренней стороны, ещё два – в области плеч, а 49 второстепенных – на важных органах и суставах.

 

ЭНЕРГИЯ – природная сила; одно из основных проявлений божественных свойств Всевышнего. Имеет безчисленное количество видов проявления.

 

ЮБКА (юпка) – часть женской (как правило) одежды от талии книзу. У молодых и простых по происхождению женщин юбка всегда короче, а у почитаемых и знатных – длиннее. У русских девушек юбка оставляет открытыми ступни, у женщин она до пят. Это помогает женщине сохранить и накопить собственную жизненную силу, а тело сберегает от сглаза и нескромного взгляда. В русской деревне юбки стали носить только с середины XIX века, заимствовав их из города. Шили их сначала на выход из покупной ткани, но широкими, как привычные сарафаны. Верхние юбки были ситцевыми, цветными, нижние будничные – из холста. Зимой носили шерстяные, а для тепла надевали стёганую на вате «споднюю» юбку. Девушки на выданье в южных областях надевали на праздники несколько юбок, чтобы показать своё умение шить и вышивать (из-под одной юбки был виден узорный край другой) и «чтобы толще казаться» – так как определённая полнота (дородность) для крестьянской девушки означала здоровье, доброту, способность вынашивать и рожать многочисленных детей, материальный достаток. Юбку начинали носить, как и понёву, после 12-ти лет (в пору половозрелости). Повседневными у молодой девушки были юбки старших сестёр, и только праздничная была новой. В северных областях, где девушки носили сарафаны, юбки были женской одеждой – их надевали только после замужества.

 

ЯВЬ – проявленный, видимый материальный мир четырёх царств Природы: минерального, растительного, животного, человеческого.

 

ЯН – энергия мужской сути Всевышнего, Его мужского начала – расширения, эволюции, созидания, света, огня, солнечного влияния и т. д. Способствует духовному росту человека за счёт увеличения Изначального Света.

 

 


Список книг
для дополнительного чтения по теме:
«РУССКАЯ Народная одежда»

 

«Великорусская народная сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний» П.И. Кутенков. Пенза – СПб., 2003

«Восточнославянская этнография» Д.К. Зеленин. М., 1991

«Вышивание» Е.Е. Андриянова. М., 2001

«Древние мотивы русской народной вышивки» М., 1973

«Женский траурный костюм в Пензенской и Тамбовской губерниях». Ж-л «Живая старина» № 1 – 2000

«Золотое шитьё Владимиро-Суздальской Руси» М.В. Фехнер. («Средневековая Русь») М., 1976

«Изобразительные мотивы в русской народной вышивке» М., 1990

«Коло славим!» М., 1999

«Композиция костюма» Ф. М. Пармон. М., 1985

«Красная книга вещей» К. А. Буровик. М., 1996

«Материальная культура русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан» Б.А. Куфтин. М., 1926

«Московский народный костюм» Л. П. Щербакова. М., 2000

«Мы – славяне!» М. Семёнова. СПб., 1997

«Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX веков» Г. С. Маслова. М., 1984

«Об одежде сельского населения Древней Руси» В.П. Левашова. («Труды Государственного Исторического музея»), вып. 40. М., 1966

«Обрядовые функции северорусского женского народного костюма» С.В. Жарникова. Вологда, 1991

«Одежда» А.В. Арциховский. Сб-к «История культуры Древней Руси», т. 1. М. - Л., 1948

«Одежда восточных славян VI – IX вв. н.э.» В.В. Седов. («Древняя одежда народов Восточной Европы») М., 1986

«Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке расположенное» П. Савваитов. СПб., 1896

«Орнамент русской народной вышивки» Г.С. Маслова. М., 1978

«О символике русской крестьянской вышивки архаического типа». Ж-л «Советская археология» № 1- 1966. А.А. Амброз

«Память языка» Е.Н. Полякова. Пермь, 1991

«Поэзия народного костюма» М. Н. Мерцалова. М., 1975

«Предметно-бытовая лексика древнерусского языка» Г.Н. Лукина. М., 1990

«Прядение и ткачество восточных славян в XIX – нач. XX веков» Н.И. Лебедева. («Восточнославянский этнографический сборник», т. 31). М., 1956

«Путеводитель по выставке тканей VII – XIX веков собрания Исторического музея» В.К. Клейн. М., 1926

«Ремесло Древней Руси» Б.А. Рыбаков. М., 1948

«Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» Р. М. Кирсанова. М., 1989

«Русские. Историко-этнографический атлас». М., 1971

«Русские исторические одежды от X до XIII века» С. Стрекалов. СПб., 1877

«Русский народный костюм» ГИМ. М., 1989

«Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР» сост. Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина. Л., 1984

«Русский традиционный костюм» Иллюстрированная энциклопедия. Н.Н. Соснина, И. Шангина. СПб., 1998

«Славяно-Арийские Веды», т. 3. Омск, 2000

«Стоячие воротники и «ожерелки» в древнерусской одежде» М.А. Сабурова. («Средневековая Русь») М., 1976

«Типология русского народного костюма» Л. В. Беловинский. М., 1997

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даль. М., 1955

«Толковый словарь кощунника» А.В. Трехлебов. М., 2005








Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 697;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.