Одежда мальчиков и девочек с 3-х до 7-ми лет 3 страница

Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые. Они могут быть и одноцветными, и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают праздничную «перевить» — из многих, заранее свитых верёвочек, тогда и кистей может быть больше («двухрядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длинные — с помощью деревянных «крюков» или дощечек с отверстиями для продёргивания нитей.

Плетёные пояса изготавливаются различными способами. Один из самых простых — «на крюке» («на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепляются (за середину или за один конец) на крюке, вбитом в стену дома. Количество нитей, начиная с трёх («косичка»), может быть любым и зависит от техники плетения и мастерства человека. Переплетение на повседневных поясах обычно полотняное, на праздничных поясах может использоваться саржевое или иное. Выбор цвета и нитей зависит от назначения пояса. Обычно это тонкие пояса-плетешки, их делают и для детей, и для взрослых, используют в домашнем хозяйстве (например, для завязывания мешков с крупой или иными припасами).

Часто детские, юношеские и тонкие женские пояса плетут «на вилке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вырезается из берёзы — женского дерева. Нитки для пояса закрепляются в развилке за середину. Плетётся сначала одна половина пояса, затем другая. Используют полотняное (узоры «змейка», «ёлочка») или саржевое переплетения.

Нарядно и празднично выглядят круглые плетёные пояса. Наиболее известный способ — «на вице», т.е. на гладкой ветке (пруте).Современные названия - «на игле»,»на спице», «в бутылку». Плетение происходит за счёт завязывания узлов на нити основе вокруг деревянной гладкой вицы или металлической спицы. Нить основы при этом поворачивается, закручиваясь с узлами по спирали вокруг вицы (узоры — «спираль», «радуга»). Если менять направление завязывания узлов, получится узор «змейка-зигзаг», или «ужик». Такие пояса изготавливают из цветных шерстяных или хлопковых нитей. Круглый пояс считается мужским, он удобен для занятий по хозяйству и для воинских упражнений, так как обладает способностью чуть растягиваться и стягиваться обратно. Может быть однотонным, но чаще их делают разноцветными. Круглый пояс обязательно заканчивается красивой кистью. Веси используют его и как праздничный.

Ещё один круглый пояс плетётся «дерганьем» на руках («на пальцах») без всяких приспособлений (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, закреплённых на пальцах обеих рук. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки; для этого нужно поменять способ перебора петель на пальцах. Этот способ удобен для изготовления маленьких детских поясков, всевозможных завязок для волос и для хозяйственных нужд.

Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканые пояса. Они могут быть просто «ткаными»: когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей, или «браными» — когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и просчитываются заранее, ещё до ткачества. Тканые пояса — это опояски, покромки, мужские полосатые пояса («радуги»). Браными делают все кушаки, праздничные и обрядовые покромки.

Известно множество способов изготовления тканых поясов: на дощечках, на бёрдышке, на ниту, на станке.

Деревянные дощечки («топки», «кружки») делаются в виде квадрата с закруглёнными углами и имеют в каждом углу отверстие для нитей. Они легко помещаются в ладонь. Обычно для изготовления пояса требуется от 10-ти до 30-ти дощечек (может быть и больше), их количество определяет узор и ширину пояса. Узор зависит и от того, какой стороной мы сложим дощечки друг с другом, в каком порядке будем их перебирать. На дощечках можно набирать как простейшие узоры («семечки», «зёрнышки», «ростки»), так и очень сложные (например, надписи и руны). Пояса с надписями в народе называют по количеству вытканных слов: «однословки», «двусловки», «трёхсловки» и т.д. Возможности набора узора ограничены количеством дощечек, которые человек может одновременно удержать и провернуть в руке при ткачестве.

Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. В старину бёрдышки выполнялись из цельной деревянной дощечки, позднее их стали делать наборными. Верх и низ у такой дощечки всегда украшают обережными знаками солнца, земли и плодородия. Прорези в бёрдышке разделяют нити основы и нити узора. Если хотят сделать узор выпуклым, то нити для основы берут льняные (тонкие и прочные), а на узор используют шерстяные, хлопковые или льняные в несколько сложений. Для закладного ткачества цветные (часто – шерстяные) нити используются для утка.

Тканьё на ниту («на сволочках», «на ниченках») — более сложный и трудоёмкий при наборе старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок — это гладкая палочка («чурочка»), на которую накручиваются нити основы. Кроме этого делаются нитницы — петельки, через которые проходят нити основы. Узор при тканье выбирается так же, как и на бёрдышке, но строится по-другому. Пояса на ниту обычно двухсторонние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному. Таким способом можно выткать широкий и сложный трёхчастный узор

Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. По внешнему виду они мало отличаются от пояса на сволочках. Но энергетика пояса, сотканного на ниту, гораздо сильнее. Когда искусство ткачества на ниту и станке стало забываться, появились шитые пояса. На ткани стали вышивать набором, подражая браному узору. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.

 

Вряд ли причина забвения определённых видов ткачества и плетения поясов только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие люди ради любопытства изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качествами: скромностью, смирением, терпением, простотой, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, просветлённым умом и т.д. Все эти качества говорят об определённом уровне духовного развития Русского народа. На готовом поясе ясно видно отражение внутреннего состояние человека, во время его изготовления. У людей злых, завистливых, корыстных, ленивых просто теряется желание делать браные пояса, так как сам внешний вид пояса показывает уровень развития внутренних качеств его изготовителя. Все мастера знают, что часть пояса, набранная в «плохой» день или с отрицательными мыслями, будет заметно отличаться от ровной предыдущей части. Тканьё поясов иногда называют «трудовой» или «тихой» медитацией, способом смирения и воспитания своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой. Любое рукоделие (прежде всего – бранный пояс или вышивка без канвы) отражает внутреннее состояние человека, выставляя его «на вид». Например, молодая супруга на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовления — то есть каждый мог оценить и мастерство девушки и её внутренние качества по этому подарку. Юноша готовил к свадьбе для своей избранницы, кроме других подарков, и узорный тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою последующую жизнь (а особенно – во время вынашивания ребёнка или в долгое отсутствие мужа). Этот пояс должен быть выполнен безошибочно и безукоризненно, как знак дальнейшего благополучия в совместной семейной жизни.

 

Восприятие ремесла как способа нравственного самосовершенствования и осознания единства человека с окружающим его миром объясняет приверженность русских людей к «ручному труду», «рукомеслу». Именно поэтому в народе шутливо говорят, что «Гребень, прялку и веретено сам Всевышний дал, а самопрялку (т.е. механическую прялку – прим. авт.) придумал сатана». Устремлённость к красоте в своём быту простые люди объясняют потребностью в божественном, в светлом и чистом начале. Именно поэтому ремесло – это, прежде всего, способ бытия, образ жизни человека, а не простое зарабатывание денег. Нельзя, даже в современное время, когда всё продаётся и покупается, купить внутренние качества на своём пути эволюционного развития. Их можно приобрести только через свой труд, через собственное самосовершенствование. Любое ремесло, в его исконном смысле, в любом сословии способствует этому, то есть способствует духовному развитию человека и всего общества. Возрождение и осмысление таких ремёсел и искусств, как ткачество полотна и поясов, шитьё и украшение народной одежды является частью большого наследия наших предков и связано с нравственным возрождением Русского народа. Усилиями наших безымянных скромных дедов и прадедов сохранилась материальная и духовная культура славяно-арийских народов. Сейчас наступило время возрождения и народных ремёсел, и время возрождения самосознания всего Русского народа, всей России.


 

Словарь
основных и дополнительных понятий
по теме «РУССКАЯ Народная одежда»

 

АКСАМИТ – старинное название драгоценных тканей ручного изготовления («старинный бархат» - В.И. Даль). Известен на Руси уже до XII в., упоминается в «Слове о полку Игореве» (изд. 1800 г.) как оксамит. До XVII в. ввозился купцами в качестве посольских даров, закупался для царского двора и духовенства в Византии, Иране, Турции, позднее – в Европе. Бархаты-аксамиты имели ворс из пряденого (уплощённого) серебра или золота. В Древней Руси аксамиты шли на княжеские одежды.

 

БОГ – «богатый», т.е. владеющий богатством: каким-либо миром или стихией; покровительствующий какому-либо народу, городу, ремеслу и всеразличным проявлениям Природы.

«Бог в помощь!»

«На Бога надейся, да сам не плошай»

 

ВЕДИЧЕСКОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО – уклад Славяно-Арийского общества. Состоит из четырёх общественных ступеней (сословий): смерды (трудовое сословие), веси (крестьяне, ремесленники), воины (бойцы, витязи), свещеннослужители (жрецы, ведуны) – и четырёх ступеней духовной жизни: ученик, домохозяин, старец, отрекшийся от мира странник. Такое жизнеустройство обеспечивает благополучие всего общества и каждого отдельного человека.

 

ВЕДУН – свещеннослужитель, владеющий Ведической мудростью (ведающий человек). Его цель жизни – достижение совершенства. Кроме этого есть жрецы, волхвы, кудесники, волшебники и прочие свещеннослужители, у каждого из которых свои обязанности.

 

ВЕНЕЦ – царское головное украшение (корона);

- женский головной убор с поднизью («рясами»);

- повседневный девичий венец без особых украс или с жемчужной сеткой на лбу;

- возлагаемый во время венчания на голову жениха и невесты убор (корона);

- венок («плетеница») из ветвей, зелени, цветов.

«Кто венец надевает, тот и снимает»

ВЕНЧИК – головной убор девушки из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина венчика может быть от 0,5 до 2,5 см. Могли делать его из серебра или бронзы, с украшением на лбу. Иногда составляли из бляшек или металлических спиралек, нанизанных на нити рядами (часто – по числу прожитых лет).

 

ВЕРШОК – древнерусская мера длины, равная 4, 445 см.

«Сам с вершок»

«От горшка два вершка»

 

ВЕСЯ – сельский житель. Весь это селение, деревня (отсюда выражение: «города и веси»). В Ведическом обществе это уровень развития людей, ставящих перед собой целью достижение материального благополучия: земледелец, животновод, ремесленник, торговец, лекарь, а также – тот, кто занимается каким-либо видом искусства, зарабатывая этим себе и своей семье на пропитание.

 

ВИТЯЗЬ – знатный, лучший из воинов и бойцов, предводитель. Цель жизни витязи – борьба за справедливость. Князь на Руси выбирался из лучших витязей.

«Один витязь тысячи водит, а Бог и витязя, и тысячи водит»

 

ВОИН – человек, посветивший свою жизнь защите справедливости, чести и достоинства, благополучия своей семьи, рода и народа.

«И один в поле воин»

ВОЙЛОК – плотный толстый материал из валяной (обычно овечьей) шерсти. В Азии валяют верблюжий войлок.

«Голова войлок войлоком»

«Войлочная трава – повилика»

 

ВОЛОСЫ – орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длиннее волосы человека, тем больше жизненной, природной силы он получает, ибо эта сила питает его. В Ведических писаниях сказано: «Состричь человеку волосы, сбрить ему усы и бороду, это всё равно, что убить его». Но при особой нужде и овладении определёнными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои волосы и состригать их, освобождаясь, таким образом, от мешающих его развитию энергий – в этом смысл обряда «пострижения в монахи». Если состригать волосы маленькому ребёнку – приостанавливается развитие его речи и замедляется развитие умственных способностей, ослабляется иммунитет.

Женщину, обстригшую волосы, называют карной (по имени богини Карны, ответственной за исполнение закона причинно-следственной связи) – т.е. это та, которую Карна покарала.

Мужчины, живущие в миру, стали подстригать волосы до плеч только в ХШ – ХV веках (А.В. Арциховский). С ХV – ХVI вв. в городах появились более короткие мужские стрижки, как следствие недопонимания культуры предков и возникшего отчуждения от природных энергий.

Длинная коса девушки, опущенная вдоль позвоночника (место расположения самых мощных энергетических каналов), служит ей оберегом и олицетворяет единение трёх миров: Яви, Нави и Прави. Для усиления защитного действия косы, в неё и сегодня вплетают цветные ленты или узорную тесьму, украшают накосниками, подвесками, колокольцами.

Длинные волосы во все времена на Руси носили и носят свещеннослужители. Правильное отношение к своим волосам – это залог телесного и энергетического здоровья. Выбор причёски и головных уборов должен определяться здравомыслием, умением поступать в соответствии со временем, местом и обстоятельствами.

«Не постой за волосок, и бороды не станет»

«Дай чёрту волос, а он и всю голову возьмёт»

ВОРОТ – вырез вокруг шеи на одежде. Отсюда: «воротник» – деталь одежды, пришитая к вороту и предохраняющая (позднее – украшающая) шею. Изначально русские рубашки шились без воротника. Вместо воротника иногда одевали ожерелок, застёгивающийся сзади на кляпыш. Праздничный ожерелок богато украшался вышивкой, каменьями и перламутром («раковинами»). Воротник-стойка на народных рубахах распространился на Руси повсеместно лишь в ХIХ веке, как защита от вредоносных влияний. К вороту в народе сохранилось особое отношение: считается, что через него «вылетает душа», его всегда украшают обереговой вышивкой. Ворот, украшенный золотым шитьём, жемчугом и драгоценными каменьями, называется «ожерелье» (т.е. то, что вокруг «жерла» – горла).

«Брань на вороту не виснет»

«По ворот в грязи»

 

ВЫШИВКА – один из способов украшения одежды и предметов быта. Назначение вышивки: украшать одежду (радовать глаз и душу), привлекать и накапливать различные энергии (в соответствии с действием определённых знаков узорочья), служить оберегом. Поэтому важно уметь правильно располагать и использовать швы вышивки. Изначально русская народная одежда украшалась множеством швов: росписью, набором, настилом, вервью и другими, - которые сейчас называются «досельными», т.е. старинными. Многие из них двусторонние, т.е. узор получается с лицевой и изнаночной стороны ткани (но может выглядеть по-разному, как, например, на браных поясах). Узлов на вышивке быть не должно, т.к. они искажают энергетику обережных знаков узорочья. Сама холстина при вышивке в старину называлась Землёй, а вышивка – Ярью. Мастерицы говорят, что Небесный Огонь (вышивка красным цветом), покрывая Землю (холст), зачинает и оберегает всё живое, рождая общее узорочье. Раньше вышивали без канвы. Мастерица видела весь узор в целом и, сосредоточившись на нём в определённом состоянии, могла «расписывать» (расшивать) ткань ровно и без повторов. Это возможно только при определённом состоянии и высоком уровне духовного развития человека. Сейчас в России распространено вышивание простым крестом по готовым картинкам, что соответствует уровню развития 4-5-летнего ребёнка, и развивает (в лучшем случае) логическое мышление, внимание, умение считать и мелкую моторику руки. Такие швы как: тамбурный, гладь, болгарский крест и др. – появились на Руси в XVIII–XIX вв. и являются дополнением к старинным русским швам.

 

ГАЙТАН – шнурок (снурок), плетешок (плетежёк), тесьма; на нём носят нательный оберег.

«Хоть гайтан порви, да жену корми»

«Гайтан с шеи отдам, только отстань!»

ГАШНИК (гачник, гачень) – пояс, ремень, верёвочка, тесьма для вздержки и завязки шаровар; «всякая круговая опояска, обвязка» (В.И. Даль). От слова «гачи» – бёдра, штанины. В южных областях на гашнике носят и мужские шаровары, и женские понёвы.

«Рад бы погнаться, да гашник порвался»

 

ГОЛОВНОЙ УБОР – предмет, защищающий голову и волосы от отрицательных природных и энергетических воздействий. В старину на Русь люди жили в единении с Природой, используя её живительные силы для собственной жизнедеятельности. Из головных уборов использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, оставляющие открытыми макушки. Зимой волосы сами предохраняли голову от переохлаждения. С наступлением цивилизации головные уборы наших предков изменяются. Девичьи повязки стали шире, опускаясь на брови и возвышаясь «на палец» надо лбом. Появились женские платки и мужские шапки, воинские шлемы. Теряя истинный смысл узорочья, женский головной убор иногда превращался в простое украшение: такой праздничный убор женщины с золотым шитьём и каменьями мог весить до 12 кг.

В северных областях Руси дольше сохранялись в чистоте обычаи предков. В послании митрополита Симона от 22 августа 1501 г. к князю Матвею Пермскому и всем пермичам говорится: «... а жёны все ваши ходят простоволосы, непокрытыми головами ино то чините не по закону христианскому. А которым у вас женитися и они бы женились с благословением от священника … по закону христианскому ни в роду, ни в племени, а жёны бы ваши имели покрыты головы». Только позднее XVI в. вошло в обычай (т.е. стало обыденным, каждодневным, привычным) обязательно покрывать головы замужним женщинам. Тогда же официальная церковь стала бороться с женскими рогатыми кичками, уничтожая разноцветные кики-обереги (знаки плодородия и единения двух начал – Ян и Инь) и преследуя их носительниц. Христиане объявили, что плат («покрывало») на голове женщины был знаком власти мужа над женой. На самом же деле русская женщина никогда не была в рабстве у своего мужа, а была ему «подругой» и «супругой». Прикосновение мужчины к волосам супруги было знаком обоюдного доверия, ласки и обменом энергиями. Дома все женщины продолжали ходить простоволосыми. На людях, «на выход» замужние женщины стали убирать волосы под повойник, кичку, шамшуру, платок, чтобы уберечь свою жизненную силу и волосы от отрицательного воздействия извне.

Ведуны, живущие вдали от мирской суеты и соблазнов в пустыньках, из головных уборов всегда использовали только очелья и простые перевязки для волос.

До сих пор на Купальские праздники женщины приходят простоволосыми, с берестяными очельями-берегинями или ткаными лобными повязками, а девушки – с лентами на голове вместо платков.

 

ДЕМОН – существо, чья деятельность направлена на разрушение природы, общества, мира и человека.

 

ДОЛГОРУКАВКА – рубаха с рукавами во всю длину стана, до подола. На обрядовых рубахах рукава могут опускаться до земли. Обычно это одежда свещеннослужителей для проведения особых обрядов и ритуалов, когда требуется держать намоленные, энергетически заряженные предметы так, чтобы не касаться их голой рукой. Такие же обрядовые рубахи могут иметь воины, крестьяне и замужние женщины для особых случаев (опуская длинные рукава к самой земле, они черпают силу этой стихии). Длинными были рукава на особых женских рубахах для плача («плакушах»), которые надевали при проводах кого-либо в мир иной или других печальных случаях. До сих пор сохранилось выражение: «Слезы рукавом утирать» – т.е. это действие помогает пережить беду. После этого рубашку стирают в проточной воде, отдавая свои слезы и печальные чувства на волю стихии и отдаляя их от себя, а затем высушивают рубаху на солнце («оживляют»), заряжая новой жизнедательной силой. Вологодские женские рубахи-долгорукавки упоминаются в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Со временем длинные, закрывающие кисти рук, рукава на кафтане стали считаться признаком знатности. Такие кафтаны носили бояре и купцы.

Есть старинная поговорка: «Трудиться спустя рукава», - которую сейчас несведущие люди понимают по-своему. Изначально она относилась к ведунам, чьей обязанностью было проведение обрядов в рубахах-долгорукавках.

 

ДОМОТКАНЬ (домотканина) – ткань домашней выделки, изготовленная вручную на ткацком станке. Станки (станы) были в каждой семье, и каждая семья сама ткала нужное для домашних нужд количество ткани. Для изготовления 1 кв. м домоткани уходит от 60-ти до 80-ти часов (прядения и ткачества). Пошив новых нарядов в деревне, обычно, растягивается на две зимы: в первую – лён (коноплю) обрабатывают, прядут, ткут, отбеливают; во вторую зиму – кроят, шьют, вышивают. Чаще всего ткань для повседневной и трудовой одежды ткут, используя полотняное переплетение (наиболее простой и древний способ): строгое чередование основной и уточной нити по всей ширине и длине ткани. Ткань получается плотной и двухсторонней. Для праздничных одежд часто используют саржевое (диагональное) или атласное переплетения. Такие ткани получаются более мягкими и нарядными. Разнообразие тканей достигается использованием различных волокон, характером и степенью закрутки исходных нитей. Иногда соединяют в одной ткани различные виды переплетения (например – атласный узор может быть выткан на полотняном поле).

 

ДУША – Дивье (санскрит. деваконическое) тело. Взращивается нравственными победами. Отсюда: «великодушный человек» – тот, кто умеет управлять своими чувствами, мыслями, желаниями (нравом) и умеет переносить своё сознание в Дивье тело; «бездушный человек» – не имеющий нравственности, потерявший душу или продавший её демонам; «малодушный человек» – тот, кто имеет мало нравственных побед. Это самое ценное, что приобретает человек, благодаря опыту множества воплощений, т.к. позволяет приблизиться к Свету, взращиванию Светьего тела и окончанию пребывания в материальном мире.

«Отдать Богу душу»

«Не тужи по голове: душа жива!»

ЕПАНЧА (японча) – старинный русский круглый плащ из сукна или войлока без рукавов. Слово «плащ» - исконно славянское. Первоначально это была дорожная одежда или одежда для плохой погоды. Иногда для защиты от снега и дождя её пропитывали растительной масляной олифой. Скреплялась застёжкой под подбородком. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Отсюда женская «епанечка» - разновидность душегреи, «безрукавая шубейка» (В.И. Даль). Русское название – коротена. Обычно она короткая, длиной от верхней части груди до талии. Женская епанечка бывает: парчовая, сатиновая, штофная, гладкая или набивная, на подкладе, с отделкой бахромой или вышивкой и др.

«Выбирай епанчу по плечу»

«В вёдро епанчу возят, а в дождь и сама едет»

ЖАРЬЕ ТЕЛО – энергетический светящийся кокон Плотьего (физического) тела, создающийся выделяемой энергией мыслей, чаяний, желаний, страстей и устремлений человека. По цвету Жарьего (санскр. эфирного) тела определяется уровень эволюционного развития (т.е. сословие), а также способности и эмоциональное состояние человека. Считается, что первыми сфотографировали свечение Жарьего тела супруги Кирлиан из Краснодара в начале XX века. Сейчас фотографирование поля ЭБЛ (электробиолюми­несцентного свечения) успешно применяется в медицине и других областях жизнедеятельности человека.

 

ЖРЕЦ – служитель Изначальной, Старой Веры, от древнеславянского словосочетания «Жизнь реце», т.е. знающий и говорящий об истинном смысле жизни.

 

ЗАГОВОР – словесный оборот, мантра, молитва. Имеет свойство влиять на живых существ и ход событий.

«Заговорить кровь»

«От серебряной пули не заговоришься»

 

ЗАПОН – передник, повязываемый выше груди для занятий по хозяйству. Его используют и мужчины, и женщины. Девичья запона – это цельный руб (станина) с отверстием для головы, который подпоясывали. Делали запон из крепкого крашеного льняного холста. Такой передник был чуть короче рубахи, на которую одевался.

 

ЗИПУН– верхняя мужская одежда (кафтан) без воротника. Позднее – верхний короткий крестьянский кафтан из грубого толстого сукна («тяжёлка») для занятий по хозяйству. В крестьянском быту короткополый зипун носили и женщины.

«Ест орехи, а на зипуне прорехи»

ЗНАНИЕ – качества, к приобретению которых всегда стремились в Русском народе: скромность; смирение; отказ от насилия; терпимость; простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота; стойкость; самодисциплина; отказ от объектов чувственного удовлетворения; отсутствие ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей и порабощённости женой, домом, детьми, домашним хозяйством и работой; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; искренняя преданность Всевышнему; просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению; самодостаточность; признание важности достижения совершенства; постоянность глубинного познания Духа, Света и истинного «Я»; любомудрый поиск Совершенной Истины – всё это в Ведах провозглашается Знанием, а всё существующее помимо этого есть невежество.

«Знай себя, и того будет с тебя»

«Простота да чистота – наилучшая лепота»

«Много чаешь, да ничего не знаешь»

 

ЗНАТЬ – люди, обладающие качествами Знания, т.е. мудростью.

 

ИНЬ – природная сила (энергия) женского начала: сжатия, поглощения, холода, сырости, лунного влияния и т.д.

 

ИСКУССТВО – совершенство в ремесле, мастерстве, виде деятельности.

«Искусство – половина святости»

 

КАЗАК –воин общины вольных поселенцев, охраняющих границы России. Казаки служили порубежниками и сражались «За Веру, царя и отечество». Название порубежного российского войска «казаками» связано с древними скифами – саками или сахами, которых греческие географы называли кос-сахи. В области Иловлы и Медведицы арабские географы помешали сакалибов, аз-сахов, казаков, а персидские географы – бродников; первые – предки донских казаков, а вторые – общепризнанные предки запорожских казаков.

«Вольный казак»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

 

КАРМАН – вшитая или нашивная деталь в одежде для хранения мелких, нужных под рукой вещей. Изначально карманы не пришивались к одежде, а носились на поясе, как сумочки или мешочки. «…Мешочек, пришитый к одежде или на поясе» (В.И. Даль).

«Было бы в амбаре, будет и в кармане»

«За словом в карман не лезет»

«Из худого кармана и последний грош валится»

 

КАФТАН – мужская верхняя долгополая одежда. Появился на Руси не позднее ХVI в. Древнерусские кафтаны были без воротника, с застёжкой у шеи. Иногда так называли мужские сарафаны с рукавами. Признаком знатности были длинные кафтаны с длинными, закрывавшими кисти рук рукавами. Позднее появились: становой кафтан (скроен «в талию»), русский (со сборками у талии), смирный (чёрный, для похорон), кучерский (с разрезом сзади) и др. Обычно шились из синего, тёмного сукна. Слово «кафтан» – татарского происхождения.

«Те же кафтаны, да не те карманы»

«В драке богатый лицо бережёт, а бедный – кафтан»

«Тришкин кафтан латать»

КИКА (кичка) – древнерусский головной убор замужней женщины. Кичка была рогатая, т.к. рога считались надёжным оберегом от нечистой силы и олицетворялись с Велесом – защитником Руси и крестьянского сословия, а также – с мужским началом, способным уберечь и защитить. С коровой-корми­лицей связывали мысли о плодородии и продолжении рода, она и олицетворялась рогатой кичкой. Самыми нарядными и дорогими были свадебные кики, самыми яркими – у женщин, ожидающих появления первенца; часто их передавали по наследству. Но и будничную кику украшали вышивкой и блёстками. В пост носили кичку без украшений, а у вдов она была с белым верхом – «по горю». У женщин в возрасте на киках были простые узоры. В старости (выйдя из детородного возраста) женщины меняли кику на безрогую, или просто переставали её носить, пользуясь платком. Узоры, цвет, украшения говорили о возрасте женщины, сословии, месте её проживания, есть ли у неё дети. В отличие от девичьего венца кика полностью скрывала волосы.








Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.045 сек.