Одежда мальчиков и девочек с 3-х до 7-ми лет 4 страница
Христианское духовенство упорно боролось с рогатыми головными уборами русских женщин. Их уничтожали, сжигали, переплавляя золотые и серебряные украшения в слитки. Женщин в киках не допускали к причастию и вообще в церковь.
КНЯЗЬ – выборная должность. Князья выбирались из представителей самых влиятельных и крепких родов потомственных воинов, которые составляли Честь и Славу России. Они руководили защитой своих земель от внешнего врага и поддерживали должный порядок внутри страны.
«Душою Божьи, а телом – княжьи»
«Князь щедр, есть отец всем»
КОКОШНИК – праздничный женский головной убор с твёрдой основой и нарядным верхом. Его носили как девицы («девичий кокошник»), так и замужние женщины; их уборы отличались украшениями и узорочьем. Девичьи кокошники часто украшались речным жемчугом. Мог служить свадебным головным убором. Название «кокошник» («кокуй», «кокошка») происходит от древнеслав. «кокош» – петух, наседка, курица.
«Вот тебе кокуй, с ним и ликуй!»
КОРЗНО – княжеский парадный плащ из дорогой материи (парчи, аксамита, шёлка). Застёгивался на плече кованой или самоцветной застёжкой. Позднее так стали называть верхнюю одежду, даже зипун простонародья.
КОСА – заплетённые волосы. Служит для накопления жизненной силы, нужной для здоровья и духовного развития человека. Волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира, поэтому при чужих людях или отрицательных воздействиях среды их должно заплетать в косы, прикрывать тканью или оберегами. Девушки вплетают в косы ленту, тесьму, на праздниках – травы, цветы и веточки деревьев, украшают накосниками, колокольцами и обережными подвесками. По косе судят о возрасте и семейном положении женщины. Могут носить косы и мужчины (например – отдельные воинские касты).
«Красная краса, девичья коса»
«Не расплетай косы до вечерней росы – суженый придёт, сам расплетёт»
КОСОВОРОТКА –мужская рубашка с боковой застёжкой на груди.Косоворотки появились на Руси достаточно поздно: в северо-восточных областях не ранее VIII в., в юго-западных – чуть раньше. Большое распространение косоворотка, как вид повседневной мужской рубахи, получила только после XV века.
КРЕСТЬЯНИН – человек, соразмеряющий, уравновешивающий Ян (солнечную) и Инь (земную) энергии на поприще сельского хозяйства («крест из Ян и Инь»).
КРУГ – древнерусская мера длины, равная 284,48 см.
КУЛЬТУРА – просвещение, культ Света – Ра («ур» – свет, «Ра» – Изначальный Свет). Отсюда русский клич «Ура!».
КУПЕЦ – человек, занимающийся торговлей и приумножающий богатства своей семьи, рода, народа, Отечества. Отсюда – «в купе» (т.е. сообща), «покупка», «прикуп» и другие слова, связанные с торговлей.
КУШАК– широкий и длинный тканый (обычно – браный) пояс. Чаще всего кушак дополняет мужской праздничный наряд или обрядовую одежду; особо красивы свадебные кушаки. Праздничным кушаком трижды оборачиваются вокруг тела. Длина таких поясов 1–2 круга, т.е. от 2,5 до 5,5 м. В складки кушака можно убирать мелкие предметы, деньги, затыкать рукавицы. Ширина праздничных кушаков 1-1,5 вершка (4,5 – 6,5 см), обрядовых – 1,5-2 вершка (6,5 – 9 см).
В Средней Азии обычай определял старикам повязывать белые кушаки, мужчинам средних лет – синие, молодым – красные, малиновые, жёлтые. Кушаком могут повязывать ученика, овладевшего каким-либо ремеслом (т.е. только после 12-16 лет) или человека на государственной службе. На Руси простым тканым кушаком подпоясывают и верхнюю зимнюю мужскую одежду (повседневную, трудовую), которую ничем другим в этом случае можно не украшать. Кушаки делаются на ниту («сволочках») или ткутся на станках. Изначально все кушаки были на льняной основе. Это связано с энергетикой обережного пояса – уравновешивающего, соразмеряющего энергии Ян и Инь в человеке, оберегающего и подпитывающего хару («золотник» – пупочный энергетический центр, наиболее важный для жизнедеятельности человека). У поясов из шерсти и шёлка, которые появились позднее, совершенно другая энергетика, а значит – и предназначение. Появились даже сшитые из ткани кушаки, которые плохо сведущие люди носят как простое украшение. Неправильно подобранный материал, цвет и узорочье обесценивают этот обереговый пояс.
«Казачок, шёлков кушачок»
ЛЕНТА ДЕВИЧЬЯ – полоса ткани или шёлка для головной повязки. Обычно это ленты ярких цветов, поэтому дополнительно они почти не украшаются. Украшением всегда была молодость и добропорядочность девушки. Иногда такие ленты бывают ткаными и вышитыми. Их могут заплетать в девичьи косы. Подарок такой ленты означает знак внимания со стороны юноши или поощрение со стороны отца, деда, дяди. Девушки обмениваются лентами во время обряда кумления («кумятся»), завивают ими берёзки в начале лета или заплетают гривы лошадям в свадебном поезде. Используют девичьи ленты и в других народных обрядах.
«Хороша лента алая, когда на молодую одета»
ЛЁН – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян – масло. Это удивительное растение одевает человека (нитки, ткань), кормит (масло), лечит (семена), помогает в строительстве и хозяйстве (пакля, верёвки). Лён отличается равновесием энергий Ян и Инь, его использование в одежде делает человека более стойким и уравновешенным. Один из образов Руси.
«Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит»
«Мни лён доле, волокна будут боле!»
ЛУЗАН – короткая безрукавая одежда (или плащ) из войлока, сукна, холста. Надевается поверх другой одежды для защиты от дождя, снега, ветра, веток деревьев. Часто используется лесниками и охотниками, для трудовой деятельности в поле или по хозяйству, многие из них подшивают внутрь лузанов кармашки для походных припасов. У коми-пермяков лузанами пользовались и в XX веке.
МАНЖЕТА – пристёгивающийся или пришитый отворот на конце рукава. В России появились из Европы (франц. «манжетте») на рукавах придворных не ранее XVIII века. На крестьянских рубахах манжеты появились лишь в XIX веке. Манжета позволяет заузить рукав вокруг кисти, сохраняя энергию человека и тепло его тела. Обычно используются на женской одежде, так как женщинам важнее всего сохранять в чистоте собственную жизненную силу для продолжения рода. Вместо манжет раньше использовали завязки, застёжки, браслеты («обручья»).
МОЛИТВА – обращение к кому-либо («молвить» – сказать). Бывает внешней (звуковой) и внутренней (мысленной). Молитва это вид общения (разговора) с предками, богами и Всевышним.
«Руки в труде, а ум, сердце и уста – в молитве»
«Богу молись, да сам не плошись»
НАВЕРШНИК (верховка, вершница) – женская безрукавая, короткая одежда, которая одевается поверх сарафана или понёвы. При этом должно быть видно узорочье нижних одежд. На выход подпоясывается поясом.
НАВИ – существа, обитающие в мирах Тёмной и Светлой Нави (иных пространственно-временных мирах). Простые люди называют их «нежить». Тёмные нави (бесы, лярвы, анчутки, лихорадки и пр.) питаются отрицательной энергией людских страданий. Обитатели Светлой Нави это служебные духи Природы: лешие, домовые, водяные, берегини и т.д. Обитает там и часть наших умерших предков, не сумевших в посмертии подняться в Светлые (Небесные) миры.
«Навий день – помин усопших предков»
«Нежить не живёт и не умирает»
НАГРУДНИК (нагрудок) – суконный или стёганый лоскут с завязками, носимый на груди для тепла поверх другой одежды. Украшался так же, как и всякая другая одежда. Позднее нагрудники стали длиннее и их стали использовать для повседневной трудовой деятельности, изготавливая из простых прочных тканей.
НАКОСНИК – подвеска-украшение для косы, служащая оберегом. Может быть тканой, берестяной, деревянной или металлической, но обязательно украшается охранительными узорами. Иногда накосники заговаривают. Девушка может дарить такую подвеску суженому как оберег и память о себе.
НАУЗЫ – узлы, содержащие определённую информацию (узелковое письмо) или служащие оберегом. Их завязывали на поясах вместо кистей или использовали как оберег вместо накосников. Заговорённые наузы носили как подвески на поясах, на груди, в карманах. До сих пор женщины носят узелковые бусы, связанные из бересты или нитей.
«Мал узелок, да туго связан»
НОВИНА – новый обрядовый холст, сотканный с соблюдением особых правил и в особое время. Средство защиты от стихийных бедствий, несчастий и болезней. Иногда новину ткут в дар храму, в знак благодарности за оказанное духовное содействие при трудных жизненных обстоятельствах. Часто для обрядовой новины высеивали лён отдельно с соблюдением особых обрядов.
ОБЕРЕГ – опознавательный или защитный знак какого-либо бога, стихий Природы, животного-покровителя, предков и т.д. Оберегом может служить камень или растение, предмет быта или какая-либо вещь, правильно сказанное слово.
«Всяк сам умей оберегаться»
ОБРЯД – свещеннодействие, совокупность наполненных особым смыслом действий, выполняемых двумя и более людьми («оба рядом»).
«Какова деревня – такова обрядня»
«Что за хозяйка, коли у ней обрядов нет!»
ОБЩИНА – совместная общественная и хозяйственная деятельность людей, управляемая Копой (собранием мужчин-домохозяев). Основа общественного жизнеустройства Древней Руси.
ОПАШЕНЬ – верхняя мужская и женская одежда широкого покроя. Опашень был летней одеждой. Носили его, как правило, в накидку («на опаш») и не подпоясывали. Полы спереди были чуть короче. Украшенные опашни набрасывали на плечи поверх становых кафтанов.
«Рот – на опашку, язык – на отмашку»
ОПЛЕЧЬЕ – часть одежды, доспеха, покрывающая плечо. Всегда украшается для красоты, защиты и оберега. У знати украшалось золотым шитьём. Позднее, по этому подобию, у военных появились эполеты и погоны. У крестьян эта часть одежды называется «оплека», «нарамье» («рамы» – плечи), «шиток», «гривка». У царских и княжеских особ драгоценное широкое оплечье называется «бармы».
«Шито золотом оплечье»
ОХАБЕНЬ – мужская длинная, просторная одежда с длинными откидными рукавами (иногда столь длинными, что были вровень с подолом). На уровне локтя были прорехи для рук. Имел большой отложной («четвероугольный») воротник. У знати охабень на выход украшался золотым шитьём и драгоценными каменьями. Надевался поверх кафтана. На Псковщине так называли сарафан с рукавами. Название произошло от древнерус. слов: «обхапить» - обнять, окружить, охватить; «охабить» - охраняться, оберегаться, удаляться. Получается, что охабень это одежда, которая оберегает. Известно старинное выражение: «Охабитися грехов».
ОЧЕЛЬЕ–лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.
ОЧКУР – украинское название кушака, пояса. Очкурами одаривали молодых во время свадьбы. В северных областях так называли продёрнутую завязку на штанах. Обычно такая опояска была с застёжкой, пряжкой или петлёй. Могли так называть и пояс на штанах с завязками.
«Очкурные шаровары»
ПАВОЛОКА – старинное название драгоценных тканей ручного изготовления. Упоминаются в «Слове о полку Игореве». Были известны на Руси в XII – XVII вв.
«Прииде Олег ко Киеву, к своему князю Игорю, несый злато и паволоки, овощи и вина и всякое узорочье»
ПАРЧА – дорогостоящая ткань с золотыми и серебряными нитями. Использовалась для изготовления княжеской и праздничной одежды всех сословий (например, крестьянский парчовый кокошник). В «Слове о полку Игореве» упоминается «оксамит» (аксамит) – ввозимая с Востока парчовая ткань ручной выработки. Позднее парча стала идти на одежды царских особ и христианского духовенства.
ПЕРЕВЯЗКА – девичья повязка, лента (В.И. Даль). Узкая тканая или витая лобная лента, которой пользуются, чтобы придерживать длинные волосы. Перевязкой пользуются и женщины, и мужчины, занимающиеся домашним хозяйством, а также охотники, воины, ведуны. Используют её и в обрядах, например, перевязывают первый сноп. Обычно перевязка делается короче пояса.
«Люди подпоясываются, а он верёвкой перевязался!»
ПЕРЕДНИК – часть одежды разного вида и покроя для прикрытия и оберега передней, нижней части тела из цельного куска ткани («занавеска»). Маленький передник появляется у девочки в 3-4 года, когда она начинает помогать по хозяйству. Бабий передник – от пояса до подола, на завязках. В.И. Даль упоминает, что в высшем сословии женщины «носили переднички маленькие, как наряд» из шёлковых тканей. Мужчины тоже использовали передник для занятий по хозяйству.
ПЕРУНИЦА – молния; крестное знамение в виде молнии, накладываемое для очищения и защиты кого или чего-либо; изображение-оберег (название происходит от имени бога Перуна – громовержца, защитника Руси).
«Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут»
ПЕСТРЯДЬ – ткань грубой домашней выделки из остатков пряжи разного качества (лён, конопля, шерсть и т.д.) или из пряжи разного цвета. Имеет характерную окраску («пеструшка», «пестредина», «полосушка») и шероховатую поверхность.
ПЛАТ (платок) – равносторонний лоскут ткани (холщовой, шерстяной, шёлковой и др.), которым женщины покрывают голову, а мужчины повязывают на шею. Маленькие платки-ширинки носят в руках или в карманах («утиралки»). Платки украшаются вышивкой, по которой можно легко определить из какой местности и семьи их хозяин или хозяйка. Платы обычно большого размера; могут быть двойными и длинными. Ими можно укрыться с головы до ног. Иногда они служат как «столечник» (скатерть). От слова «пласт» – плоский, часть плоскости. Отсюда – «платно», т.е. полотно, тонкий холст.
«На чужой роток не накинешь платок»
ПЛОТЬЕ (ПЛОТСКОЕ) ТЕЛО – человеческая плоть; физическое тело человека, созданное из материальной пищи.
«Кто что ест – тот то и есть»
ПОВИВАЛЬНИК – особый широкий пояс, которым обёртывают новорожденного поверх пелёнок («повивок», «повитушка»).
«Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены» («Слово о полку Игореве»)
ПОВИТУХА – женщина, помогающая при родах (бабка-акушерка, приемница, повивальница). «Повивать» (бабить) – принимать новорожденного, помогать при родах. От «повить» – обвить, обмотать, укутать. Повивальной бабкой может стать замужняя или овдовевшая женщина, которая сама здорова и родила трёх и более здоровых детей. Повитуха знает: молитвы и приёмы, облегчающие родовую деятельность; лекарственные травы, усиливающие или ослабляющие схватки; растения, обладающие кровоостанавливающим действием; навыки оказания помощи новорожденному и матери после родов и многое другое. Она обмывает и осматривает младенца, произносит заговоры, вправляет вывихи, даёт на руки отцу и т.д. После родов она (если отец отсутствует) выносит ребёнка и показывает его Солнцу, Небу, Земле, Воде, родовым богам. Раньше устраивали над повивальными бабками суды инквизиции, как над ведьмами: «Никто не вредит католической вере больше, нежели повивальные бабки. Ведь если они тотчас же не умерщвляют детей, то выносят их под каким-либо предлогом из родильной комнаты, и, подымая их вверх на руках, посвящают демонам».
ПОВОЙНИК – женский (бабий) головной убор, который носят по будням. От слова «повивать» - обвязывать, укутывать. Под повойник женщины убирали волосы после замужества, чтобы они не мешали заниматься домашними делами.
«Стала двухвостой коса – под повой ушла»
«Не рада баба повою, рада б покою» (о ленивой женщине, которая не рада замужеству)
ПОВЯЗКА – девичий и женский лобный головной убор, не покрывающий волосы. Ленты повязки короткие; завязываются и спускаются по косе чуть ниже плеч. Налобная часть повязки украшается вышивкой, речным жемчугом, каменьями или семенами растений, прокладывается для прочности и оберега берестой. Иногда праздничная повязка делается парчовой, с золотым и серебряным шитьём. При сватовстве есть обряд прощания с девичьей повязкой.
Изначально лобные повязки были узкими и способствовали раскрытию энергетического центра ясновидения. Их носили во всех возрастах и сословиях. Позднее эти сведения стали забываться. При наступлении цивилизации и изменении чистоты окружающего мира девичьи повязки стали шире: одеваются на лоб до бровей, поднимаются выше лба на палец, закрывают уши – так женщины пытаются защититься от искажения своей энергетики.
ПОДДЁВКА (поддёвок) – безрукавный кафтанчик («полукафтанье»), надеваемый под верхний кафтан. Обычная одежда XIX века.
ПОДЗАТЫЛЬНИК (подзатылень) – сеть крупного, цветного бисера (раньше – жемчуга или каменьев), подвешиваемая замужними женщинами для оберега и красоты под кичку на затылок. Девушки на праздничный кокошник делали «с тылу» унизку и оборки с той же целью.
ПОДОПЛЁКА – подкладка, подбой у мужской крестьянской рубахи (подоплечье) от плеч по спине и груди до пояса. До начала ХХ века все мужские рубахи шили с подоплёкой. Это продляло носкость рубахи в быту и служило хорошим оберегом, т.к. в области плеч расположены два важных энергетических центра. Подоплёку обычно делали холщовой или из серпянки (грубой льняной или пеньковой ткани).
«Своя подоплёка сердцу ближе»
«Дело с подоплёкой»
ПОЛИКА – деталь оплечья рубашки (оплечник, наплёка, шиток), выкраиваемая отдельно при шитье из узкой ткани. Полики всегда украшаются вышивкой.
ПОНЁВА (понява) – народная юбка, полы которой не сшиваются. Известна на Руси с древности. Распашную понёву иногда называли «растополкой»:«…Лоскут не обходит кругом, кроет только зад и бока, а спереди остаётся рубаха или надевается занавеска (как малороссийская «попередница»).Курская, рязанская, тамбовская, тульская короткая юпка из трёх разнополосых полотнищ; рязанская, воронежская, тамбовская в понёве, сшитой юпке, вставляется спереди полосатое или клетчатое полотнище иного цвета…» (В.И. Даль). Понёвы последнего вида – их называют глухими (сшитыми) – появились в XVIII веке. Держатся понёвы на гашнике (верёвочке, шнурке, тесьме) или поясе; изготавливаются из клетчатой домотканой шерсти. Они были «добрые» (на выход), «хожалые» (повседневные), «посвятные» (для храма, праздника) и «последние» (старческие). Раньше ещё делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным (тканым) узором. В начале XX века по клеткам крестьянской понёвы ещё можно было узнать губернию, уезд и даже деревню, где живёт женщина. Близкие соседи русских народов – скандинавы, балты, финно-угры – предпочитали иной вид женских понёв. У них понёва состояла из двух несшивных (сзади и спереди) полотнищ, соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. После XVII века эти лямки появились на русских девичьих сарафанах.
Понёва впервые одевается на девушку после наступления половозрелости (11-13 лет), как знак, что её можно сватать. После свадьбы надевается женская понёва. Она считается «бабьей» одеждой и представляет свою хозяйку: откуда родом, замужняя или вдова и почему надела её. Молодая после венчания надевает понёву с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шёлковыми лентами, застёжками, украшениями и носит её до рождения первенца. Женскую понёву носят до тех пор, пока не приходит старость (заканчивается детородный возраст). Пожилые женщины ограничиваются в украшении понёв полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой вышивкой прошва является знаком отречения от мирских забот, иногда её называли «горемычной». В Тульской губернии были понёвы с бубенцами-оберегами, при ходьбе их было слышно издалека. Праздничные понёвы всегда были нарядно украшены..
ПОРТНО –узкий грубый холст на повседневные крестьянские трудовые рубахи-портнины. «Портяница» – кусок холста, отрезанная часть его. Отсюда – «портянки» (обёртки, подвёртки под обувь). «Портище» – отрезок в меру от какой-либо ткани на одежду. Портно, портище – так называли вообще одежду в разных областях Руси до XV - XVIII в. (в олонецких говорах ещё и в XIX веке одежду называли «порт»). Отсюда – «портной», т.е. тот, кто кроит и шьёт одежду («пороть» – резать). Только с XVI века стало входить в общий обиход народное слово «платье».
«Не скроив (не изрезав) портна, не сошьёшь»
ПОРТЫ (портки) – узкие, холщовые мужские штаны. Изначально: одежда, сшитая из портно (узкого, грубого холста). Так до XVII века на Руси называли вообще мужскую одежду. Порты носили с глубокой древности во всех сословиях. Только в XVIII–XIX вв. они стали считаться деревенской одеждой, и горожане стали называть их «портками». Штанины порт в старину называли соплями (от древнерус. «соп» – труба; отсюда современное «реактивное сопло») или калошами. Отсюда пословица: «Видно сокола по полёту, видно молодца по соплям». Соединялись штанины вставкой – огузком (ширинкой, т.е. маленьким куском ткани).
«Без порток, а в шляпе»
ПОРЧА – разрыв биоэнергетических каналов живого существа магическими приёмами. Может вызвать болезнь (или иные беды) вплоть до смерти.
ПОСКОНЬ – ткань из конопляного волокна, которая производилась только домотканой, так как это волокно с трудом поддаётся машинной обработке. Конопля бралась не семенная («материнка»), а безплодная («мужская», «пыльниковая», «замашка»). Её волокно крепче и чаще, а холст и рубахи из неё получались лучше, прочнее. Поэтому иногда бабы, дёргая замашку, топтали остальную, семенную коноплю. Отсюда и поговорка: «Господи, Господи, не бей нашей поскони, а льны да конопли хоть все примни!». Позднее в городах, не понимая исконного значения поскони, стали считать её признаком бедности. Присказку: «С посконной рожей да в красный (т.е. лучший) ряд» переиначили: «Куда ж ты с посконным рылом в суконный ряд!». Следует пояснить, что «рожа» - это лицо здорового человека детородного возраста.
ПОЯС – длинная узкая полоса ткани или кожи, шнур или жгут, которые завязывают вокруг талии; обвязка, полоса вокруг чего-либо (от «поять» – обнять); «чем повязываются поперёк стану, повязывают на себе одежду» (В.И. Даль). Обязательная деталь русской народной одежды. Бывают нитяные, витые, плетёные, тканые, бранные (наборные, закладные) и шитые пояса. В зависимости от возраста и назначения носят тельники, опояски, покромки, кушаки и др. Обычно повседневный пояс имеет ширину 2–2,5 см (полвершка). Праздничные и обрядовые кушаки — ширину примерно 4–9 см (1–2 вершка). Пояс – знак благополучия и порядочности; всегда имел обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв и какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. Ременные (кожаные) пояса носят только мужчины-воины. На Руси бытовало выражение: «Лишить (отрешить) пояса», то есть лишить воинского звания за какой-либо проступок. Позднее это переняла христианская церковь и стали так обращаться к священникам, которых лишали сана. Ещё существуют ритуальные пояса, которые хранятся от посторонних глаз и рук. Все пояса обязательно заканчиваются кистями или бахромой («махрами»).
«Ишь распоясался!»
«За пояс заткнуть»
ПРАВЬ И СЛАВЬ – миры богов, полубогов и праведников (предков).
ПРОШВА – маленький узкий кусок ткани (ширинка), вставляемый в готовое изделие: понёву, порты и др. Позднее так стали называть всякую цветную полосу-вставку в одежде или в головных уборах, а также – лампасы на шароварах.
«Шуба прошвы не стоит»
«Прошва цела, а шуба съедена!»
ПУГОВИЦА – застёжка, продеваемая в петлю. Пуговицы пришли на Русь с Востока (вместе с сарафаном). «Втышные» пуговицы (т.е. продевавшиеся в прорези) были новшеством ещё в XVII веке. До этого ткань не резали, а делали «воздушные», навесные петли – петлицы. Длинные петли из шнуров назывались «разговорами». Петлица – характерная деталь древнерусской одежды, что позволяло сохранять её энергетическую целостность. Долгое время вместо пуговиц использовали завязки, деревянные или металлические застёжки (кляпыши) и пряжки. Первые пуговицы были деревянными (повседневные) или из драгоценных каменьев (праздничные).
«Застегнуться на все пуговицы»
ПЯДЬ – древнерусская мера длины, равная 17,78 см. Расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами человека.
«Семи пядей во лбу»
«И пяди земли не отдадим»
РЕМЕСЛО – ручной труд, рукоделие («рукомесло»). Умение весей, с помощью которого они достигают материального благополучия, изготавливая что-либо на продажу. Военное ремесло витязей служит защите Отечества (например, умение сделать для себя оружие). Ведуны занимаются ремёслами для самосовершенствования и помощи обществу.
«Ремесло кормилец, ему везде почёт»
РОДИНА – место рождения. Родиной является местность, радиус которой равен расстоянию, проходимому за сутки рождённым здесь человеком. Служебные духи местности ответственны за развитие каждого родившегося здесь существа. Если человек покидает пределы отчизны, то лишается их опеки, что замедляет его развитие. Но если человек, даже живя на родине, питается (т.е. строит своё тело) выращенными или произведёнными в чужих краях продуктами, то он становится чуждым для своих служебных духов. При этом его развитие также замедляется. Поэтому человеку лучше всего питаться продуктами, произведёнными своими руками из выращенных на своей земле плодов. Поэтому так важно защищать свою родную землю.
«Родимая деревня краше столицы»
РОД ЛЮДСКОЙ – человечество; ряд поколений, происходящих от одного предка. Бог Род – тот, кто породил первое существо во Вселенной, он един и множественен одновременно. Все русские люди чтят бога Рода как своего первопредка и покровителя, отражая это в верованиях, молитвах и узорочье.
«Казачьему роду нет переводу»
«Родство – дело светлое, а деньги – дело иное»
РУБАХА – распространённая одежда с рукавами, одеваемая на тело (тельница, отсюда – «тельняшка»); одежда из лёгкой ткани, одеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская). Со временем стали различать: «сорочка» («срачица», «исподница») считается нижней одеждой и изготавливается из более тонкой ткани; «рубаха» может одеваться поверх сорочки и изготавливается из более прочной ткани. Рубахи бывают: будничные, домашние, трудовые, на выход, праздничные, ворожбенные, обрядовые, свадебные, покосные, смертные и др. Раньше различали их и по тканям, из которых они шились: пестрядевая – из пестряди, т.е. пеньковой или льняной грубой ткани в пёструю полоску; замашная – из замашки, т.е. безплодной конопли (мужского растения); веретище – очень грубая рубаха из веретья, т.е. ткани из оческов льна и конопли и прочие. Есть ещё «красные» рубахи, т.е. верхние нарядные (отсюда выражение – «красно платье»).
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»
«Своя рубашка ближе к телу»
«По Ивашке рубашка»
РУБИЩЕ – повседневная одежда из самой грубой толстой ткани; использовалась всеми сословиями для трудовой деятельности. Изначально рубом называли простой отрезок («шмат») льняной или конопляной ткани, который перегибался пополам. На сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивным (по бокам) или несшивным, но обязательно перехватывался поясом (простой опояской), даже – вервью. Позднее так стали называть грубую, ветхую, изношенную одежду смердов, говоря о ней: «Руб рубом».
РУКАВ (рукавина, рустина) – пришивная часть одежды, покрывающая руку от плеча до кисти. На обрядовых и ритуальных рубахах рукава шьются длинными до подола («долгорукавки»). Рукава на русских рубашках всегда были прямыми и широкими. С изменением окружающего мира их стали зауживать к кисти, завязывать тесёмками, зажимать браслетами («обручьями») или «припосаживать» на манжеты (XVIII–XIX вв.) для уменьшения утечки собственной жизненной силы человека, защиты и сохранения чистоты энергии, удержания тепла тела.
«Добрая жена дом сбережёт, а плохая рукавом разнесёт»
«Зло в рукаве прячет»
«Трудиться, засучив рукава»
РУССКИЙ – принадлежащий к народам Руси; человек с белым цветом кожи. Ядром Российской державы является Великая Русь, народ которой называют великороссами. Народ Белой Руси называют белороссами, а народ Украины (южной окраины России) – Малой Руси, называют малороссами, или украинцами.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 855;